gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
20.11.2009 г.

Новый труд по истории России ХХ века как пособие по покаянию

Презентация двухтомника «История России. ХХ век», вышедшего в издательстве «Астрель» под редакцией доктора исторических наук, профессора МГИМО Андрея Зубова состоялась 16 ноября в Культурном центре «Покровские ворота». Ответственный редактор и один из авторов-протоиерей Георгий Митрофанов представляли издание как «первую масштабную антикоммунистическую версию истории России ХХ в» как «покаянно-критическое осмысление пути русской истории». Своим мнением о книге на презентации поделились публицист и телеведущий Александр Архангельский и игумен Петр (Мещеринов).

Чем отличается это издание от многих других исторических книг? Почему так быстро был практически раскуплен пятитысячный тираж этого весьма объемного и недешевого издания, а на презентации яблоку негде было упасть? С начала перестройки и по сей день большинство новых учебников истории России пронизано «советским духом», считает профессор МГИМО Андрей Зубов. Концепция нового издания, которая формировалась  при непосредственном участии А.И.Солженицына, выбирает в качестве мерила не государство, не экономический прогресс, не военную мощь и даже не модернизацию страны, а - человека. «Человек, его достоинство, свобода, счастье, возможность максимально раскрыть свой потенциал - вот что было положено в основу всех оценок истории России ХХ в.», -- сказал на презентации ответственный редактор.

Написанная с таких позиций книга не стала учебником (в традиционном его понимании). Как отметил А.Зубов, каждая тема раскрыта «исчерпывающе полно»; внимание уделяется не только главным деятелям, но и менее известным людям как творцам истории; издание насыщено биографиями, фрагментами мемуаров, дневников и других частных свидетельств; приводятся также значимые мнения разных историков о тех или иных событиях; значительный раздел посвящен Белому движению, его «низовому» происхождению и массовой поддержке. Однако очевидно, что эти  увесистые тома общим  объемом почти в 150 печатных листов можно использовать как учебное пособие, а профессор Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) о.Георгий Митрофанов сообщил, что в  этом учебном заведении данное издание уже принято в качестве основного учебника по истории России ХХ века.

История ХХ  века - это «ключ коллективной памяти» нынешнего поколения россиян, это время «огромного внутреннего слома, последствия которого до сих пор не уврачеваны», поэтому необходимо осмысление этого периода с точки зрения «рухнувшего коммунистического режима», отметил А.Зубов. Антикоммунизм стал той общей платформой, которая позволила объединить усилия 45 авторов из разных стран, что само по себе можно считать «уникальным», заметил известный  историк Церкви, протоиерей Георгий Митрофанов. По его словам, все авторы согласны в том, что «коммунизм - это катастрофа для России и для всего мира», однако причины коммунизма, его последствия для России они видят по-разному.

Опыт преподавательской деятельности о.Георгия в СПбДА и работы в Синодальной комиссии по канонизации святых позволил ему рассмотреть духовные причины утверждения коммунизма в России - он написал главы по истории Русской Церкви в ХХ в. Автор поставил перед собой следующую задачу: рассмотреть основные этапы  истории Русской Церкви ХХ в. в контексте исторических событий и показать, что Церковь «не только умирала, не только мученической кровью утверждала свое право быть самой собой», но и «очень серьезно осмысливала свой путь». Этот акцент очень важен для автора: многие иерархи-новомученики со всей остротой ставили вопрос об ответственности Русской Православной Церкви за то, что происходит с Россией, но в то же время думали и о том, на чем будет основано будущее церковное возрождение в России, отметил о.Георгий. «Все человеческое было уничтожено в России, но есть сверхчеловеческое - это Церковь, ее уничтожить нельзя. Это одно из немногих чудес, которые совершились в ХХ в.в России, --  чудо сохранения Русской Церкви. По всем признакам она не должна была сохраниться, а она сохранилась», -- сказал он.

Самым ценным в этом коллективном историческом сочинении священник считает «покаянно-критическое осмысление пути России в ХХ веке». «Мы начинаем критически, а значит - покаянно размышлять об истории России, а значит - о нас самих», -- отметил автор. Церковный историк убежден, что «для любого христианина осмысление истории предполагает открытие для себя воли Божией, ибо Бог говорит с человеком через историю». Говоря о «прочном укоренении» в современной Церкви «исторического беспамятства», он отметил значение нового издания для подготовки будущих священнослужителей, для развития «исторического самосознания» в духовном образовании.
Однако  о.Георгий не во всем согласен с подходом ответственного редактора. В частности, по мнению протоиерея, книга «поможет вдумчивому читателю устыдиться за ту страну, в которой мы жили», но вряд ли вызовет «печаль и скорбь о той уникальной стране, которую мы потеряли». «По-настоящему ужаснуться ХХ в. можно только тогда, когда  ты по-настоящему восхитишься веком XIX и началом ХХ», однако такой задачи книга не решает, отметил выступавший.

Отвечая на вопросы о том, почему в России до сих пор не произошло подлинного осознания трагедии ХХ в., о.Георгий и А.Зубов говорили о духовной природе большевизма, об «успехах» коммунистической идеологии, плодом которой в России явился «новый тип человека», неспособного мыслить самостоятельно. «Процесс возрождения России может быть связан только с возрождением человека и осознанием им собственного пути», -- сказал А.Б.Зубов, отметив, что новое издание на этом пути может стать своего рода «пособием по покаянию».

Игумен Петр (Мещеринов) не склонен питать больших надежд на возрождение России, полагая, что «мы уже прошли точку невозврата». Поэтому он считает, что представленный исторический труд предназначен «не столько для общества, сколько для личностей, готовых воспринять библейский взгляд на историю», которым, по его словам, пронизана новая книга.

Для Александра Архангельского самым важным в новом издании является то, что русская история представлена в нем как «нечто целое и нравственно закономерное». В частности, впервые в столь фундаментальном труде гражданская история рассматривается вкупе с историей Церкви, считает он. Говоря об историческом самосознании в России, точнее, о его отсутствии, публицист отметил, что возможность подлинного осмысления истории в краткий период начала 90-х гг. не была использована. Современная же «элита», как будто получив «ярлык на беспамятство и успокоение», вновь говорит о приоритете державности, государственной мощи и т.д. Но «подсознательно» нация не может удовлетвориться «ложным консенсусом», и для всех очевидно, что поиски «ценностного, человеческого» измерения настоящей истории идут в разных областях общественного сознания (в кино, литературе, публицистике и т.д.). «А в России историческое самосознание обостряется накануне больших разворотов», - поделился тревожными наблюдениями телеведущий.

Два условных вектора - «пессимистический» и «оптимистический» -- очевидно разделяли  высказывания участников презентации. Уповая на духовное возрождение России, профессор Зубов  отметил: «Христианская интенция нашей книги в том, чтобы вселить надежду, чтобы пробудить от сна». «Мы уже опоздали с пробуждением», -- парировал о.Георгий, и добавил: «Эта книга хорошо показала, что ничего, кроме веры во Христа, у нас уже не осталось».

Юлия ЗАЙЦЕВА

 

www.blagovest-info.ru

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!