Снова о современной иконописи Росписи в апсиде алтаря Свято-Серафимовского собора в Далласе Работа секции Рождественских чтений «Церковное искусство» (направление «Церковь и культура») началась с доклада магистра богословия, к.пед.н., профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института А.М. Копировского «Иконостас и росписи Владимира Григоренко в Свято-Серафимовском соборе Далласа (Техас, США)». Докладчик представил на слайдах результат девятилетнего труда иконописца, перед которым стояла сложная задача: органично вписать традиционную систему росписи в не имеющий аналогов интерьер храма, который, к тому же, первоначально расписывать не предполагалось. При этом В. Григоренко, ориентируясь на древние, в основном домонгольские формы изображений, стремился в ряде случаев найти новые иконографические решения, расположить сюжеты и отдельные фигуры святых, не повторяя уже известные схемы. По общему мнению, работа получилась удачной. Иконописцу, которого не ограничивали мелочной опекой (даже сроки окончания работ не устанавливались заранее), помогало заинтересованное внимание архиепископа и всего прихода. Открытое предварительное обсуждение, затем - торжественное открытие каждого нового сюжета, сопровождавшееся архиерейской проповедью на его тему, также создавало особую атмосферу для творчества художника. Докладчик по ходу рассказа поставил несколько вопросов общего характера: о соотношении иконостаса и системы росписи (некоторую перегруженность интерьера Серафимовского собора отметили многие), о преобладании в новых иконографиях принципа «конструирования» над свободным творчеством и т.п. Каковы сегодня перспективы церковного искусства и, в частности, настенных росписей? Что важнее - продолжать развитие «ковровой» росписи с умозрительной концепцией или обращать внимание иконописца и молящихся к одной мысли, к одному сюжету, образу? Эти вопросы А.М. Копировский обратил ко всем участникам конференции. Член Союза художников, член-корр. РАЕН, доцент Российского Православного института св. Иоанна Богослова, известный иконописец А.И. Чашкин с огорчением констатировал, что многие священники и сегодня отдают явное предпочтение не иконам в древнем стиле (которых они иногда просто боятся), а натуралистической или «живоподобной» манере письма. В заключение он с благодарностью отозвался о сборнике материалов конференции «Церковное искусство, его восприятие и преподавание», проходившей в 2006 году в Свято-Филаретовском институте. Другие участники секции не раз обращались к проблеме самостоятельности, творческого подхода и оригинальности в церковном искусстве, чего на сегодняшний день явно не хватает. В заключение работы секции её руководитель, искусствовед, декан факультета церковно-исторической живописи РПУ св. Иоанна Богослова и зав. кафедрой христианского искусства ББИ, канд. культурологии И.К. Языкова, представила альбом одного из наиболее известных российских иконописцев Александра Соколова и высказала мнение о необходимости встреч иконописной секции чаще, чем раз в год, что было с одобрением встречено участниками заседания. КИФА №2(108) февраль 2010 года |