gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
30.09.2009 г.

Расшифровка передачи «Сослагательное наклонение» на »Русской службе новостей» с участием проректора СФИ Д. Гасака и проф. Д. Гзгзяна

Тема передачи - грядущая конференция «Общение, общность, община» в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Почему братья и сестры решили поговорить о том, что и как их объединяет?

В студии: доцент МГУ Ирина Карацуба.

Ирина Карацуба: Здравствуйте, дорогие радиослушатели, я всех приветствую. В эфире программа «Сослагательное наклонение», ее ведущая Ирина Карацуба, и мы продолжаем разговор о людях церкви, о жизни сегодняшней церкви. Мы говорили о таких сторонах церковного дела, как катехизация, мы говорили о социальном аспекте. А сегодня я как доцент МГУ хотела бы поговорить о другом аспекте. В церкви очень часто происходят конференции, в том числе научные конференции. Для чего братья и сестры приходят на эти конференции? Что они обсуждают? Какие проблемы? Какова вот эта сторона жизни нашего сегодняшнего церковного народа? И помогут мне в этом мои дорогие гости из Свято-Филаретовского православно-христианского института, где я и сама преподаю. Это проректор СФИ Дмитрий Гасак.

Дмитрий Гасак: Добрый день.

Ирина Карацуба: Да, и профессор СФИ Давид Гзгзян.

Давид Гзгзян: Добрый день.

Ирина Карацуба: Мы приурочили нашу беседу к тому, что в следующую среду открывается очередная конференция Свято-Филаретовского института по очень интересной теме, о которой сейчас мои гости расскажут - вот эти конференции СФИ проводит уже более десяти лет ведь, да?

Дмитрий Гасак: Эта конференция девятнадцатая.

Ирина Карацуба: Девятнадцатая? Фантастика! Я, честно говоря, думала, что их было в районе десятка с небольшим. Да, причем я могу засвидетельствовать, что каждый год проходит конференция осенью, а уже где-то к лету выходит сборник докладов ее участников. Вот в условиях нашей такой, мягко говоря, крайней расслабленности, такая периодичность - это совершенно уникальное  явление, и я могу вспомнить только Сергея Михайловича Соловьева, замечательного нашего историка, который, как известно, каждый год на протяжении двадцати девяти лет выпускал в свет осенью очередной том своей «Истории России». А через год у него по ребенку рождалось. Такая регулярность в нашей жизни бывает редко. А скажите, пожалуйста, Дмитрий, Давид, а как родилась форма таких конференций? Какие были их темы в прошлом, потому что ведь были у нас очень интересные темы? И для чего вообще это в жизни современной огромной московской общины? Потому что, община вокруг Свято-Филаретовского института - это ведь несколько тысяч человек, да? Тысячи три, наверное, я так думаю, одна из самых больших московских церковных общин.

Дмитрий Гасак: Ну, наверное, да, где-то так.

Ирина Карацуба: Если вообще не больше.

Дмитрий Гасак: Мы не считали, но, наверное, так

Ирина Карацуба: Да, я думаю, и невозможно сосчитать. А вот из чего все это родилось и для чего все это?

Дмитрий Гасак: Я полагаю, что это родилось из необходимости собирания людей и обсуждения реальных, серьезных нынешних вопросов церковной и не только церковной жизни. Дело в том, что первую конференцию Свято-Филаретовский институт провел в девяносто первом году.

Ирина Карацуба: Ого, в девяносто первый год!

Дмитрий Гасак: Можете себе представить, что это было за время.

Ирина Карацуба: Да.

Дмитрий Гасак: И эта конференция...

Ирина Карацуба: Турбулентное, как это сейчас принято выражаться

Дмитрий Гасак: И эта конференция была посвящена вопросам жизни общин, братств, приходов, и церкви в православии. И она, по-моему, так и называлась, «Приход, община, братство, церковь», если я не ошибаюсь.

Дмитрий Гзгзян: Именно.

Дмитрий Гасак: И открылись внешние границы, внешние рамки для жизни русской православной церкви, вообще для духовной жизни в России. И, соответственно, ректор наш, и основатель Преображенского братства, которое поддерживает институт, священник Георгий Кочетков организовал такую конференцию.  И с тех пор они проходят каждый год, и мы стараемся находить те темы, которые, как бы сказать, «носятся в воздухе» церковном и общественном.

