Конференция «Богословское наследие митрополита Никодима» прошла в Санкт-Петербурге Конференция «Богословское наследие митрополита Никодима», приуроченная к 80-летию со дня рождения этого выдающегося иерарха РПЦ, прошла в Санкт-Петербурге, в Синем зале митрополии. Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в Рязанской области. В 1947 году, в возрасте 18-ти лет, принял монашеский постриг из рук архиепископа Ярославского Димитрия (Градусова), а вскоре был рукоположен тем же архиереем в священный сан. Служил иеромонахом на приходах Ярославской епархии, в 1955 заочно окончил Ленингадскую духовную академию. С 1956 по 1959 - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1957 возведен в сан архимандрита, в 1960 возглавил Отдел внешних церковных сношений и был хиротонисан во епископа Подольского. Позже занимал Ярославскую и Минскую кафедры, а в 1963 был назначен в Ленинград и возведен в сан митрополита. С 1963 возглавлял комиссию Священного Синода по вопросам христианского единства, с 1974 также нес служение Патриаршего экзарха Западной Европы. В 1975 был избран президентом Всемирного совета Церквей. 5 сентября 1978 года выдающийся иерарх скончался от седьмого инфаркта в Ватикане, прямо на приеме у новоизбранного Папы Римского Иоанна Павла I. Вступительное слово в начале конференции произнес митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Он отметил, что по поводу роли митрополита Никодима в истории Церкви до сих пор бытуют «различные суждения», однако те, кого взрастил покойный иерарх, сохранили его в своей памяти как истинного человека Церкви. Владыка Никодим, возможно, чувствовал, что его жизнь оборвется рано (он немного не дожил до своего 49-летия) и поэтому уделял огромное внимание воспитанию нового поколения архиереев, продолжил митрополит Владимир. Знаменательно, что два Патриарха РПЦ - Алексий II и ныне здравствующий Кирилл - стали архиереями благодаря усилиям митрополита Никодима. Затем был показан документальный фильм «Служение» о митрополите Никодиме. Основной акцент авторы фильма поставили на той огромной роли, которую сыграл иерарх в спасении Русской Церкви в годы хрущевских гонений. Интереснейшим свидетельством о степени влиянии иерарха стал отрывок из докладной записки председателя Совета по делам религий Владимира Куроедова, который признавался, что он ничего не может добиться в области антирелигиозной работы, когда появлялся Никодим: люди шли в храмы тысячами. В картину включены как уникальные кадры, запечатлевшие митрополита Никодима, так и воспоминания о нем его ученика - Патриарха Кирилла. После просмотра фильма слово взял Патриарх Кирилл. Он признался, что картина глубоко тронула его, отметив, однако, и ее недостаток - «искажение до неузнаваемости» голоса митрополита Никодима, что обусловлено несовершенством звукозаписывающей аппаратуры 60-70-х годов. Далее предстоятель РПЦ остановился на некоторых моментах, которые, по его словам, особенно важны для понимания личности митрополита Никодима. Человек - социальное существо, отметил Патриарх, и среда в огромной степени детерминирует его поведение. Жить в согласии со средой, плыть по течению - легко и комфортно, и лишь немногие пытаются сопротивляться этому потоку. К 60-м годам, когда владыка Никодим вышел на свое служение, церковно-государственные отношения в СССР казались полностью налаженными: никакой автономии со стороны Церкви не было, и большинство церковных людей приняли эту ситуацию. Они благодарили Бога, что прекратились кровавые гонения на веру и смирялись с закрытием храмов. Патриарх рассказал, что когда он решил поступать в семинарию, один благочестивый ленинградский священник, друг его отца, стал его отговаривать, выдвигая такой аргумент: Церковь в Советском Союзе будет полностью уничтожена в ближайшее время. Именно в этот момент и появился митрополит Никодим, который стал защищать Церковь, «находясь внутри потока». Патриарх Кирилл рассказал, что еще будучи молодым иеромонахом, Никодим начал активный диалог с представителями властей, убеждая их, что он такой же советский человек, как и они: он родился в советское время, не имел родственников за границей, не был связан с представителями эксплуататорских классов, и т.д. Главной целью иеромонаха, а затем и митрополита Никодима было убедить власть предержащих, что он им не враг. Но при этом он стал первым человеком, который «разрушал систему изнутри». В результате его деятельности богоборческая власть стала изменять свое отношение к Церкви. Если в начале 60-х предполагалось естественное умирание РПЦ - к этому времени епископат насчитывал порядка трех десятков архиереев, большинство которых были в преклонном возрасте - то трудами митрополита Никодима удалось добиться разрешения на хиротонии молодых, полных энергии архиереев. Среди служителей Церкви, которые никогда бы не стали архиереями без усилий митрополита Никодима, Патриарх Кирилл назвал, в частности, покойных Патриарха Алексия II и митрополита Ленинградского Антония (Мельникова). Одной из важнейших черт своего учителя Патриарх Кирилл назвал максимализм. При этом у него было удивительное свойство: митрополит практически не знал усталости, и поэтому работать с ним было очень трудно. Если после 3-4-х бессонных ночей молодые помощники Никодима буквально валились с ног от усталости, то сам митрополит выглядел бодро и весело. Чувство усталости, отметил далее Патриарх, подает организму сигнал о необходимости отдохнуть. А отсутствие этого чувства у митрополита Никодима и привело в итоге к ряду инфарктов и ранней смерти. Хотя не все представители духовенства принимали митрополита (многим он попросту мешал спокойно жить), большинство епископата РПЦ считало его «реальным лидером нашей Церкви», подчеркнул Патриарх Кирилл. Пламенное и жертвенное служение митрополита Никодима дает все основания считать его настоящим исповедником, убежден Патриарх. После выступления Патриарха слово взял другой близкий ученик Никодима - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Архиерей посвятил свое краткое слово пастырской деятельности своего наставника. Он рассказал, что еще в юные годы, до поступления в семинарию он получил от духовного отца «прививку от атеизма, от отступничества и от теплохладности». И благодаря этой прививке он смог не потерять ориентиры и сохранить верность Церкви в тяжелые времена - когда, например, даже «один из преподавателей в рясе» (протоиерей Александр Осипов - редакция) публично отрекся от веры. На конференции также прозвучали доклады доцента СПБГУ Ольги Церпицкой «Митрополит Никодим и Русская Духовная миссия в Иерусалиме», профессора РАГС Ольги Васильевой «Магистерское сочинение митрополита Никодима «Иоанн XXIII, Папа Римский»», клирика Новгородской епархии протоиерея Александра Ранне «Богословское и нравственное основания открытого диалога с миром по материалом докторской диссертации митрополита Никодима». Была презентована книга екатеринбургского историка Игоря Выдрина «Митрополит Никодим». Дмитрий ВЛАСОВ |