Патриарх Кирилл посетил Соловки 21 августа, после Патриаршей Божественной литургии в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, в Соловецком монастыре состоялась трапеза, на которой присутствовали почетные гости и члены Попечительского совета по возрождению обители. За трапезой Святейший Патриарх Кирилл предложил членам Попечительского совета разработать концепцию дальнейшего развития Соловков. По мысли Его Святейшества, архипелаг призван стать уникальным центром духовной жизни, значимым в масштабах не только нашей страны, но и всей Европы. Как отметил Святейший Владыка, необходимо не только продолжить труды по возрождению на Соловках монашеского делания, но и создать здесь церковно-научный центр по изучению подвига новомучеников и исповедников XX века. В связи с этим Патриарх особо отметил вклад, который внесли в эту область сотрудники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Как подчеркнул предстоятель, изучение подвига Русской церкви в ХХ веке весьма актуально для преодоления секулярных «идеологических иллюзий» нашего времени. Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл высказался за открытие в стенах монастыря учебного заведения - по словам Его Святейшества, богословов следует готовить не только в столичных библиотеках, но и «в полевых условиях». Патриарх посетил и Свято-Вознесенский скит на горе Секирной. Во времена Соловецкого лагеря особого назначения здесь располагался штрафной изолятор - печально знаменитая «Секирка». В неотапливаемом Вознесенском храме заключенных содержали зимой без верхней одежды, спать им приходилось на каменном полу. Лишь немногие узники «Секирки» оставались в живых после пыток. Здесь же, у подножия горы, расстреливали приговоренных к смертной казни. Совершив молитву в Свято-Вознесенском храме, Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к братии и паломникам. «Именно здесь, на Секирной горе, было совершено, может быть, самое великое беззаконие, которое пятном легло на историю нашего Отечества, - сказал, в частности, Святейший Владыка. - Именно здесь с особой жестокостью истязались люди - холодом, голодом, непомерным трудом». По словам Его Святейшества, обессилевших узников привязывали к бревнам и сбрасывали еще живыми с Секирной горы, в результате чего люди погибали в страшных мучениях. «Это не были преступники, это были русские люди, чаще всего православные, в том числе священнослужители и монахи», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Именно поэтому здесь, на Секирной горе, «чувствуется особая атмосфера - с одной стороны, духовного подвига, с другой - бездны человеческих страданий». В память о страданиях соловецких узников Святейший Патриарх Кирилл оставил в дар Свято-Вознесенскому скиту на горе Секирной икону Спасителя. «Молясь перед этим образом, поминайте всех тех, кто был умучен, кто подвергся страданиям, истязаниям, скорбям, - сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх. - Молитесь, чтобы ничто подобное никогда более не повторилось, но чтобы народ наш воспринял случившееся как великий урок для себя и понял, что за богоотступничеством следует кара - причем кара не только на небесах, но и здесь, на земле». «Царствие Небесное и вечный покой всем тем, кто был здесь умучен, кто безвинно пострадал, - сказал в заключение Святейший Владыка. - Верим, что, предстоя Господу на небесах, они молятся и о стране нашей, и о народе нашем, и о всей Церкви нашей». Патриархия.ru Исполнилось 50 лет священнического служения прот. Павла Адельгейма Дорогой в Господе отец Павел! Конечно, все «круглые» даты на свете условны. Но нельзя сказать, что они ничего не значат, особенно если это связано со служением Богу и людям в Его Церкви. Всю свою жизнь Вы служили и служите именно Богу и Церкви, оставаясь верным Ему и на свободе, и в лагерном бараке. Вы продолжали свидетельствовать о Христе в различных многотрудных обстоятельствах Вашей жизни. Это говорит о том, что Господь - Агнец и Пастыреначальник - Сам поддерживает Вас, помогая переходить преграды, невозможные человекам, и возводя на «скалу недосягаемую» (Пс 60:3). Это восхождение совершается Вами без страха и упрека, как и должно быть в христианской Церкви. Пусть же наградой и утешением к юбилею Вашего пресвитерского служения будут Вам слова Спасителя, обращенные ко всем Его ученикам: «...вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22)! МНОГИЕ ЛЕТА! Проф.