Ирина Карацуба: Например?

Дмитрий Гасак: Ну вот, скажем, три последние конференции. В 2006 г. тема звучала так, по-моему, эта была формулировка даже Давида.

Ирина Карацуба: Давида Мкртычевича нашего дорогого.

Дмитрий Гасак: «Свобода, дар Духа и призвание в Церкви и обществе».

Ирина Карацуба: Замечательная тема.

Дмитрий Гасак: Следующий 2007 год: «Христианская соборность и общественная солидарность».

Ирина Карацуба: Тоже замечательная тема.

Дмитрий Гасак: В прошлом году конференция была посвящена проблеме пустоты в церкви и обществе.

Ирина Карацуба: Пустота в церкви и обществе.

Дмитрий Гасак: И она так и называлась. «Духовное противостояние пустоте в Церкви и обществе», но это была не просто констатация этого, это не была критика и осуждение. Мы как раз на этой конференции хотели послушать людей и найти хотя бы какие-то потенции противостоянию распаду, пустоте, проблемам безнравственности, бездуховности, найти какие-то точки кристаллизации, в церковно-общественном пространстве, я бы так сказал.

Давид Гзгзян: Да, отвечая на вопрос, каким образом рождается тематика конференции. Дело в том, что знаете, вообще, история Русской православной церкви в ХХ-м веке может быть представлена как такое нарастание открытого пространства, которое нужно как-то осваивать. Дело в том, что вообще, надо сказать, христиане со стороны производят впечатление людей, ну которым, по крайней мере, субъективно все давно ясно, в принципе...

Ирина Карацуба: Ой, боюсь, что очень часто производят впечатление, особенно, извините меня, православные.

Давид Гзгзян: Ну да, мне поэтому хочется превентивно... (Смех)

Ирина Карацуба: Так, это вы поясните, пожалуйста, свою мысль.

Давид Гзгзян: Ну а в реальности, на самом деле, весь двадцатый век,  обращает Церкви, историческому христианству, массу вызовов, и, надо сказать, думающие христиане всегда воспринимали эту ситуацию как совершенно естественную, потому что, дело христианства, дело Христа в истории - эти вызовы многочисленные принимать и их осваивать.

Ирина Карацуба: Давид, а например, какие вызовы,  извините, что я Вас перебиваю, просто мне, интересно очень, я думаю, нашим слушателям тоже. Какие вызовы?

Давид Гзгзян: Начиная, прошу прощения, от самого банального: что такое христианская жизнь в условиях, когда летают аэропланы, случаются мировые войны, имеет место технический прогресс.

Дмитрий Гасак: И звонят по мобильному телефону.

Давид Гзгзян: Имеет место технический прогресс, и жизнь идет вперед неудержимо, существует ли здесь место чему-то такому, что состоялось две тысячи лет назад и если существует, то какое? В виде ли заповедника...

Ирина Карацуба: Как мне любил говорить, извините, мой муж на заре, он мне говорил: «Господи, ну ты же образованный человек, как ты можешь во все это верить?» Такая замечательная логика.

Давид Гзгзян: Ну да, ну можно представить себе, что образованные люди бывают разные и неким нужна такая специфическая отдушина. Кто, вот, кто-то медитирует в позе лотоса, а кто-то почему-то вот предпочитает такие формы. Но все они производят впечатление экзотических, по видимости.

Ирина Карацуба: Да уж.

Давид Гзгзян: Да, но дело в том, что вот те люди, которые входят в эти несколько тысяч, вокруг, как Вы сказали, Свято-Филаретовского института, в основном это люди, которые пришли искать ответов на свои вопросы именно в плоскости христианского откровения. И удивительно то, что эти вопросы можно ставить и можно решать, и тематика эта рождается сама собой. Вот что в этом смысле принципиально важно: мы готовы признавать, что многое непонятно. Но важно то, что если стоять на том, что мы, христиане, считаем твердой почвой, здесь возможно разрешение вопросов. Конечно, по окончании конференции, ни у кого не возникает ощущение, что все стало понятно. Но может возникнуть ощущение, что обрелась некоторая перспектива.

