Всякая ли власть от Бога? В часовне Свято-Филаретовского института прошел семинар "Ответственность духовенства и мирян за Церковь в годы советских гонений" Семинар "Ответственность духовенства и мирян за Церковь в годы советских гонений" состоялся в часовне Свято-Филаретовского института (СФИ) в Москве 6 февраля. Организаторами выступили Свято-Георгиевское, Крестовоздвиженское и Покровское малые православные братства и Братство во имя новомучеников и исповедников российских. В канун дня памяти новомучеников и исповедников российских участниками были подняты вопросы об ответственности за Церковь в годы советских гонений в 1920-30-е годы, о сохранении веры, традиции, богослужения, а также жизней самих верующих.
Заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ, кандидат исторических наук Константин Обозный выступил с докладом "Отношения Церкви и власти в 1920-30-е годы". Докладчик отметил, что взаимоотношения Церкви с государством российским всегда были непростыми; ещё в XIX веке поднимался вопрос о свободе и независимости Церкви от государства, а в XX веке их взаимодействие определялось, в основном, в рамках двух основных парадигм - "полное отделение Церкви от государства" или существование Церкви "с опорой на поддержку государства", что подразумевало, по крайней мере, её легальность в политико-правовом разрезе. К.Обозный упомянул "компромиссное" решение Поместного собора 1917-1918 годов (в советской историографии традиционно ассоциировавшегося с "контрреволюционной" линией) об "освобождении Церкви", при условии что "Церковь вправе ожидать поддержки от государства и православие должно оставаться ведущей конфессией в государстве". По мнению докладчика, декрет Совета народных комиссаров РСФСР "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" от 23.01.1918 года "был воспринят негативно" населением. Позже, однако, отделение стало не так однозначно, а духовенство сомневалось, "всякая ли власть от Бога", и задавалось вопросом: "Как молиться за советскую власть - сатанинскую власть конца времён?" Заведующая богословским колледжем при СФИ, председатель Свято-Георгиевского малого братства Людмила Комиссарова развила тему взаимоотношений Церкви и государства в первые десятилетия советского режима. Она пояснила, что Церковь была лишена возможностей легального существования: в соответствии с упомянутым декретом Церковь лишалась собственности, не могла быть юридическим лицом, а своё имущество должна была передать в общественное распоряжение. Фактически Церковь оказалась перед следующей дилеммой: легализация vs погибель. "Нельзя загонять Церковь в подполье, чтобы верующие не могли приходить, молиться, участвовать в таинствах". Бакалавр богословия Ольга Филиппова выступила с докладом "Епископское служение и спектр пастырских задач епископов новомучеников и исповедников 1920-30-х годов", в котором на основе изученных письменных источников рассказала о примерах самоотверженного служения священномучеников митрополита Петра (Полянского), митрополита Вениамина (Казанского), митрополита Кирилла (Смирнова), архиепископа Петра (Зверева), епископа Дамаскина (Цедрика), епископа Павлина (Крошечкина), епископа Германа (Ряшенцева) и других. По её мнению, служение в те сложные времена воспринималось "как кратчайший путь на Голгофу". Модератор мероприятия преподаватель литургики СФИ, председатель братства во имя новомучеников и исповедников российских Светлана Чукавина в своём докладе "В.И. Экземплярский: от размышления о пути реформы к возрождению общины" рассказала о жизни и служении Василия Экземплярского (1875-1933), который выступил с предложением реформы Церкви в трёх направлениях: храмовое богослужение, церковное учительство и церковная организация. Ректор СФИ о. Георгий Кочетков отметил, что при утрате веры в Церковь, когда пропадает надежда "на Бога и Церковь как единое целое", люди обращаются к "другим подпоркам" - прежде всего, в виде государственной власти. "Обновленчество проходило без обновления": представители обновленчества не стеснялись сотрудничества с "безбожной и богохульной властью", что объясняли попытками обновить Церковь. Одновременно и Патриаршая Церковь также шла на сделки с совестью (Декларация о лояльности советской власти 1927 года). Беды и разобщённость усугубляли кризис, в котором оказалась Церковь. "История показала: самыми верными Богу и людям оказались те, кто объединялся в общины или братства, движения, те, кто действительно собирал весь народ Божий". В других докладах описывался опыт мирянских общин в годы гонений: бакалавр богословия, председатель Крестовоздвиженского малого братства Сергей Озерский сделал доклад на тему "Ответственность за сохранение аскетической традиции в Церкви"; преподаватель СФИ Максим Зельников рассказал о "Внешней и внутренней борьбе за Церковь". Докладчики и дискуссанты, прибегая к академической манере изложения материала, старались сглаживать особо болезненные вопросы кризисного состояния Церкви и общества того периода, избегать кровавых подробностей жестокости представителей власти. Участникам удалось создать атмосферу единогласия и взаимопонимания. Блестящую иллюстрацию сущности взаимоотношений Церкви и государства в 1920-30-е годы дал в своём выступлении Сергей Озерский, напомнивший о том, как на допросе в органах внутренних дел иерея Иоанна (Савицкого) в 1937 году попросили "рассказать о своей контрреволюционной связи с Николаем Чудотворцем и Георгием Победоносцем" и поручениях последних обвиняемому. Сергей БРОНИН, |