-свящ. Георгий Кочетков, члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты Свято-Филаретовского института, члены Преображенского братства Вспоминая сегодня эту дату, невозможно не вспомнить и того человека, который невзирая на опасность преследований со стороны уполномоченного по делам религий, решился пятьдесят лет назад рукоположить бывшего заключенного. В память об архиепископе Ермогене (Голубеве) мы публикуем документ из его архива, предоставленный редакции о. Павлом Адельгеймом. Этот документ напоминает о той отеческой заботе, с которой архиеп. Ермоген относился к клиру епархии (и за которую в конце концов пострадал). Циркулярное письмо Всем настоятелям и церковным советам Ташкентской и Среднеазиатской епархии Ко мне обратился один из Настоятелей приходов нашей Епархии с письмом, в котором он выражал желание, чтобы мною был посещен его приход, давно не видевший у себя Епископа. Вместе с тем, поскольку приход беден, он выражал свое смущение, сможет ли его приход в силу своей материальной скудости принять Епископа. В связи с этим считаю необходимым разъяснить, что посещение приходов Епархии является непременным долгом Епископа, а для того, чтобы это посещение не обременяло материально прихода, устанавливаю такой порядок, что при посещении Епископом прихода все путевые расходы, как-то: проездные билеты и пр., производятся за счет Епархиальных средств, причем категорически запрещается давать Епископу, диакону и прочим сопровождающим Епископа лицам деньги за посещение. Таким образом приезды Епископа не будут обременять приходы никакими расходами. Одновременно устанавливаю следующий порядок финансовых взаимоотношений Епархиального Управления с приходами: 1) При получении св. Мира и антиминсов никакие деньги не взимаются. 2) При получении духовенством наград никакие деньги не взимаются (следуемые по этой статье для Патриархии суммы выделяются Епархиальным Управлением из своих средств). 3) При награждении священнослужителей Епархии наперсными золотыми крестами или крестами с украшениями таковые выдаются награждаемым за счет Епархиальных средств. 4) Приезжающее в Ташкент по вызову Епископа духовенство, в случае неимения где остановиться, обеспечивается помещением и питанием за счет Епархиальных средств при Архиерейском доме, причем Епархиальное Управление оплачивает и путевые издержки. 5) Духовенство, приезжающее по делам приходов или личным не по вызову, но с разрешения Епископа, также обеспечивается помещением и столом за счет Епархии с тою только разницею, что их путевые расходы не оплачиваются из Епархиальных сумм. 6) Церковные календари, как настольные, так и стенные и богослужебные указания в количестве 3-х экземпляров приходы получают безвозмездно, а прочие издания Патриархии тоже в одном экземпляре. 7) Маломощные приходы, при условии надежного руководства, на необходимый ремонт и др.неотложные потребности, которые они не могут удовлетворить собственными силами, получают из Епархиальных средств безвозвратные ссуды, в размере, определяемом Епископом. 8) Любой приход Епархии в случае временных материальных затруднений может получить взаимообразную ссуду из Епархиальных средств. 9) Следуемые с храмом взносы в пенсионный фонд вносятся в Патриархию из Епархиальных средств. 10) Порядок внесения взносов в пенсионный фонд от духовенства остается прежним. 11) Установленные ранее и существовавшие на 1 марта 1953 г. размеры взносов от приходов на Епархиальные и общецерковные нужды остаются без изменения. 12) В связи с указанными мероприятиями устанавливаются на протяжении года два дополнительных взноса на Епархиальные нужды: 1) после праздника Рождества Христова и 2) после праздника Пятидесятницы. Размер этих взносов каждый раз каждому приходу устанавливается особым распоряжением Епископа. В текущем 1953 г. будет только один дополнительный взнос, размер которого Вам одновременно посылается. На Лубянской площади прошла акция «Соловецкая свеча» Православные молодежные организации Москвы выступили с призывом воздвигнуть на Лубянской площади столицы православный крест и часовню-памятник новомученикам и исповедникам российским и всем жертвам политических репрессий. Об этом было заявлено во время акции «Соловецкая свеча», которая состоялась 22 августа, в день Собора Соловецких святых, в центре Москвы. Акция совпала с визитом на Соловки Патриарха Кирилла. Несколько десятков молодых людей с флагами патриотической организации «Народный