gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.03.2010 г.

«Братство ревнителей церковного обновления (1905-1909): Предшественники? Учителя? Оппоненты?»

Этой теме была посвящена открытая лекция к.филол.н., магистра богословия Ю.В. Балакшиной, прошедшая 23 февраля в Свято-Филаретовском институте

Ю.В. Балакшина рассказала о движении за обновление русской церкви, возникшем в Петербурге и распространившемся по всей стране в 1905 и последующие годы. Родоначальниками движения считаются «32» петербургских священника, обратившиеся к митр. Антонию (Вадковскому) с запиской о необходимости перемен в русском церковном управлении, которые, по их мысли, должны были начаться созывом Поместного собора русской церкви.

Эпоха рубежа XIX-XX веков открыла, по словам прот. Георгия Флоровского, «новое знание о человеке», связанное с осознанием его метафизической природы. С другой стороны, характерной чертой того времени была зараженность социальными и социалистическими идеями. Общество жаждало ответов на свои вопросы, обращая их прежде всего к церкви, которая не могла на них ответить: зависимость от государства лишала ее огня. Понимание необходимости перемен витало в воздухе. В этих условиях и начал действовать т.н. петербургский «кружок 32-х» - группа инициативных, деятельных, образованных священников, ревновавших об обновлении жизни церкви. 

Интеллектуальным центром и душой этой группы был, судя по всему, мирянин Н.П. Аксаков, впитавший в себя идеи А.С. Хомякова. В «кружок» входили также свящ. Константин Аггеев, свящ. Иоанн Егоров, свящ. Григорий Петров, архим. Михаил Семенов, свящ. Павел Лахостский и другие. Их первым деянием стало составление известной записки «группы 32-х петербургских священников», адресованной митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому). 14 февраля 1905 г. митрополит Антоний принял их у себя. Главной темой разговора стала просьба кружка о созыве Всероссийского церковного собора. В результате этой встречи «группа 32-х» пишет еще ряд записок о желательных преобразованиях в Российской православной церкви. В марте 1905 г. журнал «Церковный вестник» опубликовал их обращение, в котором группа писала о необходимости большей связи епископа со своей паствой, о желательности создания митрополичьих округов - небольших епархий, епископ которых хорошо знал бы своих пасомых.

В октябре 1905 г. кружок 32-х преобразовывается в «Союз церковного обновления». В это время в него входило уже около 60 человек. В этот же период оформляется программа Союза - оживление церковной жизни, создание христианских общин, кружков и союзов в каждом городе, реформа духовных школ и т.д. В конце 1905 г. «Союз...» преобразуется в «Братство ревнителей церковного обновления» под покровительством митр. Антония (Вадковского). В 1906 г. братство начинает еженедельно издавать свой журнал «Век», в котором пишет о необходимости полного и последовательного освобождения церкви от опеки государства, о создании христианских объединений, о созыве Собора. В августе 1907 г. появляются первые сведения о распаде братства, вызванном как внешним давлением, так и отсутствием внутреннего единодушия. Впоследствии многие активные участники движения несли служение возрождения церковной жизни: готовили Поместный собор, создавали братства, направляли усилия на диалог церкви и общества. Так, прот. Иоанн Егоров создал братство Святого Креста, свящ. Константин Аггеев стал одним из организаторов и вдохновителей Религиозно-философского общества в Петербурге, Н.П. Аксаков участвовал в работе Предсоборного присутствия. В годы советской власти многие пострадали за веру, приняв на себя подвиг исповедничества и мученичества.

Часто «Братство церковного обновления» называют «обновленческим» движением. Однако прямой связи с послереволюционными «обновленцами» это братство не имело. Неверное представление об этом распространилось после того, как лидер обновленцев прот. А. Введенский в одной из своих брошюр в качестве предшественников обновленчества назвал «группу 32-х». На самом деле, Введенский никогда не входил в этот кружок. Он познакомился с некоторыми его членами только в 1914 г., т.е. значительно позже распада «Братства ревнителей церковного обновления». Многие члены бывшего кружка «32-х» вошли в синодик новомучеников и исповедников С.-Петербургской епархии; епископ Симон (Шлеев) и прот. Михаил (Чельцов) причислены к лику святых. В состав послереволюционного обновленческого движения вошел только свящ. Павел Раевский. Таким образом, нет достаточных оснований связывать «группу 32-х» с обновленческим движением, инспирированным советской властью. 

Рассказ Ю.В. Балакшиной о Братстве ревнителей церковного обновления стал первым в цикле открытых лекций об истории Русской православной церкви в XX веке, запланированных кафедрой церковно-исторических дисциплин в 2010 г. 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!