Завершилось IV Всеправославное предсоборное совещание Заседания IV Всеправославного предсоборного совещания завершились 12 июня 2009 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы. В них принимала участие делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Иларионом. В составе делегации были также архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, переводчик А.Г. Чуряков. Председателем совещания был митрополит Пергамский Иоанн, секретарем - митрополит Швейцарский Иеремия (Константинопольский Патриархат). В работе участвовали делегации Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Грузинского, Сербского, Румынского, Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, возглавляемые их архиереями. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам совещания с приветственным посланием. Согласно договоренности, достигнутой Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей в ходе встречи на Фанаре в октябре 2008 года и подтвержденной в последующей переписке, темой IV Всеправославного предсоборного совещания стало обсуждение темы канонического обустройства православной диаспоры. Соответствующее решение о повестке дня было принято участниками совещания в начале их работы. Оставшиеся вопросы повестки дня Всеправославных предсоборных совещаний (способ провозглашения автокефалии и автономии, а также порядок диптихов) будут рассмотрены на следующих заседаниях после подготовки в Межправославной подготовительной комиссии. Участники совещания в Шамбези рассмотрели документы, подготовленные на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии 10-17 ноября 1990 года и 7-13 ноября 1993 года, а также на конференции специалистов по каноническому праву, прошедшей 9-14 апреля 1995 года в Шамбези. В документы были внесены дополнения, уточнения и поправки, принятые на основе консенсуса. Совещание признало, что решение проблемы канонического обустройства православной диаспоры, то есть верующих, проживающих вне традиционных границ Поместных Православных Церквей, должно быть достигнуто на основе экклесиологии, канонической традиции и практики Православной Церкви. С этой целью одобрено создание в ряде регионов мира епископских собраний, состоящих из всех канонических православных епископов, имеющих под своим окормлением общины в данной местности. Деятельность епископских собраний будет направлена к выявлению и укреплению единства Православной Церкви, общему пастырскому служению православным жителям региона и совместному свидетельству внешнему миру. Решения в собраниях будут приниматься на основе консенсуса Церквей, епископы которых представлены в нем. Полномочия епископского собрания не допускают вмешательства в епархиальную юрисдикцию каждого епископа и не ограничивают права его Церкви, в том числе в ее отношениях с международными организациями, государственной властью, гражданским обществом, средствами массовой информации, другими конфессиями, государственными и межконфессиональными организациями, а также другими религиями. Совещанием был также одобрен доработанный проект регламента, определяющего основы деятельности региональных епископских собраний в православной диаспоре. Служба коммуникации ОВЦС В Румынии прошла конференция «Традиция и догмат: Какое догматичес-кое богословие мы предлагаем сегодня?» 11-13 июня на базе богословского факультета университета Аврел Влаику (г. Арад, Румыния) прошла конференция «Традиция и догмат: Какое догматическое богословие мы предлагаем сегодня?» Работу конференции открыл епископ Арадский Тимофей; председателем форума, проходившего под эгидой Международного общества православных догматистов, выступил священник Иоанн Тулкан, декан богословского факультета университета Аврел Влаику. В работе конференции приняли участие 22 представителя высших богословских учебных заведений, в том числе: Свято-Сергиевского богословского института в Париже (М. Ставру), Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (П. Бутенев), богословского факультета Бухарестского университета (Д. Попеску), богословского факультета Софийского университета (С. Риболов), Аристотелевского университета в Салониках (Д. Целенгидис), богословского факультета университета Баламанд в Ливане (Ф. Джорджи), богословского факультета Эрлангенского университета в Германии (Д. Мунтяну), ПСТГУ в Москве (П.Б. Михайлов), Института философии РАН в Москве (А.Р. Фокин) и др. Было заслушано 22 доклада и выработано следующее Заключение: 1. За православным догматическим богословием следует признать одно из важных направлений православного богословия в целом, которые призывают к обновленному подходу в богословии, основанному на обращении к библейским и патристическим источникам и соотнесении догмата, духовности и церковной жизни. Православное догматическое богословие следует рассматривать и углублять в неразрывной связи церковной жизни и духовного опыта Церкви. Вместе с тем мы признаем необходимость исследовать подобающую роль человеческого разума на службе богословия, никоим образом не отрицая апофатического и мистического характера богословия как такового. Тем самым взаимопроникновение всех указанных измерений должно стать прочной почвой, на которую может опереться православное богословие и найти свое выражение как богословие Церкви и для Церкви, а по отношению к миру - как богословие для мира во имя Отца и Сына и Святого Духа. 2. Православное богословие должно поддерживать и углублять прочные связи с библейской экзегетикой, постоянно обращаясь к своим библейским истокам, которые следует истолковывать в перспективе Предания Церкви. 3. Труды представителей православного догматического богословия должны внести свою лепту в непрестанном вовлечении богословия в церковную жизнь как свое духовное подтверждение, способствовать междисциплинарной открытости и, наряду с этим, внести свой вклад в апологетическое свидетельство в высокотехнологичном, компьютеризированном мире, одновременно секуляризованном и индивидуализированном, мире, в котором автономность и независимость представляются панацеей от бед, в то время как церковное и сакраментальное понимание происходящего все более утрачивается. 