В Гамбурге открываются православные богословско-катехизаторские курсы для мирян По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге открываются вечерние двухгодичные богословско-катехизаторские курсы для мирян. Преподавание будет вестись силами профессорско-преподавательской корпорации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Выпускники (кроме вольнослушателей) получат сертификат, позволяющий вести уроки Православия в школах тех земель Германии, где принят закон, предусматривающий подобные занятия. Запись на курсы ведется до 15 ноября 2009 года. Торжественное открытие богословско-катехизаторских курсов состоится в храме во имя святого Иоанна Кронштадтского в Гамбурге 26 ноября. Узнать подробнее о курсах и записаться на них можно на сайте храма www.hamburg-hram.de. Патриархия.ru У православных священников при въезде в Турцию продолжают требовать снять кресты и облачения Надежды на улучшение в области прав религиозных общин в Турции в 2009 году в очередной раз потерпели крах, заявил Отмар Оринг из Немецкой католической миссии в комментарии «Форуму 18». Мусульмане-алеви прервали формальные переговоры с правительством о нарушении их прав. Ланч на высшем уровне с премьер-министром Тайипом Эрдоганом в августе 2009 г., на котором присутствовали пять глав религиозных меньшинств, включая Вселенского патриарха Варфоломея, закончился посещением двух зданий, ранее принадлежавших православной церкви. Но это не привело к конкретным улучшениям. Ограничения для христианских паломников из других стран, напротив, увеличились. У христианских клириков, прибывших из других стран, требуют снимать облачения перед въездом в страну, существует также жесткий запрет на религиозные облачения в публичных местах (исключение делается только для патриархов и других религиозных лидеров). Такие требования многократно предъявлялись к клирикам Русской, Греческой и Грузинской православных церквей при въезде в Турцию в 2009 г., хотя ранее таких требований не выдвигалось. Накануне очередного заседания комиссии по диалогу между православными и католиками Элладская Церковь выступила за продолжение диалога - но при определенных условиях Элладская Православная Церковь не возражает против диалога между православными и католиками в случае, если он будет проходить при соблюдении православных канонов и постановлений Вселенских Соборов, говорится в специально принятой декларации, опубликованной на греческом сайте «Amen.gr». 15 октября Собор высшего клира Элладской Православной Церкви по предложению Архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима обсудил сообщение о предстоящем пленарном заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами, которое началось 17 октября на Кипре. Собор выразил свое отношение и сформулировал требования к постановлениям этого мероприятия в специальной декларации. Во время обсуждения были зачитаны обращение Константинопольского Патриарха Варфоломея с критикой так называемого «Исповедания веры против экуменизма», которое было подписано рядом клириков и мирян Элладской Церкви, а также просьбы греческих митрополитов к Синоду ознакомить их с текстом, который был подписан в Равенне, и проектом текста, который будет обсуждаться в ближайшие дни на Кипре относительно примата Папы Римского в Церкви в первом тысячелетии. Митрополит Никопольский Мелетий, председатель Синодальной комиссии Элладской Церкви по межправославным и межхристианским связям, митрополит Месинии Хризостом, элладский представитель в диалоге с католиками, и митрополит Перистерии Хризостом ознакомили собравшихся как с историей развития вызвавшего вопросы диалога, так и с Равеннским текстом и задачами Смешанной комиссии, которые планировалось рассмотреть на Кипре. После активного обсуждения греческие архиереи сформулировали следующие 6 пунктов, в которых выразили свою позицию: 1. Необходимо полное осведомление Синода Элладской Церкви о событиях, связанных с православно-католическим диалогом. Высшая иерархия должна быть ознакомлена со всеми его фазами. В противном случае никакой текст не может к чему-либо обязать Церковь. Этого требует и соборный характер Церкви. 2. Диалог необходимо продолжить, но в православных экклезиологических и канонических границах, при постоянном согласовании с Константинопольским Патриархом, чтобы принятые решения имели общеправославный характер. 3. Представляющие Элладскую Церковь в этом диалоге лица должны иметь широкие познания в православном богословии, экклезиологии и церковном предании и направлять свои знания и силы для достижения цели «да будут все едины во истине» в необходимых богословских рамках и решениях всеправославных совещаний. 4. Равеннский текст и текст, который, возможно, будет принят на Кипре, станут действительными для всех только в случае их одобрения Поместными автокефальными Церквами, а следовательно, и соборной Элладской Церковью. На практике это означает, что предъявление «свершившихся фактов» станет невозможным без синодального решения иерархии Элладской Церкви, ибо иерархи являются хранителями Православного предания, которое епископы исповедуют во время своей хиротонии. 5. Относительно текста, который на предстоящем пленарном заседании Смешанной комиссии планируется посвятить истории первенства Римского Папы в первом тысячелетии, представителям Элладской Церкви было дано указание о том, что в конечном варианте текста необходимо учесть каноническую позицию по данному вопросу, сформулированную в деяниях Вселенских Соборов, в частности, в 3-м правиле Второго Вселенского Собора и 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора. 6. Иерархия Элладской Церкви продолжит следить за развитием диалога между Православной Церковью и инославными и на данном этапе считает, что дальнейшее распространение текста «Исповедания веры против экуменизма» является лишним. Иерархи призвали всех верующих довериться своим пастырям и избегать действий, которые могут создать дополнительные проблемы. Седмица.ru Встреча комиссии по диалогу между православными и католиками не завершилась принятием итогового документа Очередная встреча Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической Церквами не завершилась принятием итогового документа. Ее участники назвали состоявшиеся дискуссии болезненными, сообщает греческое агентство «Amen.gr». Комиссия не смогла обсудить все пункты предложенного текста о роли Римского епископа в единстве Церкви в первом тысячелетии, и в результате эта тема осталась открытой для обсуждения до следующей встречи, которая запланирована на сентябрь 2010 года в Вене. Вызвавший дискуссии текст состоял из 13 страниц и 32 параграфов. «Трудностей было много, поэтому и разговоры проходили в медленном темпе, - заявил не названный по имени участник встречи. - Была обсуждена только половина параграфов. Замедление вызвано не только различными толкованиями, которые участники обеих сторон давали положениям текста, но и различными позициями отдельных представителей Православных автокефальных Церквей по определенным вопросам». Смешанная комиссия по богословскому диалогу рассматривала тему о роли Римского епископа в первом тысячелетии в четырех ракурсах: 1. Римская Церковь как «первая между поместными Церквами Востока и Запада»; 2. епископ Рима как наследник апостола Петра; 3. роль Римского епископа в периоды кризисов в церковной общности; 4. влияние небогословских факторов. Тот же источник греческого агентства расценил результаты встречи как доказательства против имеющего хождение в ряде СМИ «утверждения, что православные представители пошли на уступки и компромиссы» в диалоге. Православный секретарь комиссии митрополит Сасимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) заявил, что работа над проектом текста была напряженной, но не успела завершиться. Он сказал также, что православные участники комиссии выразили сожаление относительно негативных реакций со стороны местных христиан по поводу проведения встречи. Кроме того, митрополит заявил, что «диалог продолжается, базируясь на здоровых основах истины и предания Православной Церкви». Седмица.ru КИФА №14(104) ноябрь 2009 года |