«Верю в силу Божию, в немощи нашей совершающую чудеса преображения» Документы из архива свт. Тихона и Священного Синода* Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, временно Управляющего Новгородской епархией Серафима Епископа Крестецкого, покорнейшее Представление В декабре прошлого года мною и Епископом Никитою было сделано представление о разрешении служения Преосвященному Макарию и о назначении его в Череповец - викарием Новгородской епархии. Не получая до настоящего времени ответа на означенное представление и вместе побуждаемый положением церковных дел в Череповецком и соседнем Устюженском уездах, почтительнейше прошу Ваше Святейшество утвердить сделанное представление о назначении Преосвященного Макария епископом Череповецким, что необходимо ускорить по обстоятельствам настоящего времени. Вашего Святейшества покорный послушник Серафим Епископ Крестецкий 28 февраля 1924 г. Печать митрополита Новгородского *** Ваше Святейшество, Милостивый Патриарх и отец наш! Считаю священным своим долгом быть откровенным пред Вами, посему еще раз хочу исповедать пред Вами свою заветную думу послужить нашей русской православной церкви и родному народу в звании епископа-катехизатора и организатора христианских кружков ревнителей церковной жизни по завету Христовой любви даже до крови. Как убежденный сторонник христианского обновления в смысле возрождения и преображения отдельных личностей до высоты апостольского идеала и до превосходства братски-общинной жизни первохристиан (Деян 4:32-37), я уже пережил опыт братского строительства в сельском приходе, употребив для него девять годов своей пастырской службы. Правда, опыт неудачный, однако убедивший меня в правде слов пророка Давида: «как хорошо и как прекрасно жить братии вкупе»; это - как миро благовонное приятно, и как роса Ермонская - полезно (134 пс.). Этот опыт мой и настоящее социальное положение нашей русской православной церкви еще более убеждают меня в необходимости произвести новый опыт подобного церковного строительства. Сознаюсь, что сам я немощен для столь важного и святого дела, но чувствую благодать (приятность) и сознаю необходимость всей душой стремиться к идеалу Апостольской церкви. Верю в силу Божию, в немощи нашей совершающую чудеса преображения физической и духовной природы человека, а потому и дерзаю приступить к делу организации в г. Новгороде «кружка ревнителей христианского просвещения и созидания церкви Христовой, как Тела Его, т.е. такого «единства в духе веры», такой сплоченности и соподчиненности членов ее, какая существует в членах нашего организма. Этот центральный в епархии кружок-братство из сочувствующего духовенства должен увеличиться приливом в него христолюбивых и братолюбивых мирян г. Новгорода, а отсюда распространить свою деятельность по другим уездным городам и сельским приходам нашей обширной епархии. Для достижения последней цели, по моему мнению, необходимо иметь двух-трех богословски просвещенных лиц (одного в сане епископа) в качестве катехизаторов и организаторов приходских кружков ревнителей церковно-братской жизни на местах. По опыту двадцатипятилетней пастырской работы в звании приходского священника, уездного наблюдателя церковно-приходских школ и епархиального противосектантского миссионера, я знаю, как трудно и почти невозможно даже идейному сельскому батюшке без вдохновения и морально-отеческой поддержки со стороны епархиального начальства даже начать это главное пастырское дело систематического оглашения и просвещения своих прихожан словом истины и вместе - дело созидания христианской общины из лиц, просвещенных учением Христа и воодушевленных любовью к Нему. Как известно, наше рядовое, белое духовенство, по причине малой богословской подготовки и прежде понимало и теперь понимает себя прежде всего как совершителей церковных богослужений, таинств и молитвенных треб, но большинство из них еще не поняло своей первой и необходимейшей обязанности систематически просвещать способных к учению прихожан евангельским и святоотеческим учением о христианской любви, и тем более не могло дойти до сознания долга созидать из просвещенных прихожан церковь - Тело Христово, т.