ЧТО ТАКОЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО?
Интервью с о. Сергием Соллогубом Анна Алиева: Отец Сергий, мой первый вопрос касается самого Западноевропейского братства. Когда оно возникло, как часто оно собирается?
О.Сергий Соллогуб: Это братство было создано достаточно давно, и его цель – собрать всех православных, которые живут во Франции и принадлежат к разным юрисдикциям. Во Францию они приехали из разных стран, главным образом, из России после революции, потом из Греции после Второй мировой войны. И после Второй мировой войны люди приезжали из всех стран Восточной Европы, а также немного из Ливана и Сирии во время войны 1960-х г.г. Все они жили отдельно друг от друга и редко встречались. И вот появилась идея начать их собирать, чтобы вместе работать, вместе свидетельствовать о православии на Западе. Тогда и начались эти большие съезды в Западной Европе. Первый съезд прошел в 1971 году в городе Анси недалеко от Лиона во Франции. И с тех пор каждые три года такие съезды собираются во Франции и в Бельгии. В других западноевропейских странах несколько сложнее их организовать. Прошедший в нынешнем году съезд был уже 12-м по счету. Шесть последних таких встреч собирают более, чем по 600 участников. Съезды – это самое важное и значительное, что делает братство. Еще братство помогает всем православным во Франции. Мы стараемся помогать во всем, что затруднено из-за нашего разделения на разные юрисдикции, собираем для этого людей. Примером одного из таких дел стало создание Ассоциации «Православный катехизис», которая издала первую свою книгу уже более 25 лет назад. Книга называется «Жив Бог» и является православным катехизисом для семьи. И после этого, когда стало ясно, какой книга имела успех, мы начали готовить и другие издания. Это были книги о разных церковных праздниках, книга о литургии, ещё одна о Символе веры, о Троице и др. Книги и сейчас продолжают выходить. Второе дело – это издание литургических текстов на французском языке. У нас есть группа, которая переводит богослужебные тексты с греческого и славянского и потом издаёт эти тексты. Уже издана литургия Василия Великого; этого текста вообще не было на французском (текст литургии Иоанна Златоуста уже был). Потом перевели литургию Преждеосвященных даров. Было подготовлено два издания Часослова. А сейчас готовится новый перевод литургии Иоанна Златоуста, он должен выйти через два-три месяца. Также издаётся православный календарь на французском для каждой епархии. У нас не у всех епархий одинаковые календари. И мы стараемся, чтобы по-французски был один календарь для разных епархий. Еще мы устроили библиотеку-фонотеку всех докладов, где можно потом эти доклады заказывать и слушать. Это касается докладов, сделанных на самых разных собраниях. Например, в Париже каждый год в 1-ое воскресенье Великого поста православные собираются вместе, даже если они из разных юрисдикций. И вот в день Торжества Православия они собираются и внятно проповедуют Православие. В этот день мы все вместе служим литургию, а потом встречаемся после литургии, и там звучат доклады. Их тоже можно в нашей фонотеке найти. Есть в братстве и более специализированные группы. Одна из них издает, например, SOP – информационный всеправославный бюллетень. Другая – журнал «Контакт». Это богословский журнал, который выходит 4 раза в год. Это единственный французский журнал высокого уровня, который издают православные во Франции.
А. Алиева: Расскажите, пожалуйста, о том, какие задачи ставил перед собой только что прошедший съезд?