Ирина Карацуба: Да

Давид Гзгзян: Позитивная, да? И вот это принципиально важно. Вообще  для всякой жизни важнее позитивная перспектива, чем наличие готовых ответов.

Ирина Карацуба: Помните, была такая книга Владимира Галковского «Бесконечный тупик», и очень часто наша жизнь рождает именно это ощущение. Я согласна насчет перспективы, между прочим.

Давид Гзгзян: Да, может быть главная цель - это хранить открытость позитивной перспективы, а для этого надо вскрывать какие-то вещи, те самые тупики, которые должны перестать быть таковыми.

Ирина Карацуба: Давид, извините, а вот меня очень взволновала все-таки Ваша постановка вопроса. А какие еще вызовы кроме аэропланов и мобильных телефонов для современного христианина, как Вы думаете? Для современного христианства, какие еще вызовы? Для церкви?

Давид Гзгзян: Вы знаете, вот как ни странно, в двадцатом веке был впервые всерьез заново, по существу был поставлен вопрос о том, что такое христианство.

Ирина Карацуба: Да, конечно.

Давид Гзгзян: А где-то веков восемнадцать Церковь, т.е. христианство в истории этих вопросов перед собой ставить не хотело, не решалось. Двадцатый век заставил это сделать. И что интересно, появились вот какие-то невероятно оригинальные формы ответов на этот вопрос. Более того, при таком внимательном, непредвзятом рассмотрении этой проблемы возникает совершенно новая возможность переклички с творческими поисками любого другого характера, которые не обязательно будут религиозно окрашены. Научные, эстетические, философские, какие угодно. Собственно, сущность христианства - это проблема как жить вот в этой перспективе открывшейся истины, данной истины. Можно ли ее прикарманить, и тем самым, так сказать, поставить собственную жизнь в жесткие рамки. Поставить можно, но христианство исчезает. Ну и много всего... А из этого рождаются другие принципиальные вопросы. Вот вся эта тематика, она посвящена разрешению подобных проблем. Ну, а что такое духовность, например? Это хрестоматийное слово, затасканное.

Ирина Карацуба: Ужасно затасканное.

Давид Гзгзян: Как и те слова, которые образуют название предстоящей конференции - общение.

Ирина Карацуба: Да, а кстати, давайте назовем, чему будет посвящена предстоящая конференция, которая откроется 30 сентября, в среду в 10 часов в конференц-зале Российской Государственной библиотеки. Это станция метро «Библиотека Ленина», вход свободный, зал большой, и мы ждем всех, и гарантирую, что неинтересно не будет. Вот это я могу точно обещать! Так вот какая тема конференции?

Дмитрий Гасак: Тема конференции такая: «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего: Общность, общение, община в современном мире».

Ирина Карацуба: Общность. Общение. Община. А почему вначале слова преподобного Сергия Радонежского? Из жития по-моему, второго, да? Уже Пахомия Лагофета.

Дмитрий Гасак: Да.

Давид Гзгзян: Придется, наверное, открыть маленький секрет...

Ирина Карацуба: Откройте, Давид Мкртычевич, откройте.

Давид Гзгзян: Вот эта цитата, которая считается хрестоматийной,

Ирина Карацуба: На самом деле...

Давид Гзгзян: Оказалась цитатой неизвестного происхождения.

Ирина Карацуба: А так всегда бывает.

Давид Гзгзян: Так что в житие Пахомия Лагофета

Ирина Карацуба: Этого нет.

Дмитрий Гасак: Но как бы то ни было. Коль скоро сказано хорошо...

Ирина Карацуба: Но сказано-то хорошо, правильно, замечательно сказано

Дмитрий Гасак: Потому мы и решились такую, в общем, для названия конференции длинную цитату все-таки вставить именно в название, для того, чтобы показать ту перспективу, в которой мы хотели бы этот вопрос рассматривать. При этом приглашая самых разных людей. Это не собственно церковная конференция, то есть как бы внутрицерковная, хотя организуется она, безусловно, церковными людьми, и институтом, и братством, но мы приглашаем самых разных людей и вплоть до людей, которые позиционируют себя как атеисты, ведь эта проблематика волнует всех. По крайней мере сейчас мы можем об этом как-то говорить, на основаниях разных, того же жития, которое Вы упомянули, и так далее. Так как эта проблема уже решалась таким образом, в духовном ключе решался вопрос единства, а сейчас он довольно-таки остро стоит в России, в российском обществе, то мы и решили сразу эту позицию обозначить. Чтобы это название не воспринималось в ключе политическом, или только социальном, или только, я не знаю, культурном.

