gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Борис Талантов и братство вятских христиан в начале 60-х. Доклад Е.С. Останина на конференции
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.10.2009 г.

Борис Талантов и братство вятских христиан в начале 60-х

Доклад Е.С. Останина на конференции «"Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего": общность, общение, община в современном мире»

Борис Талантов
Борис Талантов в 1940 году
Среди подвижников христианской веры, прославивших своими деяниями Вятскую епархию, особое место принадлежит мирянину Борису Владимировичу Талантову (1903-1971). Преподаватель математики в кировских вузах, дважды уволенный с работы за религиозные убеждения, он в 1950-1960-е гг. вёл героическую борьбу в защиту свободы совести и других прав человека и стал неформальным лидером вятских верующих, а его квартира превратилась в своеобразный штаб сопротивления. C 1966 г. некоторые его произведения переправлялись на Запад. Благодаря передачам зарубежного радио и статьям в западной печати его борьба приобрела и международную известность.

Талантов также был религиозным мыслителем, автором неопубликованных работ, посвящённых апологии теизма, анализу внутреннего кризиса в Русской Православной Церкви и её реформированию. Как политический мыслитель, он подверг сокрушительной критике теорию и практику советского коммунизма. В 1969 г. за свою правозащитную деятельность Талантов был арестован и осуждён Кировским областным судом по статье 190-1 к двум годам лишения свободы. 4 января 1971 г., за полгода до истечения срока заключения, он умер в тюрьме, повторив судьбу своих брата и отца, уничтоженных в сталинское лихолетье. Реабилитирован 4 апреля 1990 г. постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР. В 1981 г. прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви За границей в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. В 2007 г. после воссоединения РПЦЗ и РПЦ МП началась подготовка к канонизации его в России.

Из всего обширного рукописного наследия Талантова в России опубликовано только две его работы: «Сергиевщина, или приспособление к атеизму (Иродова закваска)» и «Бедственное положение Православной Церкви в Кировской области» [1]. За границей издано несколько больше, но и там остаётся неизвестным многое из написанного им и относящегося к нему. К сожалению, Талантова гораздо лучше знают и почитают на Западе, чем на его собственной малой и большой родине.

До последнего времени не существовало научных исследований о Талантове. Но его упоминали российские светские и церковные авторы, пишущие о государственно-церковных отношениях в нашей стране во второй половине XX века (И.И. Маслова, прот. Вл. Цыпин, М.В. Шкаровский, А.Г. Балыбердин, А.И. Прищепа и др.). Высокая оценка дана ему в трудах по истории инакомыслия в СССР А.Э. Левитина-Краснова и Л.М. Алексеевой. В первой половине 1970-х гг. в СССР вышло несколько контрпропагандистских брошюр, в которых содержались клеветнические оценки деятельности Талантова и грубые нападки на него. После его реабилитации несколько статей посвятила делу Талантова региональная пресса Кировской области. В результате его имя было включено в том «Знатные люди» «Энциклопедии Земли Вятской» (1996 г.).

За рубежом в 1960-х - 1990-х гг., основываясь на его произведениях, попавших на Запад, с огромным уважением писали о Талантове учёные - Дж. Данлоп, Дж. Эллис, Э. фон Кюнельт-Леддин; христианские публицисты - М. Бурдо, П. Воронаев, К. Деннен, журналист Г. Рар; авторы, принадлежащие к Русской Православной Церкви За границей - иеромонах С. Роуз, протоиерей В. Потапов, проф. И. Андреев, священник В. Мосс.

Ни один из упомянутых авторов не обладал всем корпусом работ и писем Талантова и не знал всех точных деталей его биографии. Поэтому, во-первых, почти все публикации о нём не свободны от фактических ошибок. Во-вторых, представление о нём как о политическом и религиозном мыслителе давалось довольно-таки суженное. Поиск и сбор документов Талантова и сведений о нём ведётся мной с 2004 г. В ходе него я стал обладателем уникального личного архива рукописей Талантова, переданного его сыном Глебом Талантовым. Результатом работы над этим архивом стала публикация мной ряда статей [2].