собор», молодежного движения «Георгиевцы», организации «Боевое братство» зажгли свечи на Лубянской площади у Соловецкого камня в память святых соловецких и российских новомучеников. Свечи возгорелись от огня, который был доставлен накануне на самолете из Голгофо-Распятского скита на оcтрове Анзер Соловецкого архипелага. От Соловецкого подворья в Москве огонь на Лубянскую площадь торжественно доставили иеромонах Аксий (Логов), насельник Соловецкого подворья, и Дмитрий Барановский, представитель Московского отделения организации ветеранов «Боевое братство». Вместе со всеми участниками акции их встретил настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи - патриаршего подворья в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков). Свечи в красных подсвечниках были составлены на площадке у мемориала в виде православного креста. Когда они зажглись, отец Аксий и отец Иоанн отслужили молебен святым новомученикам и исповедникам российским и пропели «Вечную память» всем погибшим в годы репрессий. По окончании молебна отец Аксий рассказал молодежи о тех страшных казнях, которым подвергались заключенные на Соловках; о том, как «лечили» больных в «стационаре» на острове Анзер, выставляя их на мороз; о тех новомучениках соловецких, которые были прославлены Русской Православной Церковью. Далее состоялся митинг, открывая который исполнительный директор общественного центра «Свеча памяти» Павел Иларионов говорил о значении Соловецких островов, ставших не только местом монашеского духовного подвига, но и символом трагедии России в ХХ в. Известно, что в 1920-е годы на островах архипелага был устроен СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), а потом - Соловецкая тюрьма особого назначения. Павел Иларионов отметил, что мемориал «Соловецкий камень» на Лубянке за последние годы стал святым местом, «символической могилой» людей, погибших во время репрессий. Выступавший заявил, что акция «Соловецкая свеча» призвана заложить новую традицию совершения регулярного молитвенного поминовения жертв ГУЛАГА на Лубянской пощади. «За два десятилетия так и не был создан главный мемориал в честь жертв политических и религиозных репрессий, и я уверен, что таким местом станет часовня-памятник на Лубянке, где постоянно будет молитва и нескончаемый поток людей», - сказал П. Иларионов. Далее к молодежи обратился внук и тезка известного православного священника, находившегося в заключении на Соловках, отца Павла Флоренского. Профессор Павел Васильевич Флоренский, председатель экспертной группы по изучению чудесных знамений при Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, назвал Соловки «великим символом» не только горя и страданий, но и «великой духовной радости и поддержки всем нам». Он напомнил слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который говорил, что на Соловках везде можно ставить евхаристическую чашу, поскольку вся земля там усеяна мощами святых мучеников. П.В. Флоренский тоже поддержал инициативу строительства православной часовни на Лубянке. «Благовест-инфо»/Патриархия.ru Комментарий Про акцию «Соловецкая свеча» я узнала из интернета - знакомые прислали ссылку на новость. Решила пойти, поскольку тема памяти новомучеников мне близка и хотя я глубоко уверена, что служить молебен и зажигать свечи в день памяти еще недостаточно для того, чтобы всерьез входить в опыт святых XX века, но пройти мимо такого мероприятия было бы странным. Несколько смущало, что со мной было двое детей 4,5 и 1,5 лет, но вариантов не было, и мы поехали вместе. И вот мы на Лубянке. В метро в центре зала стоит группа молодежи, правда весьма немногочисленная, милиция тоже есть и тоже совсем немного. До начала акции оставалось минут 20, и мы с девочками, поднявшись на поверхность, не спешили проникнуть на площадку к соловецкому камню, тем более что пока никакого оживления там не наблюдалось. Обошли эту площадку кругом, постояли немного рядом с входом, мимо нас прошла та самая молодежь, которую мы видели в метро, ведомая представителем старшего поколения. У входа на площадку их приостановил охранник, но после переговоров с предводителем всех пропустил, разве что у кого-то проверил сумки. Меня такая бдительность милиции удивила, но потом я подумала, что, в общем, наверное, им так и положено охранять массовое мероприятие. Подошли к охраннику и мы, и были остановлены неожиданным вопросом: «А вы куда?» Я сказала, что прочитала про «соловецкую свечу» в интернете и насколько я понимаю, именно эта акция здесь сейчас и будет проходить. Охранник сделал доверительное лицо и сказал: «Послушайте, здесь только для своих. Это не для всех». Я сильно удивилась такому повороту дел, но тут на мое счастье невдалеке от нас возник мужчина, в сторону которого охранник махнул рукой: «Вот организатор, если только он разрешит». Организатор посмотрел на меня и видимо решил, что молодая мама с двумя детьми большой опасности для мероприятия «для своих» не представляет. Он поинтересовался: «Вы хотели принять участие?» и, получив мой утвердительный ответ, кивнул охраннику: «Я думаю, можно пропустить». Охранник, похоже, остался этим недоволен, по крайней мере, за спиной я слышала что-то вроде: «Смотрите, так к вам все попрутся, и что?» Но мы уже были внутри. Признаться, я думала, что людей будет много, но мои ожидания не оправдались. На площадке стояли операторы с кинокамерами - вот их как раз было довольно много, человек 10, - приведенная молодежь (человек 20-30) разворачивала принесенные флаги под руководством организаторов и выстраивалась по периметру вокруг соловецкого камня. Мое внимание привлекла пожилая пара, которая, пожалуй, так же диссонировала с этим организаторско-молодежно-репортерским составом, как и мы с девочками. Разговорились, выяснилось, что они пришли, поскольку у них на Соловках погибли родители, и к камню этому они приходят регулярно, но вот сегодня пройти оказалось непросто: их тоже не пускали стражи порядка, пока муж не пригрозил позвать начальника и пожаловаться, что от охраны пахнет спиртным. Пока мы разговаривали, на асфальте перед камнем выложили крест из свечей. Вот она где, обещанная тысяча! А я-то грешным делом, прочитав в анонсе про тысячу свечей, думала, что организаторы планируют собрать тысячу участников... Справедливости ради скажу, что нам в руки тоже дали по свечке. Вокруг камня уже развевались черно-желтые флаги «Георгиевцев» и «Народного собора». Мой собеседник, весьма скептически взирая на стоящую под флагами молодежь, говорил, что абсолютно уверен: переменись сейчас политический ветер, многие с легкостью встанут под другие флаги, что бы там ни оказалось, - «фашизм, так фашизм». «И вообще, пока стоит это здание (кивок головой в соответствующую сторону), ничего у нас в стране не изменится». У меня же было непроходящее ощущение какой-то странности происходящего: вот, вроде, есть те, кто пришел почтить память невинно убиенных, вот есть те, кто эту живую память хранит, для кого это действительно память сердца; однако, такое впечатление, что эти люди разделены пропастью и совершенно непонятно, можно ли что-то с этим сделать. К нам решительно подошла возмущенная женщина средних лет. Возмущена она была тем, что ей к камню тоже пришлось «прорываться» сквозь охрану. Сама из семьи репрессированных, регулярно приносит сюда цветы. Ответить ей на вопрос «почему не всех пускают?» мы не смогли, но дальнейший разговор продолжали вместе. Наконец приготовления закончились, все были расставлены по местам, акция началась. После нескольких вступительных слов ведущий торжественно объявил, что на площадь вносят огонь с Соловков, поименно перечислил всех членов доставляющей делегации. Пригласил представителей православных молодежных движений подойти и зажечь от соловецкого огня свечи, образующие крест. Потом был молебен новомученикам и исповедникам соловецким. Молодежь встала почетным караулом у креста. Начался митинг, с которого мы ушли, так как дети уже стали подмерзать, да и я, честно говоря, тоже. Пожалуй, основным впечатлением от всего этого действа для меня стала совершенно очевидно вопиющая ненужность, невостребованность сейчас в церкви живой памяти о погибших в годы репрессий. Да еще грустное ощущение пропасти непонимания между теми, кто ощущает свою личную связь с историей России XX века и теми, кто, можно сказать, творит историю России XXI века. PS. Уже написав этот текст, я посмотрела в интернете на разных сайтах информацию о прошедшей акции. Если бы я не была там лично, то, пожалуй, порадовалась бы ей. Дело-то действительно и нужное, и важное. И память о репрессированных хранить надо, и молиться новомученикам и исповедникам надо, и молодежь к этому подключать надо, только вот оказывается, что слишком важно то, как это делать, а то плоды могут быть совсем не те, которых ожидаешь. Екатерина Степанова КИФА №11(101) сентябрь 2009 года |