Ежегодная конференция Православного богословского общества Америки прошла в США 4 и 5 июня в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине, штат Массачусетс, прошла ежегодная конференция Православного богословского общества Америки (The Orthodox Theological Society in America, OTSA). С основным докладом на конференции выступил всемирно известный католический литургист архимандрит Роберт Тафт. Его выступление было посвящено мнимому конфликту между символизмом блаженного Симеона, архиепископа Солунского (конец XIV - первая половина XV века), и литургическим богословием протопресвитера Александра Шмемана. Все 12 докладов, прозвучавших на конференции, были объединены темой диалога - с прошлым или настоящим. Доклад Антония Киеропулоса касался диалога между византийцами и представителями исламского мира. На невозможность диалога с воинствующим материалистическим направлением в современной науке указал в своем докладе проф. Дэниэл Буксховеден, преподающий палеоневрологию в университете Южной Каролины. Доклад преподавателя Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Андрея Псарева был посвящен анализу экклезиологического подхода РПЦЗ в отношении Московского Патриархата (1927-2007). По мнению докладчика, термин «экуменизм» сам по себе нейтральный и его наполнение зависит от того, кто этим термином пользуется. Доклад вызвал живую дискуссию, в которой приняла участие инокиня Васса (Ларина), профессор Венского университета. Как отмечается в сообщении на официальном сайте РПЦЗ, благодаря присутствию ее представителя участники конференции получили возможность узнать из первых рук об истории и современном положении Русской Зарубежной Церкви. В кулуарах конференции активно обсуждался вопрос толкования 28-го правила IV Вселенского Собора Константинопольским Патриархатом. Православное богословское общество Америки, действующее под эгидой Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (The Standing Conference of Canonical Orthodox Bishops in the Americas, SCOBA), было основано в 1966 году как совместный проект Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк (Православная Церковь в Америке), и Греческой православной богословской школы Святого Креста в Бруклине, штат Массачусетс (Греческая православная архиепископия Америки, Константинопольский Патриархат). Ныне общество объединяет около 150 ученых, чья преподавательская деятельность связана как с преподаванием специализированных богословских дисциплин, так и с общеобразовательными курсами, посвященными православной духовности, культуре, искусству и др. Патриархия.ru На юбилейном митинге в Римини-2009 откроется выставка памяти о. Павла Флоренского Крупный международный христианский форум - «Митинг дружбы народов» - в этом году отмечает свой 30-й день рождения. 23-29 августа в итальянский город Римини съедутся тысячи христиан со всей Европы, чтобы обсудить важные темы современности. В год 30-летнего юбилея организаторы Митинга - активисты движения «Communione e Liberatione» (CeL) провели ряд презентаций под общим названием «Митинг - 30 лет диалога» на конференции ЮНЕСКО в Париже, а также в Риме, в Бразилии, в Сан-Марино и впервые - в США. Каждый год организаторы фестиваля выбирают для обсуждения центральную тему, опираясь на наследие основателя движения CeL - о. Луиджи Джуссани и обращения Папы Римского Бенедикта XVI. «Познание - это всегда событие», - за этими лаконичными словами о. Джуссани, выбранными в качестве темы форума, стоят десятки встреч, дискуссий, книжных презентаций, выставок. Фонд «Христианская Россия» традиционно представляет на Митинге выставку, посвященную духовной и культурной истории России. В этом году тему форума как нельзя лучше раскрывает знакомство с личностью уникального деятеля русской Церкви, науки и культуры, «русского Леонардо да Винчи» - о. Павла Флоренского. Выставка организована совместно с московской мемориальной квартирой-музеем о. Павла, директором которой является внук знаменитого священника - доцент Московской духовной академии (МДА) игумен Андроник (Трубачёв). Он предоставит для экспозиции некоторые мемориальные вещи своего деда, а также публикации его сочинений, фотографии. Традиционной является также встреча представителей Русской Православной Церкви и российской гуманитарной науки с участниками Митинга. «Путь познания в России вчера и сегодня» - с докладами на эту тему в Римини