Ирина Карацуба: То есть - разговор об общении, об общности, об общине, поднимается на такой очень высокий уровень, да?

Давид Гзгзян: Или опускается в глубину.

Дмитрий Гасак: Или изначально принципиальна глубина человеческая.

Ирина Карацуба: Интересно, конечно, как вот это будет сопрягаться: Пресвятая Троица, и наши проблемы общения в общине, и проблема формирования подлинных и неподлинных общностей?

Дмитрий Гасак: Ну, конечно. Дело в том, что многие вещи, как вот мы сегодня в начале передачи говорили, девальвированы. И общение, Бог знает, что подразумевают под этим словом и...

Ирина Карацуба: ...и Бог знает, что в действительности получается чаще всего.

Дмитрий Гасак: И что получается в действительности, тем более, когда сейчас вот это Интернет-пространство такое мега-пространство общения

Ирина Карацуба: Да, каждый из нас знаком с ситуацией на форумах, это конечно то, что опять же в нашем народе называется «мама не горюй»? Это такое «мама не горюй», дискуссия на форумах.

Дмитрий Гасак: Само понятие «община», ну кто сейчас всерьез думает, вот сидя у себя дома или едучи в машине и слушая, допустим нашу передачу, думает о том, что такое община? Это либо что-то архаическое...

Ирина Карацуба: Я боюсь, что ассоциации с этим будут самые нелицеприятные, мягко говоря.

Дмитрий Гасак: Да, связанные с каким-то плугом...

Давид Гзгзян: Или откровенно негативные...

Ирина Карацуба: Негативные, да.

Дмитрий Гасак: С бревенчатым домом, где-то далеко от цивилизации и так далее...

Ирина Карацуба: Или какая-нибудь тоталитарная секта.

Дмитрий Гасак: Или тоталитарная секта, их никто не видел, но, тем не менее, все боятся.

Ирина Карацуба: Притом, что никто, никто не знает, что это такое, никаких критериев нет, но все боятся.

Дмитрий Гасак: А всерьез на самом деле, что получается, что всерьез-то люди разобщены, и разобщенность эта на сегодняшний день, это говорится и на официальном уровне, одна из самых серьезных проблем общественных в нашей жизни.

Ирина Карацуба: А разобщение, к сожалению, очень часто оборачивается расчеловечиванием человека, да?

Дмитрий Гасак: Конечно.

Ирина Карацуба: Потому что человек остается наедине сам с собой и ухает в бездну?

Дмитрий Гасак: Это, может быть, самое тяжелое наследие, самая тяжелая вещь, принятая нами от советского времени.

Ирина Карацуба: Мы продолжаем разговор о предстоящей конференции которая откроется 30 сентября в конференц-зале Российской государственной библиотеки (М. Библиотека им. Ленина) в 10 ч. утра. Давайте еще раз напомним слушателем тему, вторую ее часть.

Давид Гзгзян: Вторая - наукообразная: Общность, общение, община в современном мире.

Ирина Карацуба: Что имеется в виду? Какие проблемы мы хотим затронуть на этой конференции?

Давид Гзгзян: Принципиальная проблема, которая всегда стояла в центре внимания христиан - это проблема одиночества и его преодоления. Наверное, всякий согласится с тем, что переживание одиночества губительно для человека, неразрешенное одиночество расчеловечивает, так или иначе. Не обязательно человек превращается в зверя, но обязательно человек теряет самого себя. Обретение самого себя это принципиальная духовная проблема, но признать эту проблему мало, потому что можно оказаться в тупике ее неразрешимости. Христианство, как мы думаем, дает принципиальную возможность разрешения, вскрытия, по крайней мере, этой проблемы. Вот этим мы хотим заниматься в пределах конференции. Ему, одиночеству, противостоит переживание того что ты не один, значит есть что-то общее, что способно всерьез по существу на некоторой глубине людей объединять. Без насилия, не внешним образом, а как-то по существу, и с полного моего внутреннего согласия, так, чтобы это отвечало моим потребностям - вот вопрос вопросов, вынесенный в качестве главного в этой предстоящей конференции.