Б. В. Талантов
Борис Талантов перед арестом в 1969 году
В своём докладе я хотел бы впервые рассказать о попытке Талантова создать в начале 1960-х гг., в разгар хрущёвского антирелигиозного погрома, братство вятских христиан. Предыстория её вкратце такова. В 1958 г. Борис Талантов был «профилактирован» Кировским УКГБ, уволен из вуза и ошельмован в местной печати за своё анонимное письмо, направленное годом ранее в газету «Правда». В этом письме он критически оценил половинчатое хрущёвское разоблачение культа личности Сталина. Вразрез с официальной трактовкой он заявил, что «деспотия Сталина явилась необходимым следствием того общественного строя, который существовал и существует у нас в стране». Более слабый духом человек на его месте сломался бы и замолчал навсегда. Но Борис Владимирович мужественно встретил очередной удар судьбы. Именно с этого времени, когда руководство СССР запустило новую антирелигиозную кампанию, он становится организатором народной борьбы с волюнтаристским богоборческим безумием.

Уже на первом этапе этой кампании горечь и недоумение у верующих вызывало странное поведение их пастырей: публичное отречение от религии, покорность, а нередко и пособничество властям. В августе 1959 г. Талантов написал большое (на 18 страницах) письмо - «Вопросы Преосвященному Поликарпу, епископу Кировскому и Слободскому [3], о непонятном поведении Патриархии и духовенства во время антирелигиозной кампании 1959 года».

Переполненный болью за происходящее, Талантов вопрошал архиерея, а через него и патриарха: «Почему Патриархия бездействует, когда враги Церкви стремятся опорочить её? Почему духовенство не призывает верующих родителей воспитывать своих детей в христианской вере? Почему духовенство в храмах не учит верующих заповедям, молитвам, священной истории и догматам христианской веры? Почему лица, готовящиеся стать священниками, часто бывают подготовлены очень слабо к этому высокому сану? Почему Патриархия и духовенство уклонились от апологии теизма и христианской веры? Почему Патриархия не указывает священникам на обязательную необходимость укреплять приходы и больше заниматься пастырскими обязанностями? Почему, наконец, Православная Русская Церковь не перейдёт к чтению евангелия, апостола и паремий на русском языке?» [4]

В конце письма он давал своё заключение по поставленным вопросам: «Патриархия, отказываясь от защиты веры Христовой с церковных амвонов, по-видимому, думает этим сохранить храмы от закрытия для совершения таинств и обрядов, учитывая слабую веру большинства русских христиан. По крайней мере, такое оправдание выдвигают церковнослужители в защиту своего поведения. Во-вторых, это поведение духовенства вызывается малодушием его. Священники и епископы, повинуясь приказанию властей, хотя и противоречащему заветам и делам св. апостолов и св. отцов, стремятся оградить себя от репрессий и хотя бы на время сохранить для себя спокойную и обеспеченную жизнь. <...> Если христианскую веру ныне нельзя открыто защищать в храмах, чтобы не подвергнуть эти храмы опасности закрытия, то ревнители веры, сильные словом, должны защищать, укреплять и распространять веру в частных домах, при закрытых дверях <...> Следовательно, необходимо сочетать легальную церковную деятельность с нелегальными приёмами защиты и распространения веры. Для этого необходимо, чтобы все верующие стремились к единению, помогали и поддерживали друг друга, жили в любви и мире. Единение должно быть высшим принципом в жизни и поведении русских христиан» [5]. Письмо тогда не было отправлено владыке, но главные его идеи будут через шесть лет развиты Талантовым в его программе реформы Церкви [6]. Обратим, однако, внимание на последние процитированные строки письма. Имея в виду последующие события, в них легко угадать выраженную в неявной форме мысль о необходимости создания тайного братства верующих.

