gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (август 2009)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.08.2009 г.

Синодальной Богословской комиссии поручено начать подготовку современного Катехизиса Русской Православной Церкви

На заседании Священного Синода, проходившем 27 июля в Киеве, были заслушаны предложения митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, об исполнении соборных определений о создании современного Катехизиса Русской Православной Церкви (журнал № 62).

Решением Священного Синода Синодальной Богословской комиссии поручено начать во взаимодействии с синодальными структурами подготовку современного Катехизиса Русской Православной Церкви.

Патриархия.ru

Патриарх Кирилл встретился с украинским духовенством
и интеллигенцией

Во время первосвятительской поездки по Украине патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с украинскими архиереями, духовенством, монашествующими, преподавателями и студентами Киевских духовных школ и представителями интеллигенции. Встреча продолжалась около двух часов.

Предстоятель Русской православной церкви начал свое выступление со слов благодарности за присуждение ему степени доктора Киевской духовной академии. Патриарх признался, что академическая среда для него - родная, поскольку сам он учился в Петербургских духовных школах, а затем, в течение десяти лет, был их ректором. Период учебы он считает самым счастливым в жизни, потому что в эти годы у молодого человека нет, по сути дела, иных обязанностей кроме «работы над собой», над формированием своей личности. Напротив, последующий период жизни всегда связан с «тратой своих сил».

Семинария и академия тем отличаются от светских вузов, продолжил патриарх Кирилл, что они призваны дать молодым людям не только знания и информацию, но и духовный опыт. Если у священника нет такого опыта, он будет проповедовать «чужие мысли», и эта проповедь не будет воспринята паствой.

Положительно отозвавшись о необходимости порядка в духовных школах, предстоятель РПЦ подчеркнул в то же время, что дисциплина регулирует лишь внешнюю жизнь, а формирование внутреннего мира студентов возможно только в результате огромной духовной работы. Духовная школа должна развивать в будущих пастырях тягу к литургической жизни, продолжил предстоятель РПЦ, в ней также должна проводиться большая духовническая работа. В результате всего этого, убежден патриарх, выпускники семинарий и академий должны стать «современными мыслящими людьми с сильным религиозным опытом».

Переходя к теме пастырства, патриарх Кирилл отметил, что если его природа нисколько не изменилась за две тысячи лет истории христианской Церкви, то формы неизбежно меняются. В былые времена на Руси, продолжил предстоятель РПЦ, верующими были 100% населения, и главной задачей пастырей было строить храмы «в шаговой доступности». Не нужно было никого звать в эти храмы - люди сами туда шли. Сегодня ситуация радикально иная: хотя большинство населения России, Украины, Белоруссии связывает себя с православием, многие не имеют личного религиозного опыта. С одной стороны, этому препятствует наследие атеизма и позитивизма, с другой - идеология общества потребления. По словам патриарха, сегодня торговые центры - «секулярные храмы-развлекаловки, где можно и потратить деньги, и выпить, и закусить, и с горки покататься» - заменяют для многих Церковь.

Было бы наивно полагать, что можно зазвать в церковь людей, от нее далеких, просто встав у них на пути - они бы не поняли таких пастырей, продолжил предстоятель РПЦ. Церковь должна найти общий язык с нецерковными современниками, научиться понятно говорить с ними о духовном изменении в жизни. Язык, который зачастую использует Церковь в своей проповеди - «очень заскорузлый», а порой и просто хамский, посетовал патриарх, рассказав, как однажды в Москве стал свидетелем разговора некоего «упитанного и розовощекого игумена» с пожилой интеллигентной женщиной. Дама подошла к священнослужителю, чтоб задать ему очень важный вопрос, но удостоилась грубого ответа. Кирилл - в ту пору еще митрополит Смоленский - не сдержался и отчитал игумена, указав ему, что в следующий раз эта женщина, возможно, никогда не придет в церковь.

Одной из важнейших задач Церкви патриарх видит в том, чтобы «оживить наше богословие», вывести его из сферы интеллектуального дискурса, сделать частью жизни людей. Лучшим примером деятельности в этом направлении патриарх Кирилл считает святых отцов, в частности, каппадокийцев (свв. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), которые активно использовали достижения светского разума, античной и неоплатонической философии. При этом, подчеркнул предстоятель РПЦ, они заимствовали у язычников «не идеи, а инструментарий», сохранив в чистоте сущность христианства.