Ирина Карацуба: Я понимаю, все-таки конференция будет идти три дня. Будут пленарные заседания, будут секционные, будут круглые столы - то есть всего мы здесь не охватим. Но все-таки самое основное - кто будет выступать с докладами, о чем будет идти речь? Может быть, назовете какие-то самые интересные фигуры?

Дмитрий Гасак: Может быть, я два слова скажу о первом дне, как раз открывается конференция в первый день докладом Давида Гзгзяна «Парадокс общинности, стремление к общности и бегство от общения»

Ирина Карацуба: Хорошая тема. Стремление к общности и бегство от общения...

Дмитрий Гасак: Мы ожидаем так же выступление О.А. Седаковой с темой «История одиночества»

Ирина Карацуба: Это замечательный наш поэт, переводчик, христианский мыслитель... Очень тонкая женщина, ее всегда слушать одно наслаждение.

Дмитрий Гасак: Меня захватывает эта тема: в контексте разговора об общении и общности - история одиночества. Будет и доклад А.Г. Левинсона (Левада-центр)

Ирина Карацуба: Один из лучших наших социологов.

Дмитрий Гасак: Очень сильный специалист по социологии: «Общность, общение, община в современной России: социологический аспект». Те, кто знаком с деятельностью Левада-центра, знают насколько они умеют ставить вопросы к тем объективным данным, которые они собирают, и какие выводы они умеют делать.

Ирина Карацуба: Да, как они умеют раскручивать, полученную ими социологическую информацию.

Дмирий Гасак: Это вот получается три сферы, три таких вступительных доклада. И вторая часть, связанная с историей России в частности, общинной истории, истории общности в России. И здесь будет выступление Феликса Разумовского.

Ирина Карацуба: Нашего очень популярного телеведущего.

Дмитрий Гасак: Преподаватель нашего института Наталья Игнатович сделает доклад о Крестовоздвиженском трудовом православном братстве Николая Неплюева.

Ирина Карацуба: Да, это такая забытая очень интересная страница нашей истории.

Дмирий Гасак: Да, мы сейчас открыли документы. Это восхищает и масштабами и церковностью, как бы адекватностью и общественной и духовной этого явления - православного трудового братства. И в завершения первого дня Теодор Шанин - это президент Московской школы социальных наук.

Ирина Карацуба: Теодор Шанин - уникальный человек! Бывший израильский десантник, потом английский ученый социолог-антрополог, который последние лет пятнадцать работает в России, блестяще работает. Один из самых умных наших специалистов гуманитарной сферы.

Дмитрий Гасак: Он, как известно, занимается русским крестьянством. И как раз его выступление будет этому посвящено: «Обычное право и крестьянское понимание справедливости в России». Это, я свидетельствую, то чего почти никто не знает - как жила Россия. Он этим специально занимался: 85% крестьянского населения имело свое правовое сознание, свои общинные общественные связи и свое понимание справедливости. Сейчас, конечно, эта страница перевернута, потому что ничего подобного нет. Коммунизм все разрушил. Но все-таки вспомнить себя нам чрезвычайно важно. И его выступление будет завершать первый день.

Ирина Карацуба: Да, а потом будет второй день, третий день, будут круглые столы. Да?

Дмитрий Гасак: Да, да, да...

Ирина Карацуба: Мне хотелось бы эту тему затронуть вот с какой стороны: Свято-Филаретовский православно-христианский институт - это большой учебный комплекс, а с другой стороны - братство. Я думаю, что многим нашим слушателям не очень понятно, а что такое братство и что собственно такое там происходит, и ассоциации с этим словом наверно такие же как с общиной... Ведь конференция не только институтская, но и братская. Как любил говорить мой украинский папа: «Шо за таке?» Что это за братство? Дмитрий и Давид, пожалуйста.

