В Екатеринбурге в рамках V епархиального съезда законоучителей прошел круглый стол «Организация длительного оглашения на приходе: перспективы и проблемы» Участники круглого стола одобрили предложенную миссионерским отделом Екатеринбургской епархии программу длительной катехизации, состоящую из 12 еженедельных встреч, разделенных на 3 блока. Эта программа уже несколько лет действует в екатеринбургском храме Вознесения, где новые огласительные группы набираются дважды в месяц, в итоге одновременно в храме оглашаются 4 группы. «12 встреч - совсем мало, мы только знакомим оглашаемого с церковной жизнью, а воцерковляется он по сути уже тогда, когда входит в нашу общину при храме. Для воцерковления человека нужно не менее года», - так начал свое выступление ведущий круглого стола о. Александр Сандырев, возглавляющий миссионерский отдел епархии. Подчеркивалось, что после принятия в Екатеринбургской епархии «Основных принципов подготовки к крещению» каждое крещение без сугубой подготовки будет рассматриваться особо (исключением являются случаи, когда есть угроза жизни крещаемого). После расследования на недобросовестного священника могут наложить административные взыскания вплоть до прещений. Тем не менее, участники круглого стола рассказали, что уже есть предложения в Екатеринбурге и еще одном «крупном областном городе» крестить без оглашения за 750 рублей, и «люди охотно на это идут». Еще одной из основных трудностей при введении программы длительной катехизации на приходах участники круглого стола назвали отсутствие в епархии подготовленных катехизаторов. «И все же главная трудность не в этом, - отметил настоятель храма во имя свт. Николая Мирликийского о. Сергий Циммер из г. Тавда, - а в оскудении любви и потере страха Божьего. Если мы любим своего ребенка, то не пожалеем сил и средств на его воспитание и образование. Если мы любим Бога, любим церковь, то все вопросы снимаются. Если священник видит в пришедшем того, кого ему Сам Господь привел, - пусть встретит с любовью. Если любишь - не будешь потворствовать всем его желаниям, а обучишь, чтобы он жил правильно и спасительно. У нас же часто, как в поговорке: лучше за рубль лежать, чем за два бежать». Информационная служба Преображенского содружества Комментарий Эти встречи о катехизации в нашем епархиальном управлении вызывают у меня смешанные чувства. Во-первых, радостные. Оглашение и катехизация стали желанными у нас в церкви! Даже обязательными. Норму признают нормой. Это немало для нашей епархии, где еще недавно, всего 12 лет назад, жгли книги о. Александра Меня, о. Александра Шмемана и о. Иоанна Мейендорфа. А когда мы воцерковились в 1994-м, за полтора года пройдя-таки эту катехизацию по магнитофонным записям, на Пасху нас причастили по договоренности с настоятелем - больше никого не причащали... С 1992 года катехизацию прошли в Екатеринбурге примерно 350 человек, из них почти полтора десятка стали священниками, еще большее число работают при храмах, духовных центрах и в разных отделах епархии, подавляющее большинство огласившихся в нашем братстве остались «практикующими» христианами. Застрельщиками полной и длительной катехизации в нашей епархии по преимуществу и являются те, кто в 1990-е огласился по системе о. Георгия Кочеткова. Так было и на этом круглом столе «Длительное оглашение на приходе». Там было многое сказано, вернее, повторено из усвоенного тогда, в 1990-е. «Оглашение помогает ответственной жизни приходящего в церковь», «важно, чтобы человек не просто крестился, но узнал Христа», «нужно, чтобы человеку было куда прийти после крещения, для этого на каждом приходе должна быть община», «формирование общины - основа основ», «нельзя крестить человека, который не читал Евангелие»... Во-вторых, грустные. Не длительность - главный критерий оглашения. Апостол Филипп такого критерия, кажется, не знал, во всяком случае, не придал ему должного значения и крестил евнуха после