Патриарх назвал и главную угрозу для современного богословия. По его словам, это опасность «попадания в плен светской мысли». Предстоятель РПЦ рассказал, что впервые он почувствовал этот риск в 90-е годы, а впоследствии убедился, что светские идеи порой проникают в ткань христианского (в первую очередь западного) богословия так глубоко, что «на выходе получается недоброкачественный продукт».

Поясняя свой тезис, патриарх рассказал, что на протяжении XIX и XX веков огромное влияние на протестантское, а затем и католическое богословие оказывали идеи просвещения и либерализма. Так называемая «прогрессивная» часть западных богословов постепенно стала «обслуживать» либеральные идеи, главная опасность которых заключается в отсутствии понятия греха. В соответствии с этими новыми учениями, каждый человек автономен, он сам создает себе систему ценностей. Крайней точкой развития таких идей патриарх считает постмодернизм, отрицающий существование истины и лжи, добра и зла. Отсутствие у человека понятий добра и зла, убежден предстоятель РПЦ, - «это апокалипсис». Он вспомнил, как в детстве спросил своего отца, как люди смогут принять антихриста, если тот будет учить их явному злу. Отец не смог ответить на этот вопрос, но сегодня патриарх понял, что окончательная утрата понятий зла и добра возможна, если однополые союзы считаются многими уже не грехом, а «альтернативным поведением».

В заключение своей речи патриарх Кирилл напомнил о мечте выдающегося русского богослова и историка Церкви прот. Георгия Флоровского. Определив труды свв. отцов как «патристический синтез», Флоровский мечтал о новом синтезе богословия и культуры. «Моя молитва о том, чтобы мечта о. Георгия Флоровского осуществилась - еще при нашей жизни», - сказал предстоятель РПЦ.

Дмитрий Власов. Благовест-инфо

В день престольного праздника Святейший патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре

10 августа, в день праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего женского монастыря, отметившего в этот день 485-летие со времени основания и 15-летие возобновления монашеской жизни.

Патриарх Кирилл в Новодевичьем монастыре

Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Видновский Тихон, Серпуховский Роман, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, священнослужители г. Москвы и Московской епархии.

Среди молившихся за богослужением присутствовали игумения Маргарита (Феоктистова) и насельницы Новодевичьего монастыря, а также настоятельницы и сестры ряда женских монастырей Подмосковья.

Патриарх Кирилл в Смоленском соборе

По окончании Божественной литургии Святейший патриарх Кирилл совершил молебен на ступенях западных врат собора.

Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который, в частности, отметил: «В престольный праздник Смоленского собора мы отмечаем 485-летие основания этой святой обители. Мне нет необходимости говорить об истории, связанной с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, потому что Ваше святительское служение проходило под Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы там, где Ее Смоленский образ творил для России чудеса. И вторая радость - исполнилось 15 лет со времени возрождения монашеской жизни в этой обители».

Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству список Смоленской иконы Божией Матери с изображениями небесных покровителей предстоятеля - святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского.

Святейший патриарх Кирилл обратился к пастве с первосвятительским словом и, в частности, сказал: «Для меня сегодня особенно радостный день, потому что, действительно, в течение почти 25 лет, будучи правящим архиереем Смоленской епархии, в этот день с епископатом и множеством клира, народа, духовенства я прославлял имя Божие на Смоленской земле. И, конечно, мыслью я сегодня простираюсь и к Смоленскому собору в городе Смоленске, и к чудотворному образу, перед которым молилось русское воинство на Куликовом поле. Но сегодня я присутствую здесь, потому что Новодевичий монастырь с его Смоленским собором, с чудными иконами является святыней первопрестольного града нашего. Этот монастырь был построен в честь освобождения города Смоленска от литовцев, на этом самом месте провожали образ Пречистой Смоленской Одигитрии, когда во избежание поругания от литовцев он был на некоторое время принесен в Москву, а потом по слезной просьбе Смоленского иерарха епископа Мисаила был возвращен в землю Смоленскую. И тогда сюда, на Новодевичье поле, пришли москвичи и со слезами провожали Пречистую. Вот такая глубинная связь между городом Смоленском и этим дивным монастырем, посвященным Смоленской иконе Божией Матери».

Далее Святейший Владыка поделился размышлениями о тексте приходившегося на этот день апостольского чтения.