е. братское общежитие, где бы была одна душа, одно сердце и общая экономия. К тому же, в недалеком прошлом подобного рода истинно церковное дело клеймилось именами «опасного социализма», «ереси и сектантства». Говорю это по личному опыту. За свой опыт братского строительства на приходе я выслушал много самых разнообразных обвинений, даже в отпадении от православия. При таком понимании «православия» наше духовенство никогда не дойдет до сознания христианского долга «любить братство» и строить его из живых душ по примеру Господа Иисуса, Его апостолов и св. игуменов-строителей монашеских киновий и общежительных монастырей. Сам я (уже) прослужив приходским священником шесть годов и будучи студентом 3-го курса Академии не знал этого воистину апостольского делания. И только счастливая для меня встреча и знакомство с христианским писателем и богословом Н. Неплюевым и с его делом организации Крестовоздвиженского Православного Трудового Братства (Черниг. губ.) показало мне красоту и высоту сего дела и убедило в необходимости приняться за дело обновления приходской жизни на основе рабской покорности Христу-Царю и Его закону - любить братию, как Он любил Свою братию. Много радости и духовного восторга дало мне пережить это дело любви. Несмотря на свой неудачный опыт в этом деле, я до сего времени живу радостной надеждой на то, что сие воистину апостольское дело, его важность и необходимость скоро раскроется сознанию и сердцу верующих душ; рано или поздно станет общецерковным делом. И мне кажется, что уже настает то благодатное время, когда верные Христу поймут свой долг обособиться от неверного Ему общества; отделятся от него (2 Кор 6:14-18) и сорганизуют свое собственное святое общество, отвечающее завету любви Христовой. Настало время, когда даже и гражданское общество ищет более идеальных основ для своего устройства, чем прежние; естественно, большие требования предъявляет и представителям Православной Церкви. Волей или неволей мы, пастыри Церкви, должны приняться за святое дело организации новых приходов-общин на православных основах 1) свободного признания Христа, как Главы нашей и полного доверия и послушания Ему, как единственному непогрешимому авторитету совести и церковно-практической жизни нашей, и 2) ясного понимания важности и необходимости «братства» между повинующимися Христу, как главного завета Его и св. апостолов Его. «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса» (Деян 2:36). «Заповедь новую даю вам (ученикам): да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). «Братство любите» (Петр. 2:17). «Не господствуя над наследием Божиим, но подавайте пример стаду» (1 Петр 5:3). Вот наше пастырское знамя для истинного церковного обновления и реформы. К сожалению, эти св. основы христианской жизни для многих верующих и даже для духовенства неведомы, или же кажутся неудобоисполнимыми. А без ведения или непризнания обязательности для каждого христианина сих основ, церковно-братское дело невозможно, и естественно, для мнимых христиан является утопией. Я же могу похвалиться ясным пониманием этих основ и умением доказать от Св. писания, предания св. отцов и практики древне-апостольской церкви, - доказать важность и необходимость их для богоугодной жизни во Христе. И сам первый готов подать руку общения всякому желающему братской любви и труда. В виду всего вышеизложенного я свидетельствую пред Вашим Святейшеством мою полную готовность проводить эти основы в сознании и в жизни духовенства и мирян нашей епархии. Ради проповеди означенных основ я готов пешком, по примеру апостолов, ходить по городам и весям епархии. Это любимое мною дело посещения и оглашения сельских батюшек и мирян уже начато мною еще в положении Новгородского уездного наблюдателя шк. и епархиального миссионера как личное мое дело, показавшее и добрые плоды. Батюшки, ознакомившиеся через задушевную беседу со мною с моей идеологией христианского братства, увлекаются ею, привязываются душой ко мне, становятся в живое братское общение со мною. Теперь же мне хочется этому делу придать характер общецерковной необходимости. От имени церковной власти мне хочется 1) будить еще в большинстве духовно спящее духовенство и мирян, 2) доказывать им правду любви и долг строить церковно-приходскую жизнь на основе реального братолюбия и 3) таким образом помогать устраивать «просветительные кружки» при храмах. Я чувствую Божий призыв к такой работе, а потому имею решимость продолжать ее там, где и начал. Ваше Святейшество! Поверьте моей искренней любви ко Христу и Его Церкви; поверьте моей ревности церковного возрождения и благословите мое желание быть свободным (без епархии епископом-катехизатором в Новгородской епархии, и, конечно, действующим в полном согласии с епархиальным архипастырем). Вопрос об обеспечении меня не беспокоит. Ни для епархии, ни для прих.