выступят проректор Московской духовной академии, сотрудник Синодальной богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий и специалист по творчеству Достоевского, филолог Татьяна Касаткина. Речь пойдет о русской религиозной философии, о литературной классике, об опыте новомучеников и исповедников российских ХХ в. Как правило, такие встречи привлекают внимание тысяч участников Митинга. Юлия Зайцева, Благовест-инфо Представители европейских стран обсудили глобальный экономический кризис с христианских позиций О том, какой быть Европе после кризиса, в течение недели, с 27 июля по 2 августа, размышляли около 100 представителей 11 европейских стран: Австрии, Албании, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Польши, России, Чехии, Швейцарии, собранные по инициативе Ассоциации христиан-рабочих Италии (АКЛИ) из Ломбардии в альпийском лагере Мотта ди Камподольчино. Российскими участниками встречи были члены Преображенского содружества малых православных братств проф. СФИ Александр Копировский, представивший доклад «Европа экуменическая и мультирелигиозная», и переводчица Дарья-Дина Еремина. Главной проблемой обсуждения стал продолжающийся глобальный экономический кризис, который рассматривался с христианских позиций. Задачей встречи было не столько предложить пути выхода из него, сколько всесторонне рассмотреть его причины и последствия для членов Церкви. Обсуждалось изменение религиозной карты Европы в связи с наплывом иммигрантов (чаще всего - нелегальных) из стран Азии и Африки, исповедующих ислам. Адаптировать их, как правило, не удается, и они создают свои этнические и религиозные гетто. Кроме того, рассматривались тяжелые экологические последствия экономической политики европейских стран, направленной на расширение потребления. Отмечалось, что Европа забывает свои христианские корни не только на уровне декларации (отказ от упоминания о них в проекте Конституции Совета Европы - так называемом «Лиссабонском документе»), но и практически. К иммигрантам в европейских странах часто относятся или равнодушно, или враждебно, не пытаясь всерьез приобщить их к сокровищам своей культуры и веры. Любовное и бережное отношение к природе стало достоянием лишь отдельных стран (в первую очередь, Германии). А главное - количество реально исповедующих свою веру и живущих церковной жизнью христиан в Европе неуклонно сокращается за счет приверженцев «новой», полуоккультного типа общей религиозности и новообращенных в ислам. Поэтому единодушным было мнение участников встречи в Мотта о том, что кризис имеет, прежде всего, духовные корни и является в определенном смысле результатом отхода Европы от своих христианских основ. Многие выступавшие выразили надежду на то, что Европа может выйти из кризиса только значительно обновленной, может быть, даже утратив ряд внешних признаков христианской идентичности, характерных для прежних исторических эпох, но приблизившись к подлинно христианской жизни и прямому свидетельству о своей вере. Особенно ценным в этой встрече было то, что серьезное обсуждение темы глобального кризиса проводилось не официальными государственными или церковными структурами, а простыми верующими, не пожалевшими для этого своих сил, средств и времени. Встреча, несмотря на плотный график работы, прошла в духе христианской любви, мира, открытости и взаимопонимания. Ее организаторы хотели бы, чтобы она послужила укреплению веры и готовности всех христиан Европы к совместным действиям по преодолению последствий кризиса и стала своего рода закваской для этого. Конференция европейских Церквей будет реформирована в 2013 году Делегаты проходившей во французском Лионе ассамблеи Конференции европейских Церквей (КЕЦ) одобрили предложение реформировать это экуменическое объединение. Участники ассамблеи проголосовали за создание комиссии, которая проведет ревизию работы, структуры и задач КЕЦ, и в 2011 году предложит Церквам-членам проект реформы. Документ должен быть утвержден на следующей ассамблее КЕЦ в 2013 году. КЕЦ объединяет 120 Церквей Европы, главным образом англиканских, православных и протестантских. Конференция была создана в 1959 году как попытка объединить христиан Востока и Запада. По мнению епископа Мартина Шиндельхютте из Евангелической Церкви Германии, объединение, в его нынешнем виде, не отвечает современной ситуации в Европе. Шиндельхютте выступил на открытии ассамблеи и предложил реформировать КЕЦ, чтобы с ее помощью Церкви могли озвучивать свою позицию по вопросам культурного, социального и политического развития Евросоюза и континента в целом. Генсек КЕЦ архидиакон Колин Уильямс также высказался в поддержку реформ, заявив, что это должна быть «организация более сплоченная, более сфокусированная и имеющая четкую стратегию». 