Патриархия.ru

Круглый стол «Богослужение в опыте новомучеников
и исповедников российских» провели Екатеринбургская духовная семинария и Московский Свято-Филаретовский институт

Екатеринбург, 19 июля. «Как современным христианам приобщиться к тому вдохновению, которое черпали в православной богослужебной традиции свидетели веры XX века? Какие приоритеты видели христиане в устроении церковной молитвы в условиях гонений? Как они боролись с искажениями духа и смысла в молитвенной жизни церкви?» - так сформулировали организаторы основные вопросы круглого стола. Для обсуждения участникам были предложены следующие доклады: «Обсуждение вопросов богослужения на Поместном соборе 1917-18 гг.» (Д. Сегаль, Москва), «Сщмч. Сергий Мечев и молитвенный опыт покаяльно-богослужебных семей» (Д. Макеева, Москва), «Богослужение в общинах сщмч. Анатолия Жураковского» (Д. Попиченко, Екатеринбург).

Подводя итоги встречи, проректор Екатеринбургской духовной семинарии прот. Петр Мангилев сказал: «Активно участвовать в богослужении должен стараться каждый человек - и священник, и мирянин, без этого никаких перемен к лучшему в церковной молитве не может совершиться. Обязательно вхождение в смысл молитвы, уяснение ее каждым. Для нас это очень непросто, так как мы наследники тоталитарной эпохи. И на каждом сознании лежит отпечаток тоталитаризма. У нас есть тоталитарные консерваторы, тоталитарные либералы и тоталитарные борцы за свободомыслие. Это касается и общественной, и церковной жизни».

Информационная служба СФИ

Память о новомучениках

28 июня в Дивеевском монастыре завершила свою работу VI Международная научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России», начавшаяся 25 июня в Санкт-Петербурге. Организаторами конференции стали Фонд прп. Серафима Саровского, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви, Санкт-Петербургская духовная академия при участии Российской академии наук, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижегородской епархии Русской православной церкви, Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, Фонда «Память мучеников и исповедников XX века». Конференция собрала более 100 участников со всех концов России и из стран ближнего и дальнего зарубежья. От Свято-Филаретовского православно-христианского института в конференции принял участие преподаватель СФИ М.И. Зельников.

В центре обсуждения стояли три темы, соответствующие названиям трёх секций: «Вклад Православной церкви в становление и развитие российского общества и государства», «Русское монашество и формирование национальной культурной традиции», «Восстановление памяти о новомучениках в церкви, обществе и государстве».

Особую церковную атмосферу на конференции создавала ежедневная совместная молитва её участников. Началась конференция с литургии в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга и завершилась литургией в Троицком соборе Дивеевского монастыря у раки с мощами прп. Серафима.

Одной из самых интересных стала секция, посвященная памяти новомучеников, на которой были представлены новые, ранее неизвестные архивные материалы.

Из доклада ведущего научного сотрудника Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, д. ист. н. М.В. Шкаровского участники конференции узнали о знаменитых новомучениках Санкт-Петербургской епархии, связанных с братством Александро-Невской Лавры, а также о современных проблемах подготовки канонизации новомучеников и исповедников ХХ в.

Псаломщица храма Феодора Стратилата д. Мартюхи (Вяземского района Смоленской обл.), д. биол. н. монахиня Ангелина (Нестерова) сделала сообщение о св. прав. Алексее Южинском (Медведкове) (1867-1934). Рассказывая о жизни отца Алексея, она процитировала его высказывание о православной жизни эмиграции: «В видимой церкви есть невидимая церковь, тайная церковь, в ней люди нищие духом, живущие благодатью и ходящие по воле Божией. Во всех приходах и во всех юрисдикциях такие люди имеются. Ими жива и эмиграция по милости Божией». Докладчица предложила конференции ходатайствовать о канонизации в РПЦ о. Алексея, уже прежде причисленного к лику святых Константинопольским патриархатом.

О репрессиях верующих с 1918 по 1951 гг. на основании материалов Пермского государственного архива новейшей истории рассказала аспирантка кафедры новой истории Пермского государственного педагогического университета, главный специалист отдела информации, публикации и научного использования документов Пермского государственного архива новейшей истории И.С. Шилова. Докладчица указала, что хотя процесс закрытия доступа к следственным делам в архивах и начался, но пока он идет медленно, и призвала в связи с этим всех присутствующих собирать информацию о репрессированных именно сейчас: «Сейчас наступил тот период, когда еще есть возможность собрать необходимую информацию, сделать её достоянием общественности, чтобы ее проанализировать и прийти к определенным выводам. И полагаю, что на сегодняшний день институтом для возрождения духовности в нашей стране может быть и должна стать РПЦ, других вариантов для развития у нас нет».