О. Сергий Соллогуб: Этот съезд был особый потому, что многих людей из старшего поколения наших богословов и деятелей нашего братства (Оливье Клеман, о. Борис Бобринский, Элизабет Бер-Сижель, диак. Николай Лосский) на нем не было, они не присутствовали из-за возраста, из-за болезни, по другим причинам. Они не смогли присутствовать, и это было для нас трудно, мы не знали, как все пройдёт. Слава Богу, всё было хорошо. Мы уже знаем, что братство имеет будущее, даже если с нами не будет наших дорогих старших, основателей братства. Мы уже можем продолжить это дело, будут проходить эти съезды, и будет высокий уровень выступлений. В этот раз были определенные трудности, мы не знали, как это сделать, это был кризис нашего братства. Я уже сказал, что старшее поколение отходит от дел, и мы волновались, сможем ли мы собрать всех, так как съезд с годами собирает всё больше и больше людей. И очень трудно таким добровольцам, как мы, устраивать такое большое мероприятие. Для этого нужен профессиональный уровень. Еще нужно найти подходящее помещение и не очень дорого, чтобы люди могли себе это позволить. Но, Слава Богу, всё успешно прошло, хотя были практические проблемы, было трудновато. Церковная жизнь в нашей современной Западной Европе сейчас непроста. Трудности между Вселенским и Московским патриархатами влияют на нашу жизнь тут на Западе. И поэтому тоже были некоторые волнения, что мы уже не сможем собраться, что трения и конкуренция между двумя Патриархатами за западную паству не позволит нам всем быть вместе, несмотря на то, что мы раньше всегда это делали. Большая духовная сила этих съездов как раз в том, что они собирали людей из разных юрисдикций, которые очень редко встречаются, живут в разных частях Франции и Европы. Люди могут встретиться, видеть их веру и понять, что проблемы, которые есть в нашем маленьком приходе, это те же проблемы, что и в других приходах, что это не только наши собственные проблемы и трудности. И что мы все проходим через такие трудности, и самое важное, что мы все можем собираться и свидетельствовать о нашей вере. И в этот раз тоже собралось много людей. Может, несколько меньше, чем раньше, из Московского и Румынского патриархатов. Я бы сказал, что это отражение современного положения во Франции и в Европе, отражение тех трудностей, которые есть сейчас в сотрудничестве наших церквей. Возможно, это произошло и вследствие объективных причин, так как в этом году съезд был в Бельгии, и не все смогли приехать. Здесь не обязательно видеть конфликт. Нужно быть осторожными и не искать ненужных причин, если их нет. Например, из Англии было мало участников, но это не потому, что англичане не хотели. Обычно в Сурожской епархии собиранием и организацией участников занимается диакон кафедрального собора. В этом году он был занят ремонтом собора и не успел найти кого-нибудь, кто бы его заменил. Результатом было то, что англичан было несколько меньше, чем мы ожидали, ведь Бельгия несколько ближе к Англии, чем юг Франции. Это тоже показывает трудности нашего братства, мы всегда должны находить людей, которые согласны работать на этой ниве. Видите, непросто работать, чтобы устроить этот съезд.
А. Алиева: Отец Сергий, скажите, пожалуйста, были ли достигнуты те цели, которые перед собой ставила эта встреча с содержательной точки зрения?
О.Сергий Соллогуб: Это довольно трудно оценить, потому что цель этих съездов, первая цель, - собрать православных Западной Европы, чтобы они вместе жили, молились, участвовали в докладах, обменивались мнениями по разным темам. И это, я должен сказать, всегда исполняется. Собралось 600 человек. Была в воскресенье литургия, такая торжественная и молитвенная. Все архиереи, которые здесь собрались, служили вместе, на 3-4 разных языках пели хоры, потом были доклады, и все могли участвовать в дискуссии. Потом были дискуссии по небольшим группам на более узкие темы, затрагивающие повседневную жизнь православных. Например, как служить литургию в приходе, как вести катехизацию, о некоторых нравственных проблемах. Конечно, у нашего съезда есть общая тема. В этом году была тема «Се творю всё новое». И из этой темы мы тоже взяли несколько тем для докладов. Первым докладчиком был профессор философии из Свято-Сергиевского института в Париже Бертран Вержиле, его выступление называлось «О новом человеке». На второй день был доклад владыки Каллиста (Уэра) из Англии «Человек: обезличивание или обновление?». А потом был доклад профессора догматического богословия Свято-Сергиевского института Мишеля Ставру, который прочитал доклад «Перед какими вопросами стоит церковь в начале третьего тысячелетия?» Разумеется, не все вопросы, поставленные на нашем съезде, были решены. Но, может быть, это станет потом материалом для приходов, для их встреч, поможет подумать, поговорить на эти темы и лучше почувствовать эти проблемы. Например, на прошлом съезде был такой доклад, который потом читали и обсуждали. А приход в Голландии целый год эту тему обсуждал, люди встречались, говорили. Мы не ожидаем каких-то конкретных выводов сразу после этого съезда, но просто необходимо, чтобы люди встречались, вместе обсуждали такие проблемы и более серьёзно и решительно смотрели на них. Чтобы мы о них знали и думали, как эти вопросы решать, как в наших приходских кругах жить более сознательно.