В Кировской области развёрнутое наступление властей на религию началось с ликвидации в 1959 г. широко известного, описанного ещё А.И. Герценом, паломничества на реку Великую [7]. Получив подробные сведения об этом от знакомых верующих из села Великорецкое, Талантов с февраля 1960 г. по март 1961 г. написал семь писем протеста в разные инстанции [8]. Обращение верующих именно к Талантову с просьбой о составлении писем-жалоб было, по-видимому, не случайным. Ещё в 1951-1957 гг. он отправлял ходатайства в центральные и местные органы о возвращении верующим Успенского собора бывшего Трифонова монастыря в г. Кирове. По инициативе Талантова в начале 1960 г. оформляется братство вятских христиан. Судить об этом мы можем, опираясь на имеющиеся в моём архиве документы и на воспоминания его сына Глеба Борисовича, записанные мной в 2005 г. По оценке Талантова, дело шло к полной ликвидации религии в СССР и чтобы спасти остатки веры, следовало готовиться к переходу на нелегальное положение - создавать неформальные структуры со своим уставом, кассой взаимопомощи, подавать помощь тем, кто оказался в беде, устраивать тайные собрания-богослужения.

В кружок вошли несколько человек его знакомых верующих. По воспоминаниям Глеба Талантова, среди них были Николай Пересторонин (иподьякон), увлекавшийся тогда идеей Хьюлетта Джонсона о соединении христианства и коммунизма. Иван Наумов (он в основном и давал деньги в кассу) и Леонид Береснев, иподьяконы Серафимовской церкви г. Кирова, оба молодые 25-27 лет. Береснев был в прошлом военным лётчиком, чудом выжил в авиакатастрофе и после этого уверовал в Бога. Оба впоследствии поступили учиться в Одесскую семинарию. Анисья Лумпова и Александра Лагунова, обе были строгими богомолками, одевались всегда в чёрное, за что и получили среди своих знакомых прозвище «монашки». Гликерия Черезова и молодая девушка Екатерина Носкова. В списке самого Талантова, датированном мартом 1960 г., значатся вместе с ним ещё 13 человек.

Кружок регулярно собирался на свои конспиративные встречи. Летом - под видом пикника на природе, неприметно, на поляне меж ивовых кустов поблизости от ипподрома в районе лесозавода. Проводили совместные молитвы, вели духовные беседы, собирали денежные средства, строили планы действий, в соответствии с которыми шла потом практическая работа. Признанным лидером братства как самый образованный и опытный был Борис Владимирович. Он вёл учёт собранных и розданных братских денег, сочинял обращения к христианам Кировской епархии и от их имени к христианам России. Обращения обсуждались на встречах братьев, а затем размножались на машинке и распространялись по стране надёжными связными (прежде всего, крестьянкой из вятской глубинки Афанасией Ребяковой). Обращение к христианам России от марта 1960 г. завершалось призывом: «Христианин! Прочитав это обращение, перепиши или перепечатай его старательно в нескольких экземплярах и передай их верным христианам, которых ты знаешь. Твой небольшой труд по распространению обращения будет выражать твою любовь к Христу и твою заботу об укреплении Церкви Христовой. Аминь» [9].

В обращениях и призывах 1960 и 1961 гг., помимо детального описания творимых властью беззаконий и произвола по отношению к верующим, давался анализ происходящего и вытекавшая из него чёткая программа действий. В программе приводился перечень важнейших требований к государству, выполнение которых обеспечило бы подлинную свободу совести в стране. Власть вынуждена будет пойти на удовлетворение этих требований только перед лицом единства всех христиан страны. Ключевую роль в достижении такого единства Талантов отводил организации подпольных братств верующих. Структура в масштабе страны виделась ему растущей демократическим путём «снизу вверх» и исключающей какое бы то ни было сектантство: «Борясь за подлинную свободу совести, мы сейчас должны главные усилия направить: 1) На организацию тайных (не зарегистрированных в советских органах) церковных общин и братств; 2) На объединение этих братств в пределах каждой области и всей нашей страны; 3) На организацию областных и центральных органов управления братств и установление связи между ними и существующими открытыми организациями Церкви» [10].