Преподаватель СФИ, кандидат физ.-мат. наук, бакалавр богословия М.И. Зельников сделал доклад об особенностях совершения богослужений по опыту новомучеников и исповедников российских. Он отметил, что в условиях прямого духовного противостояния злу богослужение исповедников веры, «приобретая значительную свободу в формах своего внешнего обрядового выражения, само становилось подвигом и с большой силой выявило духовно-смысловую основу традиционного уставного богослужения - его способность укреплять веру и собирать Церковь через чтение Священного писания и горячую проповедь, через общенародное пение и общую братскую ответственность за него и клира, и мирян. В этом отношении богослужение новомучеников и исповедников было чрезвычайно действенным, став не просто символическим, а реальным выражением приобщения верующих ко Кресту и Воскресению Христову. При этом часто исповедники веры намеренно уходили от излишней роскоши и помпезности византийского обряда, стремясь сохранить в богослужении лишь те внешние формы, которые служили исповеданию веры».

Настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников веры и благочестия Санкт-Петербургской епархии прот. Владимир Сорокин в своем выступлении затронул важный вопрос о том, кого и при каких условиях можно назвать исповедником веры. Он также напомнил собравшимся слова исповедника веры, профессора СПбДА, в прошлом члена Псковской православной миссии, прот. Ливерия Воронова о том, что все пострадавшие за веру Христову не нуждаются в «реабилитации» государственными органами: как верные служители Божии, они должны почитаться Церковью независимо от того, какого мнения о них придерживаются государственные структуры.

Многие докладчики делились размышлениями и практическим опытомиспользования жизнеописаний новомучеников в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. В своем докладе прихожанин Никольского храма г. Шарьи Костромской области В.П. Овчинников отметил, что «о новомучениках нельзя писать как о минералах или бабочках, бесполезно сохранять память об их именах, если у нас не будет любви к этим людям».

В дискуссии на эту тему М.И. Зельников отметил, что без практического усвоения нашей церковью опыта новомучеников и исповедников «их имена в календаре будут оставаться абстрактными, а память о них будет бесплодна и не сохранится в будущих поколениях». Прот. Владимир Сорокин подчеркнул, что нельзя превращать память о новомучениках и исповедниках ни в очередную «развлекательную» тему, ни в какой-то «культ страданий». Он отметил, что «надо обязательно говорить о том, за что именно они шли на страдание... В XXI в. нельзя ограничиваться одними красивыми словами».

Все важные вопросы, поставленные на конференции, заслуживают общецерковного обсуждения. В дальнейшем планируется выпуск сборника материалов конференции.

Информационная служба СФИ

На мемориальном кладбище в Левашово под Петербургом будет построен храм

На мемориальном кладбище в Левашово, на месте погребения останков тысяч расстрелянных в советское время, по благословению патриарха Кирилла будет построен храм. Об этом 2 августа после панихиды по невинно замученным и убиенным жертвам советского режима сообщил председатель комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации настоятель Князь-Владимирского собора прот. Владимир Сорокин.

О. Владимиру сослужили настоятель подмосковного храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово прот. Кирилл Каледа, настоятель Леушинского подворья прот. Геннадий Беловолов, также в богослужении участвовали прихожане этих и других храмов Москвы и Петербурга.

Руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, редактор Книг памяти жертв политических репрессий - «Ленинградского мартиролога» - А.Я. Разумов после богослужения провел всех по кладбищу, показал кресты, памятники и памятные знаки, которые устанавливают здесь не только национальные или конфессиональные общины, но также и лично родственники погибших. Он рассказал, что верующих в СССР не судили за веру, обычно им предъявлялись обвинения в организации контрреволюционных организаций. Так, один из памятных крестов на кладбище посвящен погибшим монахиням Горицкого монастыря, который был полностью разорен, а все его насельницы приговорены к расстрелу по обвинению в контрреволюции.

Первые захоронения на Левашовской пустоши начались 5 августа 1937 года. Всего в годы репрессий здесь по официальным данным погребено 46 тысяч человек. 20 лет назад в июле 1989 года кладбище было признано мемориальным. Таких мемориальных кладбищ, документально подтверждённых мест погребения расстрелянных при советском режиме и сохранившихся неизменно со времён расстрелов, на территории России осталось всего три - в Бутово, в Коммунарке и в Левашово. Остальные либо недоступны, либо не имеют документального подтверждения.

Анастасия Наконечная

КИФА №10(100) август 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!