А. Алиева: Скажите, ведётся ли между съездами работа по обсуждению тех тем, которые были названы? Это обсуждение – целиком инициатива приходов или братство как-то организует их работу?
О. Сергий Соллогуб: Нет, братство не организует такие обсуждения. Такое бывало раньше раз или два, между съездами проводились съезды поменьше. Наше братство – это союз братств, которые располагаются вокруг Парижа, на Западе и Юго-Западе Франции, в Бельгии и даже в Голландии. На их локальных собраниях иногда рассматриваются темы, которые звучали на съезде. В этих маленьких братствах более регулярная жизнь. Они обсуждают разные темы.
А. Алиева: Скажите, в эти братства тоже входят люди из разных юрисдикций?
О. Сергий Соллогуб: Да. Братства собирают разные приходы. Например, в Бельгии каждая юрисдикция имеет разные приходы, и братство собирает все приходы, находящиеся на этой территории. Это цель Западноевропейского православного братства и братств на более низких уровнях – собирать православных, несмотря на их юрисдикцию, национальность, несмотря даже на их язык, который они используют в богослужении. У них один язык разговора. Это часто разные традиции, но они встречаются.
А. Алиева: Как возникло братство, какие конкретно люди и движения стояли у его истоков?
О. Сергий Соллогуб: Это давняя идея людей, которые хотели собрать всех православных, даже если они из разных юрисдикций. Отцом-основателем можно считать священника Льва Жилле, французского иеромонаха, который перешёл в православие, он имел это желание всех собрать. Но это было еще до Второй мировой войны. И потом были разные попытки собрать православных. А началось всё благодаря молодым людям, которые не понимали всех этих разделений, существующих между православными. Отмечу еще влияние больших богословов, таких как Оливье Клеман, о. Борис Бобринский, Павел Евдокимов. Был еще о. Кирилл Аргенти, греческий священник, служивший в Марселе. Он был истинно-духовный человек, который своей жизнью и служением всех объединял. Ещё важна была работа Ивана Александровича Чекана. Он тоже собирал этих молодых людей в Комитет координации православной молодёжи. Это была маленькая организация, и она начала устраивать съезды. С этих съездов начало существовать братство. И теперь они стали знаком нашего братства. В Брюсселе с 29 по 31 октября прошёл 12-й конгресс Западноевропейского православного братства Основная задача, которая стоит перед такими конгрессами, состоит в том, чтобы собрать православных различных юрисдикций для совместного богослужения, общения и обсуждения общих вопросов жизни церкви в Западной Европе. Такие конгрессы собираются каждые три года. В этот раз в его работе приняли участие около 600 представителей разных приходов Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, Великобритании и других западно-европейских стран, в т.ч. большое количество детей и молодежи. Все участники съезда проявили большую активность в его работе и заинтересованность его проблематикой и результатами.
В этом году темой конгресса стала строка из Писания «Се творю всё новое» (Откр.: 21.5). Каждый день работу конгресса открывал доклад на одну из заявленных тем. После обеда начинали работу секции, на которых обсуждались практические стороны жизни православных в Западной Европе.
Конгресс начался с доклада профессора философии Свято-Сергиевского института в Париже Бертрана Вержиле «О новом человеке». На второй день сообщение делал заслуженный профессор Оксфордского университета епископ Диоклийский Каллист (Уэр) «Человек: обезличивание или обновление?», а в последний, третий день, было выступление профессора догматического богословия Свято-Сергиевского института Мишеля Ставру «Перед какими вызовами стоит церковь в третьем тысячелетии». Итоги подвел прот. Иоанн Гейт и архиепископ Гавриил (де Вильдер). В качестве гостей Конгресса на форуме присутствовали ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств проф.-свящ. Георгий Кочетков, который выступил на круглом столе, посвященном литургическому обновлению, и в секциях, обсуждавших проблемы христианского единства и катехизации взрослых в современных условиях, и председатель братства «Сретение», проректор СФИ Д.С. Гасак.
КИФА №11(37) ноябрь 2005 года |