Примечательно, что в конце обращения к христианам России 1961 г. братство вятских верующих призвало разорвать завесу лжи, сотканную публичными заявлениями за границей представителей Московской патриархии о полной свободе совести и процветании Церкви в СССР: «Мы должны также поставить в известность западноевропейских христиан и восточных патриархов о массовом закрытии церквей и притеснении христиан в настоящее время в СССР. Для этого необходимо настоящее обращение и подобные материалы направить за границу» [11]. В начале 1963 г. братство послало первое письмо патриарху Алексию.

Талантовым был разработан демократичный Устав братства, принятый на общем собрании в марте 1960 года [12]. Он замышлялся им как образец при создании аналогичных структур по всей стране. Членом братства мог стать по добровольному желанию каждый православный христианин, исполняющий устав Русской православной Церкви и признающий епископов и священников, поставленных по закону. Каждый член братства должен сохранять в строжайшей тайне существование и членский состав братства, место и время собраний, всё то, что считается тайной братства. Каждый член братства даёт торжественное обещание не открывать этих тайн даже самым близким родственникам, строго сохранять эти тайны в случае ареста.

Цели братства: 1. Помогать материально христианам, находящимся в бедственном положении, и в первую очередь тем, которые подвергались или подвергаются угнетению и преследованию за веру Христову. 2. Утешать и ободрять скорбящих и колеблющихся, поддерживать больных и находящихся в заключении христиан. 3. Защищать и укреплять веру Христову среди колеблющихся, малодушных и маловерных христиан и среди молодёжи. Для выполнения этой цели члены братства должны объединять верующих в их борьбе за свои законные права, а также мужественно и решительно разоблачать среди верующих ложь антирелигиозной пропаганды и другие меры властей, направленные на разрушение церкви. Особое внимание должно быть обращено на укрепление христианской семьи и христианское воспитание подрастающего поколения. Члены братства должны стремиться к тому, чтобы все христиане были не исполнителями только христианских обрядов и обычаев, но вели бы истинно христианскую жизнь. 4. Братья проводят с верующими индивидуальные и в малых группах беседы и чтения под видом семейных вечеров, прогулок. Распространяют духовную литературу и листовки. Работа среди верующих и методы этой работы должны обсуждаться на каждом собрании братства.

Члены братства делают в кассу ежемесячный взнос 5 рублей. Средства братства создаются также путём сборов среди верующих, продажи литературы, добровольных пожертвований и завещаний. Средствами братства может распоряжаться только общее собрание его членов. Для ведения дел братство избирает секретаря и помощника секретаря. Братство устанавливает связь и общение с христианскими союзами и братствами, находящимися в сёлах и городах России и за границей. Устав может изменяться и дополняться лишь на общих собраниях членов братства.

Сын Глеб и жена Нина Агафангеловна отговаривали Бориса Владимировича от нелегальной деятельности. Выдвигали серьёзный довод: опасно, могут обвинить в финансовых махинациях под видом тайных богослужебных занятий, в создании незаконной незарегистрированной организации. В конце концов, он внял уговорам и распустил своё Братство, раздав жертвователям деньги обратно (177 рублей). Документ из моего архива, свидетельствующий об этом, датирован октябрём-ноябрём 1963 г. [13]

Однако при этом Талантов не отказался от своей генеральной идеи спасения веры и церкви с помощью организованных верующими братств. В своём проекте церковной реформы, составленном в 1965 г., он писал: «Постепенно от двадцаток следует переходить к регистрации всех членов церковной общины, с отметкой крещения, венчания и причащения каждого члена общины. Таким образом, современные неорганизованные церковные общины должны перейти в братства верующих, а Церковь - в союз братств» [14].

Перестав существовать как регулярная структура, братство, однако не рассыпалось кто куда. Оно сохранило своё ядро, более того, в ряды соратников Талантова вливались новые люди. Их подписи стоят под знаменитым Открытым письмом вятских верующих патриарху Алексию (июль 1966 г.) и другими петициями, написанными им.