19 июля на ассамблее выступил Вселенский патриарх Варфоломей I. По мнению иерарха, Европе необходима новая экуменическая организация, которая объединила бы не только православных, англикан и протестантов, но и католиков (Католическая Церковь не является членом КЕЦ и ряда других экуменических объединений, хотя и сотрудничает с ними). «Я убежден, что конференция всех европейских Церквей, подчеркиваю - всех, гармонично работающих вместе, сможет выполнить священный завет восстановить общение между Церквами и служить нашим современникам, - заявил он. - Тогда станет возможным продвигать диалог между Церквами Европы и европейскими институтами, Европейским союзом». Патриарх попросил кардинала Филиппа Барбарена, католического архиепископа Лионского, передать это предложение «куда следует», имея в виду Ватикан. Кардинал Барбарен присутствовал на ассамблее КЕЦ в качестве гостя. Представители Русской Православной Церкви не приняли участия в ассамблее КЕЦ, впервые со времени ее создания. В октябре прошлого года РПЦ приостановила свое членство в Конференции в знак протеста против непринятия в КЕЦ Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Вместо нее в состав КЕЦ была принята Эстонская Апостольская Православная Церковь, подчиняющаяся Константинополю. «В Конференции европейских Церквей нет фундаментального раскола, - заявил вице-модератор ассамблеи, сербский православный епископ Ириней. - Мы продолжаем диалог с РПЦ, он не прекращался». Покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, еще будучи архиепископом и митрополитом, принимал активное участие в работе КЕЦ. В 1964 году он был избран в президиум Конференции, а с 1987 по 1992 г. занимал пост ее президента. Благовест-инфо В константинопольском храме Святой Софии обнаружен мозаичный лик ангела Представитель турецкой фирмы, которая занимается реставрационными работами в храме Айя София (Святая София Константинопольская), сообщил, что в процессе расчистки настенных изображений собора реставраторы раскрыли лик ангела, выполненный в технике мозаики, сообщает Associated Press. При проводившихся ранее работах это изображение никто не видел, подчеркнул он. В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор Святой Софии, когда-то являвшийся самым большим храмом христианского мира, в мечеть. К зданию пристроили четыре минарета и стали именовать храм мечетью Айя-София. Поскольку мусульманская традиция запрещала фигуративные изображения, замечательные настенные росписи и мозаики собора были покрыты штукатуркой. Кстати, по мнению некоторых исследователей, большинство фресок и мозаик именно благодаря этому остались невредимыми. В 1935 году по декрету турецкого лидера Ататюрка Айя-София стала музеем, а с некоторых фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В настоящее время на стенах храма можно видеть как изображения Иисуса Христа и Богородицы, так и цитаты из Корана. Глава ведомства культуры и туризма Стамбула Ахмет Эмре Бильджили заявил агентству AP, что реставраторы теперь займутся раскрытием второго мозаичного изображения ангела. Четыре года назад специалисты заявили, что бесценные мозаики, украшающие купол собора, нуждаются в спасении. На протяжении пятнадцати столетий своего существования они сохранялись без какой-либо специальной защиты. Однако сегодня мозаики осыпаются под воздействием конденсата и из-за нарушений условий хранения. Экспертов потрясло, что фрагменты мозаик, изображающих Иисуса Христа, Богородицу и святых, хранятся незащищенными в коробках. Историки искусства выразили тогда публичный протест против продолжающейся небрежности и равнодушия по отношению к шедеврам. Профессор Семави Еис заявил, что Айя-София страдает от некомпетентного проведения реставрации, и назвал скандальную ситуацию вокруг мозаик «позором Турции». Этот архитектурный памятник был назван «восьмым чудом света», а с его мозаиками обращаются как с ненужным сором. Еис призвал власти принять меры по спасению уникальных мозаик. Богослов.ru КИФА №10(100) август 2009 года |