gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.01.2010 г.

Стереотипы не должны мешать

О том, что можно иконописцу - директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов

- Геннадий Викторович, можно ли сказать, что сейчас в нашей стране началось возрождение традиций иконописи?
 
- Вообще-то традиции не прерывались. Даже в эпоху развитого социализма была своя иконопись. Тогда несколько человек писали за рубежом. Да и внутри страны тоже были свои работы. Например, сестра Мария Соколова, принявшая тайный постриг с именем мученицы Иулиании, руководила иконописным кружком в Московской духовной академии, расписывала храмы и передавала свои знания ученикам.
 
- Но сейчас появилось столько мастерских, что так и хочется говорить о расцвете иконописи.
 
- Вам хочется говорить о расцвете, а вот у меня есть большие претензии к современным иконописцам. Многие из них стилизуют свою живопись под греческий XII век, под Андрея Рублева или Дионисия и таким образом пытаются войти в давно утекшую воду. Ведь как бы мы ни рядились в одежды древних и ни рассуждали о традициях древнерусского искусства, честно говоря, его-то мы и не знаем. Это трудный язык, особое понимание пространства и совсем другая эстетика, отличная от нашей.
 
- Сказывается ли массовая канонизация новомучеников на развитии иконописи?
 
- Большинство новых святых жили в XIX-XX веках. Сохранились их прижизненные портреты и фотографии. В результате произошло столкновение символического изображения с фотографическими документами, и возникла некая двойственность. Но со временем будут выработаны каноны. К тому же запрета, что святой не может выглядеть на иконе как живой человек, на самом деле нет. Это стереотип.
 
- Вы можете привести примеры из относительно недавнего прошлого, когда художникам удавалось разбить эти стереотипы?
 
- Мне приходилось немного заниматься обществом «Икона в Париже 20-30-х годов». В него входила такая художница - Юлия Николаевна Рейтлингер. Так вот ей удалось найти точку пересечения, в которой приемы современной живописи оказались совместимы с иконописью. Ее работы были настоящим искусством, и очень экспрессивным, и очень тонким. Но нельзя брать то, что уже сделано. У каждой эпохи должен быть свой иной путь.
 
- В том числе и с изображением современных сюжетов?
 
- Если есть каноническое основание для сюжета, связанного с современными событиями, то почему бы и нет. Ведь на самом деле на иконе можно изображать все. Просто надо понимать, что икона - это все же не иллюстрация к современной жизни.
 

"Огонёк"
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!