Дмитрий Гасак: Преображенское братство довольно известно в Москве и в разных регионах, как известно имя нашего духовного попечителя - о. Георгия Кочеткова. Братству, кстати, в следующем году исполнится двадцать лет, то есть 20 лет назад, в 90-м году оно впервые собралось. Давид был свидетелем первого, так называемого собрания братства, как мы его называем - братского собора.

Давид Гзгзян: Не только свидетелем, но и участником.

Дмирий Гасак: Что сказать... Где братья - там и братство...

Ирина Карацуба: А сестры? (Смеется)

Дмитрий Гасак: И братчицы тоже у нас есть. Вот у Неплюева кстати сестер называли братчицами. Братство - это вполне традиционная форма собрания людей (Содружеством мы иногда называем братство). В нашем случае, поскольку взрослые люди проходили оглашение - научение основам христианской жизни и веры, эти люди имеют общий духовный путь, готовятся к первой исповеди, причастию и так далее, естественно сближаются и не хотят расходиться, терять друг друга. В этом я думаю главное - это просто личные связи, объединенные, конечно, общим служением, и общением - тем самым, которому мы посвящаем предстоящую конференцию. Это если коротко. И удивительным образом, союз, построенный на таких простых христианских основаниях очень плодотворен. Братство занимается очень многими видами деятельности.

Ирина Карацуба: Например? Какими служениями занимается наше братство?

Дмирий Гасак: Для меня сейчас самое главное, это то, что братство поддерживает СФИ - высшее учебное заведение, у которого два факультета - это 160 студентов и 200 слушателей и учащихся колледжа при нем, где учатся православные христиане, члены Русской православной церкви. Издание газеты, есть свой сайт, организация конференций, прием разного рода гостей. Воспитание детей и молодежи, детские и молодежные лагеря, слеты и т.д. Достаточно много всего. Но миссия, катехизация и просвещение - это самое существенное. В последний год в Москве и других городах, где братчики живут (Санкт-Петербург, Тверь), прошли встречи, посвященные исторической памяти двадцатого века и разным личностям.

Ирина Карацуба: Да, расскажите об этом поподробнее. Об этом есть информация на сайте СФИ: .Это вообще один из самых интересных христианских ресурсов.

Дмитрий Гасак: Так же как и на сайте братства: www.psmb.ru.

Ирина Карацуба: В электронном виде есть газета «Кифа», которая тоже одна из самых интересных наших православных христианских газет, поверьте мне.

Давид Гзгзян: Я хотел добавить с претензией на академичность относительно того, с чем стоит ассоциировать христианское братство, потому что могут быть самые разные, причем отрицательные ассоциации относительно того, что есть православное братство. Этот термин, как правило, ассоциируется с идеологией. С объединением людей, но вокруг идеи, даже если эта идея звучит вот так обще как во времена французской революции, где свобода, равенство и братство и массовое гильотинирование...

Ирина Карацуба: Реки крови....

Давид Гзгзян: В нашем случае братство означает отсутствие идеологии, в пользу единства изнутри сугубо жизненных потребностей, потребности жить, как мы только что говорили, в общении. И именно из этого вырастает нежелание расставаться, возвращаться в состояние отключенности от всего, что вокруг происходит, в состояние суверенности, но такой, которой человек тяготится. И дальше естественным образом возникает необходимость это поддерживать, то есть прикладывать усилия, осуществлять служения.

Ирина Карацуба: Желание вместе молиться, вместе учиться, помогать друг другу, учить детей.

Давид Гзгзян: Много чего. Создавать учебное заведение и т.д.

Ирина Карацуба: Что вообще было характерно для самого начала истории христианства на Руси. Всегда, как только крестились, то тут же стали создавать школы для мальчиков, а затем и для девочек

Дмитрий Гасак: Ну и вот этот момент обычной взаимопомощи, я об этом не упомянул... Но это вполне естественно, если люди не чужие друг другу, и у них связана друг с другом большая часть судьбы, они помогают друг другу в разных вопросах, в том числе и бытовых, и профессиональных и т.д. Это само собой. Но это не специфическая черта христианской церкви и христиан. Вообще если люди вместе живут - это естественно. К сожалению это забывается часто.

Далее -  вопросы радиослушателей в прямом эфире.

Источник: Информационная служба СМБ

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!