одной беседы (Деян 8). Оглашение должно научить человека делать выбор в пользу Бога и Христа. За такое время, которое для этого потребуется. Согласно представленной на круглом столе концепции, длительная катехизация - это цикл из 12 академических бесед с изложением темы. Авторы сразу оговариваются, что бесед этих недостаточно. Но катехизация - это не изложение концептуальных правил веры, это научение самой вере через личное исповедание. Понятно, почему предложена эта форма бесед за столом. Так сами авторы научались вере в Преображенском братстве по принципам, изложенным в «Возможной системе оглашения» о. Георгия, именно через эту форму они обрели смысл и, надеюсь, приняли дух! Но что делать сотням священников, которые никогда не присутствовали на таких встречах? Возможны ли такие беседы и предложенные темы, например, в маленьком провинциальном городке или в деревне? (Я не говорю о том, что вполне огласительные темы смешаны с догматическими о Символе веры). Нужно искать адекватные формы оглашения, такие, какие могут быть воспроизведены катехизаторами и восприняты людьми. Возможно, непонимание именно предложенной формы встреч вызвало резкое неприятие у некоторых участников семинара такой «длительной катехизации». Мне рассказали про двух священников, которые возмущались, что их не поднятые во время голосования руки не были учтены, а потому, приняв решение таким «единогласно», не спросили, «кто против» и не дали им высказаться. В кафолической традиции как место и время для огласительной встречи сохранена прежде всего Литургия оглашаемых. Оглашение заложено в самой ее ткани: в молитве, чтении Писания, проповеди и даже в ее краткости. Но как раньше, в 1990-е, страшно было говорить о катехизации, так сейчас страшно говорить об оживлении богослужения, раскрытии его духа и смысла. А для этого, прежде всего, о переводе его на понятный для оглашаемых язык, чтении тайных молитв вслух, служении вечерни вечером, а утрени - утром. И еще. Жаль, что на этих семинарах по катехизации молчат об опыте Преображенского содружества и Свято-Филаретовского института, молчат из страха «как бы чего не вышло», говоря нам примерно такое: «ну поймите, это скандал, мы официальная структура, делаем, что можем». Жаль не из-за того, что нас не признают, мы, как известно, «рабы ничего не стоящие, делаем то, что должны делать», жалко людей. Ведь этот опыт воцерковления привел в церковь тысячи неверующих и не учитывать его из страха, мне кажется - думать о своем, а не Божьем. И, в-третьих, еще раз о хорошем. Я думаю, эта трудная попытка собирать людей неравнодушных к тому, что человек войдет в церковь, дарит нам надежду «спасти хотя бы некоторых», хотя для этого и надо соблюсти труднейшее, названное ап. Павлом условие: стать «всем для всех». Мы неловки, смертельно медлительны, плохо еще знаем и понимаем традицию, но, как говорится в одной древней поговорке: «Господь и намерения целует». Поэтому, конечно, нам всем в этом нужно принимать участие, преодолевая и страх, и необразованность, и обиды, если такие остались. Олег Глаголев, Свято-Екатерининское братство Евангелие переведено на язык аборигенов Тайваня Католический епископ Джон Баптист Ценг Чиен-ци из епархии Гвалиен перевел Евангелие на язык аборигенов Тайваня. Коренные обитатели Тайваня в ежедневной жизни пользуются не китайским, а языком пуюма, китайскому не родственным. Правда, большинство нынешнего населения острова составляют беженцы с континентального Китая и их потомки: на языке пуюма разговаривает всего около 2% населения. До сих пор язык пуюма был бесписьменным, сообщает католический портал «Milites Christi Imperatoris». Поэтому епископ Ценг разработал для этого языка собственное письмо на основе латинского алфавита. Кроме того, епископ составил пуюма-китайский и китайско-пуюмский словари. Первое издание Евангелия на языке пуюма вышло тиражом в 500 экземпляров. Богослов.ru КИФА №11(101) сентябрь 2009 года |