Возвращение Диомида? В самом конце прошлой недели на портале «Русская линия» был помещен неожиданный материал под знаменательным названием: «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?» Это «записка-обращение одного известного московского священника» к Святейшему Патриарху Кириллу, которая была передана в президиум епархиального собрания московского духовенства. Патриарх не счел нужным ее оглашать (что само по себе неудивительно, поскольку число таких записок всегда превышает возможности зачитывать их все, и поэтому неизбежен отбор). Однако, как представляет дело неназванный автор записки, якобы вовсе не в регламенте собрания, а в содержании обращения к Патриарху, поскольку оно-де «касается всех верных чад Русской православной Церкви». Редакторы «Русской линии» уже от себя добавляют, что автор, по их сведениям, «выражает позицию многих московских священнослужителей». От такого начала всякий читатель должен насторожиться, и очень скоро станет ясно, что не зря. Вновь, после некоторого затишья, мы сталкиваемся с информационной агрессией направленной непосредственно против Святейшего Патриарха. А средством для угроз, в полном, к сожалению, соответствии с советско-чекистскими методами, стало обвинение в поддержке «недобитых врагов» Святого Православия, где среди первых вновь оказался иерей Георгий Кочетков. Духовные чада известного православного московского клирика, священника Георгия Кочеткова наверняка вспомнят клеветнические кампании 1994, 1997, 1999 и 2000 годов, причем все одновременно, поскольку в такой густой массе потоки грязной лжи по адресу их духовника, да еще и в небольшой по объему записке давненько не изливались. Православный миссионер с мировым именем, многолетний переводчик богослужебных текстов, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, предстал в наспех состряпанном пасквиле совершенным исчадием ада: сектант, «коверкает богослужение», « грубо искажает православное вероучение» и т.д. Многократно слышали, читали и цена всей этой мерзости хорошо известна. Желающих убедиться в лживости и клеветническом характере материала «Русской линии» достаточно отослать к давно опубликованным документам, из которых читатель узнал бы, что благословение Патриархом Алексием Вторым Свято-Филаретовскому институту давалось, а кроме того институт дважды получал подтверждение лицензии Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата также в бытность Алексия Второго Святейшим Патриархом, и в лицензии этой подтверждено полное соответствие преподаваемых в Свято-Филаретовским институте богословских дисциплин православному вероучению, что никакого «избиения священника в алтаре» не было, что о. Георгий никогда от причастия не отлучался, как и не переставал быть клириком г. Москвы. Точно так же легко убедиться по документам, что Синодальная комиссия под председательством Митрополита Минского и Слуцкого Филарета не подтвердила, а наоборот - опровергла клеветническое заключение так называемой московской комиссии Правдолюбова и засвидетельствовала, что никаких отступлений от православного вероучения в трудах о. Георгия Кочеткова нет. Все это наверняка хорошо известно и автору упомянутой записки, и сотрудникам «Русской линии». Но слишком очевидно, что суть дела не в этом, ибо главной мишенью здесь является вовсе не сам отец Георгий, а высшее церковное руководство. В самом деле, кем в записке предстает Святейший Патриарх Кирилл? - Вероломным разрушителем основ Православной веры, разорителем Святой Церкви, реформатором и обновленцем, поскольку дескать, решил поддержать деятельность Свято-Филаретовского института (СФИ). А поддержка-де несомненна, поскольку на актовом дне CФИ его профессорско-преподавательский состав и студенчество приветствовали сотрудник одного и руководители двух отделов московской Патриархии. Вообще-то этот пропагандистский трюк рассчитан на простака. Ведь далеко не все знают, что присутствие сотрудников отделов Патриархии на актовом дне Свято-Филаретовского института - дело обычное. Вполне естественно поприветствовать лицензированный Патриархией православный институт: и институт небольшой, и форма приветствия камерная. Только очень воспаленный мозг мог трактовать такое событие как выходящее из ряда вон, да еще и как угрозу Русской Православной Церкви. Однако ясно, что здесь-то мы имеем дело не с расстроенной психикой сумасшедшего одиночки, а со спланированной атакой на Святейшего и высшее церковное руководство. В самом деле, что хотят высказать Патриарху анонимные обвинители, якобы от имени «многих московских священников»? Ему прямо угрожают, что мифические «реформаторские тенденции» в Церкви «вызовут возмущение у большинства (!) верующих и нестабильность (!!) в нашей Церкви». Это высказывается в адрес Патриарха, который непрерывно предупреждает об опасностях реформаторства. Возникает вопрос: кому и зачем понадобилась такая подтасовка, какие круги могут выступать со столь неприкрытыми нападками? Что речь следует вести именно о кругах и силах видно и из намеков на «многих священнослужителей», «православную общественность» и даже «большинство верующих». То есть дело представлено так, что Патриарху направлена не записка от одного человека, а петиция от большей части Русской Церкви, ни много, ни мало! А чего стоит предупреждение о возможной нестабильности в Церкви! Ведь, говоря прямо, высшему церковному руководству угрожают беспорядками, если оно ..., кстати, если оно - что? Опасение «реформаторских тенденций» и «обновленчества» - для детей и наивных, но тогда о чем предупреждают Патриарха, и кому может быть опасен Патриарх? Все дело, думается в том, что нынешний Патриарх и его ближайшее окружение ратует за широкое духовное просвещение и образование, а также за активную миссионерскую позицию Церкви. Его многочисленные проповеди и в храмах и на светских мероприятиях, и в СМИ уже вызвали широкий положительный резонанс. Но кому все это может помешать, да еще и в церкви? Неужели существуют такие люди, и тем более круги? Увы, существуют, и довольно давно. Помнится, еще в середине девяностых, эту публику известный ученый и публицист Рената Гальцева метко назвала «воинствующими бездвижниками». Для них всякое просвещение - измена Православию, потому что Православие - это не вера в преображающую человека победу Христа над смертью, а средство самоутверждения за счет людских слабостей. Поэтому даешь не просвещенную веру и понимание духа и смысла Евангелия, а механическое соблюдение «преданий», часто к тому же вымышленных. Естественно, что Православие - это не творение любви и не устроение божественной красоты в жизни, а послушание самозванному лжестарцу (о подозрительном распространении которых неоднократно предупреждал еще покойный Патриарх Алексий Второй). Наконец, Православие - это средство сознавать себя когортой избранных за счет только что названных упражнений и одновременно зачислять остальной мир, церковный и нецерковный, в слуги сатаны. То, что такая линия поведения еще и тесно связана с желанием подчинять и властвовать, наверное, в дополнительных комментариях не нуждается. А тут тебе тычут миссией и просвещением! Ясно же, что своя власть под угрозой. А вот это совсем не шутка. Ведь и впрямь, торжество духовного просвещения это потеря власти для фундаменталистов-мракобесов. И если кто-то думает, что с осуждением такого «защитника Православия» как низложенный епископ Диомид все успокоилось, - то он сильно заблуждается. Неуравновешенный Диомид, бросавший покойному Патриарху уже известные нам обвинения в измене Православию и т.п., был только знаменосцем сил и одновременно марионеткой куда более могущественных кукловодов, которые пока никуда из Церкви не делись. И вот эти уже вполне могли почуять неладное для себя в просветительских и миссионерских намерениях нынешнего Патриарха. Это неладное - не что иное, как потеря своего влияния и могущества, а уж за это они будут стоять насмерть. И если не найдется новый камикадзе - Диомид «второй», то не исключено, что угрожающие записки от «православной общественности» и «трудового священства» будут поступать чаще. Удивляться не стоит, но цену им знать надо. Константин НИКОЛАЕВ |