gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.12.2009 г.

О пражском периоде служения архиеп. Сергия (Королева) и прот. Сергия Булгакова рассказывает помощник ректора КДА Владимир Викторович Бурега

А. Алиева: Сейчас немногие исследователи обращаются к творчеству архиепископа  Сергия (Королева). Скажите,  что привлекло Вас в этой фигуре?

В.В. Бурега на актовом дне СФИ В.В. Бурега: Я уже более десяти лет занимаюсь историей православия в Чехословакии. И, конечно, изучать историю православия в этой стране в XX веке, особенно в межвоенный период, не учитывая фигуру владыки Сергия, невозможно.  Пожалуй, он являет собой одну из ярчайших личностей православия указанного периода. Я пришел к этому выводу скорее исходя не из его наследия, а из общего контекста изучения церковной истории в этом регионе. Ну и  с самого начала меня поразило в деятельности владыки Сергия, что, несмотря на очень сложную ситуацию в среде русской эмиграции, чрезвычайно ожесточенные и напряженные споры между «евлогианами», «карловчанами» и сторонниками Московской Патриархии; несмотря на спор между Константинопольской и Сербской Церквами за каноническую юрисдикцию в Чехословакии, владыка Сергий сумел сохранить единство своей паствы в Праге. Это совершенно уникальное явление - в пражском приходе не было разделений. Вспоминания владыку Сергия, все в один голос говорят, что это была личность, которая могла объединять всех.

Я думаю, что объединять получалось благодаря пастырскому императиву в его деятельности. То есть он принципиально уходил от всякой политики, тем более, что в эмиграции оказались представители разных политических партий. Более того, в Прагу в основном эмигрировали члены левых партии, главным образом эсеры. Монархистов в Праге было совсем немного. Владыке Сергию приходилось как-то удерживать в Церкви эту очень сложную паству, которая до революции была  скорее околоцерковной. И он принципиально уходил от политических вопросов. Его пастырский авторитет, его  принципиальный уход от всего того, что может паству разделять, позволили  сохранить  единство. Владыка Сергий не оставил никаких  систематических трудов. Лишь проповеди и беседы. Но если почитать воспоминания о нем тех людей, которые его знали, можно сказать, что у него действительно была особая, своя концепция пастырской деятельности, которая собственно и  была реализована. Не зря митрополит Евлогий говорил, что считает пражский приход образцовым приходом во всем своем митрополичьем  округе и всегда отдыхает в нем душой. Поэтому, когда с такой личностью сталкиваешься, то обойти ее невозможно, хочется узнать о ней как можно  больше,  потому что такой опыт всегда будет интересен и востребован.

А. Алиева: Вы изучали  пастырский опыт владыки Сергия, устройство прихода, скажите, что мы могли бы взять из его опыта для нашей церковной жизни?

В.В. Бурега: Есть очень интересные воспоминания о Владыке Сергии  протоиерея Александра Ребиндера, который служил в пригороде Парижа. Он попытался  разобраться, в чем же суть концепции приходской жизни владыки Сергия. О. Александр отмечает две вещи. Во-первых, особый подход к  богослужению, стремление, чтобы оно, даже при минимальных средствах совершалось с особым благолепием, с особым настроем,  подъемом, чтобы оно переживалось всегда   всей общиной как нечто особенное.  Например, после богослужения бывали: совместное шествие на Никольское подворье, чаепитие, и так далее. То есть богослужения занимали  особое место в жизни общины. И как пишет о. Александр Ребиндер, литургическая школа Владыки Сергия высоко ценилась в Париже, на Сергиевском подворье, потому что он  воспитывал особых людей,  которые особо чувствовали и знали богослужение. Во-вторых,  Владыка Сергий всегда подчеркивал особую важность братского общения внутри приходов. Он говорил, что постоянное взаимодействие людей необходимо в рамках прихода. Именно в общении люди  проявляются и воспитываются. Можно сказать, что он создавал определенную общинность. Например, у него в приходе были четверги (так  назывались дни, когда он собирал общину). Приход был небольшой, и все знали, что по четвергам у владыки Сергия - чай. Он ставил самовар, доставал варенье, собственноручно приготовленное, поил всех чаем и обязательно организовывал непринужденное общение, в ходе которого люди могли задавать вопросы и получать на них ответы. Я думаю, что он сумел создать атмосферу семейности,  доверия. Митрополит Евлогий пишет в воспоминаниях, что приезжая в Прагу, оставался ночевать у владыки Сергия. И в это же время у владыки могли ночевать прямо на полу бездомные студенты. В воспоминаниях о владыке Сергии  есть много вещей, которые, я думаю, могут быть востребованы и современной пастырской практикой. На них стоит обратить внимание.

А. Алиева: А что Вас привлекло в Пражском периоде жизни и творчества  протоиерея Сергия Булгакова? Что Вам видится наиболее ценным в его богословском и пастырском опыте?

В.В. Бурега: Ну, его я знаю меньше. Я  пытался специально изучить его служение в Праге, но оно было чрезвычайно непродолжительным, всего лишь два неполных года. Интересно, что в Праге он с самого начала занял особую нишу. Митрополит Евлогий дал распоряжение, что отцу Сергию Булгакову поручается исполнение пастырских обязанностей для русского студенчества. То есть с самого начала о. Сергий занимался окормлением студенческой паствы. Он приехал в Прагу в качестве профессора, соответственно вращался прежде всего в академических кругах, и главным образом, общался с русским студенчеством. Как рассказывают потомки эмигрантов, значительная часть молодых  людей в Праге нуждалась в особом пастырском окормлении. Они все пережили  крушение жизненных планов. Скажем, молодые люди начали учиться в России, в Петербурге или в Москве. После Октябрьского переворота, они оказались в белой армии, затем в эмиграции.  Разрушились их семьи, потерялись связи и так далее. Многие были на грани  самоубийства. Рассказывают, что  в этой среде были частые суициды, и что о. Сергий Булгаков старался найти ключ к этим людям, чтобы их, так сказать, пастырски   реабилитировать. Это была его главная задача. Поэтому о его деятельности собственно в приходе сохранилось гораздо меньше и документов, и свидетельств. Именно потому, что о. Сергий трудился, прежде всего, в студенческой среде, митрополит Евлогий не стал его официально назначать настоятелем пражского прихода, хотя такой вариант рассматривался. И в Праге о. Сергий оставил по себе память прежде всего как пастырь студенчества. Именно там он начал издавать журнал «Духовный мир студенчества» и успел выпустить четыре номера. Чрезвычайно интересное издание, ориентированное именно на студенческую среду. Так что студенческое христианское движение,  которое потом расцвело в Париже, зарождалось в Чехословакии. Это  очень важное пастырское наследие отца Сергия Булгакова.

Информационная служба СФИ

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!