церквей я не хочу быть лишним бременем. Надеюсь на Отца Небесного, питающего рабов Своих; надеюсь на отзывчивость и участие в моих нуждах тех, кои поймут мой подвиг и оценят его; надеюсь и на свою физич.трудоспособность. А местожительство имею собственное в Новгороде. Вашего Святейшества смиренный слуга во Господе и богомолец Епископ Макарий (Опоцкий) 1924 г. 7 марта *** Его Святейшеству Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России Серафима Епископа Крестецкого В-Управляющего Новгородской епархией Доклад Представляя на милостивое Вашего Святейшества благоустроение прилагаемое при сем письмо на Ваше имя Епископа Макария (Опоцкого), временно находящегося в распоряжении В-Управляющего Новгородской епархией, о его желании послужить Церкви Христовой в качестве Епископа-Катехизатора в Новгородской епархии представляется необходимым, особенно в настоящее время неверия и колебания в основах веры Христовой и полного оскудения среди православных христиан Христовой любви. Вашего Святейшества Покорный послушник Серафим Епископ Крестецкий В-Управляющий Новгородской епархией 13 марта 1924 г. Исполнено № 182. № 200 24.03.1924 г. Резолюция: «В порядке Патриаршей милости - Преосвященному Макарию разрешается священнослужение и дается назначение на кафедру Череповецким викарием Новгородской епархии». Подписи: Патриарх Тихон, митр. Тихон, митрополит Серафим, митрополит (Петр? - нрзб) --------------------- * Источник: РГИА. Фонд 831. Оп. 1. Дело 273. Листы 71-74 об. Наименование: КАНЦЕЛЯРИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА Епископ Череповецкий Макарий был арестован 26.06.1926 г. по обвинению: «организовал в селе Богородском Череповецкого уезда кружок-сестричество, хранил и распространял письмо антисоветского содержания митр. Киевского и Галицкого Антония». Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 26.06.1926 г. с обвинением в «распространении ложных слухов». Приговорен к 3 годам концлагерей. Отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения (Кемский лагерь) по 5.12.1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден досрочно. В 1928 г. епископ Макарий стал организатором «Религиозно-трудового братства» в г. Новгороде. 20 апреля 1933 г. были арестованы 22 человека, в т.ч. еп. Макарий (Групповое Дело «Дело "Трудового Братства" епископа Макария (Опоцкого), Новгород, 1933 г. // Архив УФСБ по Новгородской обл. Д.1а/12983). По делу проходило 22 человека, среди которых благочинный, священники, монахини, послушница, миряне. Все они входили в круг еп. Макария, большинство помогали ему в деле помощи репрессированному духовенству, некоторые признались на допросах, что были членами братства. Руководители и члены братства обвинялись в том, что «проводили систематическую контрреволюционную деятельность, используя с этой целью не только молебные сборища в общежитии «Трудового братства» и амвон церквей, но и отдельные встречи, ведя свою контрреволюционную пропаганду о неизбежном конце Советской власти, о восторжествовании церкви и т.п.». В материалах архивного дела написано, что на допросе 16 мая 1933 г. епископ Макарий показал, что «действительно является создателем и руководителем «Религиозно-Трудового братства» двух общин по Советской ул. д.7 и Ср. Конюшенной, д.7. Виновным себя признал, но заявил: «От учения Христова отказаться не могу». Епископ Макарий был осужден тройкой ОГПУ по Ленинградскому военному округу 19.05.1933 г. и приговорен к 5 годам концлагерей, считая срок с 20.04.1933 г. с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. Был отправлен на Север. Сведений о его дальнейшей судьбе нет. Скорее всего, умер в заключении. Остальные члены братства получили сроки до 3-х лет лагерей и ссылок. Судьба практически всех трагична - после освобождения арестованы в 1937-38 гг., некоторые расстреляны, некоторые погибли в лагерях. Один человек - прот. Михаил Борисов (был благочинным) канонизирован Священным Синодом (Определение от 17 июля 2001 г.). Все проходящие по делу еп. Макария реабилитированы в 1989 г. прокурором Новгородской обл. Справка составлена Наталией Игнатович |
КИФА №10(100) август 2009 года |