Вятское братство не стремилось «отрезаться» и спрятаться от государства и официальной Церкви, как это сделали в своё время, например, старообрядцы или общины ИПЦ. Напротив, целью его было, с одной стороны, активно воздействовать на власть, чтобы побудить её изменить свою политику. С другой стороны - своими обличениями соглашателей они стремились подвести Церковь к самоочищению и духовному выздоровлению, не порывая с ней.

Опыт и слово Новомученика и Исповедника Бориса Талантова и руководимых им вятских верующих являются актуальными и в наши дни, поскольку, несмотря на свободное существование Церкви в современной России, кризис приходской жизни не преодолён. Чаемое ими единство христиан всё ещё остаётся труднодостижимым идеалом. Неоценимы также нравственные уроки вятских борцов за Веру и Правду.

---------------------

1. http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/talantov.html

2. Останин Е.С. Дело Б.В. Талантова // Проблемы истории российских спецслужб / Отв. ред. В.А. Бердинских. - Киров-Вятка, 2004. - С. 123-130;

Он же. Нет пророка в своём отечестве: Б.В. Талантов как политический мыслитель // Личность и время. Материалы регион. научн. конф., посвящённой 180-летию со дня рождения П.В. Алабина. - Киров, 2005. - С. 23-26;

Он же. Спасённый храм. Эпизод истории сопротивления хрущёвскому антирелигиозному погрому на Вятской земле // Герценка: Вятские записки. - Киров, 2007. - Вып. 11. - С. 109-121;

Он же. Проект церковной реформы Бориса Талантова (1965 г.) // Православие на Вятской земле (к 350-летию Вятской епархии) : Материалы Межрегион. науч. конф., [Киров, 5 декабря 2007 г.] / Вят. епархия Рус. Православной Церкви, Вят. гос. гуманит. ун-т; ред. А. Балыбердин, С. Гомаюнов, А. Дудин, Ю. Балыбердин. - Вятка [Киров] : Буквица, 2007 (ООО «ОРМА»). - С. 223-231;

Он же. Дневники Б.В. Талантова 1943-1945 гг. // Ценности современной науки и образования: материалы международной научно-теоретической конференции, 3-4 апреля 2008 г. В 2 т. Т. 2. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. - С. 279-283.

3. Епископ Поликарп управлял епархией в 1957-1962 гг.

4. См.: Талантов Б.В. Моя борьба с нечестием духовенства. 1965 год. - Рукопись. - С. 109, 113, 115, 122.: Личный архив Е. Останина.

5. Там же. С. 122-123.

6. См.: Останин Е.С. Проект церковной реформы Бориса Талантова (1965 г.). Указ. соч.

7. См.: Балыбердин А.Г., свящ. Безумие. Хрущёвские гонения на Вятской земле. - Вятка (Киров), 2006. - С. 72-81.

8. Два письма - в местные инстанции, ещё два письма - в ЦК КПСС Н.С. Хрущёву, по одному письму - в Президиум Верховного Совета СССР, в Совет по делам Русской Православной Церкви и в газету «Известия».

9. Б.В. Талантов. Обращения к христианам 1960 и 1961 гг. - Рукопись. - С. 16.: Личный архив Е. Останина.

10. Б.В. Талантов. Христиане России! 1961 г. - Рукопись (машинописный вариант). - С. 30: Личный архив Е. Останина.

11. Там же. - С. 31.

12. См.: Б.В. Талантов. Обращения к христианам 1960 и 1961 гг. - Рукопись. - С. 17-20: Личный архив Е. Останина.

13. Там же. - С. 2.

14. Талантов Б.В. Моя борьба с нечестием духовенства. 1965 год. - Рукопись. - С. 146.: Личный архив Е. Останина.

15. http://www.uic.nnov.ru/~dofa/br_termin.htm

Фото с сайта osobaya.net

КИФА №13(103) октябрь 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!