4. Православное догматическое богословие может служить инструментальным подспорьем в межконфессиональном диалоге, подчеркивая вселенское значение Православия. Осуществляя подобное свидетельство, мы должны остерегаться упрощенного представления о христианском Западе. Задача богословия и его свидетельство заключается в раскрытии и проповедании правды Божией. Мы должны воздерживаться от использования богословия как средства уничтожения противника, углубления существующих разделений или как средства для формирования сознания собственного превосходства над другими. 5. Православное догматическое богословие должно быть готовым оказать поддержку богословию для всех, сохраняющему свою верность Евангелию, ради того, чтобы придать динамичность церковной миссии в современном обществе, приносящей в жизнь людей освобождающее и исполненное великого смысла благовестие Евангелия Христова. Поэтому православные догматические богословы ответственны в своих исследованиях за адекватность анализа комплексных проблем секуляризации и глобализации, постмодернизма в целом с его антропо-космологическими и церковно-сотериологическими следствиями, к которым прежде всего обращено внимание Православной Церкви. 6. Общество обсудило идею создания периодического издания, в котором православные богословы - как члены Общества, так и привлеченные извне - будут публиковать свои труды. Журнал будет выходить от лица Международного общества православных догматических богословов и будет называться Journal of Orthodox Dogmatic Theology. 7. Следующее собрание Общества православных догматических богословов состоится в Салониках (Греция) в июне 2011 года. Предварительная тема конференции: «Православная догматика и человеческая рациональность». Патриархия.ru В Париже состоялось первое заседание Ученого совета Русской духовной семинарии Первое заседание Ученого совета Русской духовной семинарии в Париже состоялось 18 июня под председательством архиепископа Корсунского Иннокентия. В заседании приняли участие преподаватели семинарии. В настоящее время Ученый совет Русской семинарии в Париже, учрежденной Священным Синодом Московского Патриархата 15 апреля 2008 г., насчитывает шестнадцать преподавателей, проживающих во Франции, Бельгии, Италии и Швейцарии. Совет принял внутренний регламент семинарии и составил список преподаваемых дисциплин. Особенностью русской семинарии в Париже является то, что половина занятий (богословско-пастырского характера) преподается в самой семинарии, а другая половина (философско-филологического характера) - в Сорбонне и других парижских университетах. Ученый совет также решил, что обучение в семинарии будет длиться пять лет: три года бакалавриата и два года магистратуры, согласно принятым во Франции правилам. Учебная программа на 2009-2010 гг. будет разработана к следующему заседанию Ученого совета, которое пройдет в новом здании семинарии 25 сентября. Занятия в семинарии начнутся с 5 октября. Правила приема в семинарию и программа занятий будут опубликованы в ближайшее время вместе с подробностями о месторасположении семинарского корпуса и начале богослужений в семинарском храме. Патриархия.ru Кружечный сбор как способ найти средства для летнего детского лагеря Раз в год префектура Парижа дает разрешение центрам детского отдыха проводить кружечный сбор на улице. ACER-MJO (РСХД), член Французского союза Центров отдыха, использует это время, чтобы собрать средства на содержание детей в лагере Servagere. Но сбор не является классической операцией поддержки фонда. Кружечный сбор - опыт, который обогащает и того, кто его осуществляет. Подготовка начинается в марте. Изучаются места для сбора. Мобилизуются будущие сборщики. Проверяется снаряжение. Накануне объявленной даты еще распределяются кружки. Даниэлю 11 лет, он приходит за своей кружкой впервые. Мы вместе идем проводить кружечный сбор на рынок. Встречаемся следующим утром в 8. Когда мы прибываем, продавцы заканчивают установку своих столов-прилавков. Знакомимся, они выделяют нам место. Так начинаются эти 5 ч., которые увидят, как кружки заполнятся подобно песочным часам. 5 ч. должны пройти между продавцами овощей и мобильной закусочной. Жизнь на 50 кв. м Парижа с 8 ч. до 13 ч. До 9 ч. парижская жизнь течет медленно, люди малочисленны, они не торопятся слушать, беседовать, улыбаться. Затем идут те, кого поздно поднимают, они бегут и толкаются. Ничего не происходит в течение этих 5 ч. Стоим, повторяем 2000 раз «Добрый день», 1800 раз «это - кружечный сбор, чтобы позволить детям... Добрый день!...» Время от времени можем что-то объяснить. Несколько мгновений настоящих встреч. Ради них стоит делать раз в год то, что мы делаем. Ведь такие мгновения столь редки и ценны в Париже. Вот американские туристы, которые дают солидную сумму, потому что они находят нас смелыми. Вот активные атеисты, которые дают, при условии, чтобы то, на что они дают, не было христианским. Они замирают, огорченные. Но все же дают и уходят. Затем возвращаются. Спорим четверть часа. Другие шипят, видя нас издалека. Но из любопытства все же интересуются, о чем идет речь. Затем дают. Затем нас ободряют. Иногда это так же жестоко, как палящее солнце или тяжелые ноги. Быстрые убегающие взгляды. Говорю: Мы же их не принуждаем! Чем мы можем их напугать? У нас по ним не было никогда такого скользящего взгляда. Но то, что запоминается главным образом, так это мгновения милости. Как та дама 75-ти лет, которая дает со словами: единственные каникулы моего детства, когда мне было 12 лет, были в таком центре отдыха. Даниэль весело заполняет свою кружку. Я намного меньше. Он плохо спал ночью, так он об этом думал. Он с трудом держит свою кружку, которая заполняется все больше и больше. Мы оставляем свой пост в 13 ч., уставшие, но довольные. Продавцы начинают разбирать свои столы. Это то немногое, что они делают в течение дня. Цыганка за нами заговаривает полицейских. Поэтому у нас не спрашивают наши листы со штампом «префектура полиции». Прибываем на «Оливье» (дом ACER-MJO). Маленькие и большие сборщики стекаются со всего Парижа, их кружки заполнены мелочью. Каждый торопится узнать свой «счет». Считаем и пересчитываем. Поток монеток на столах, которые становятся слишком маленькими, растет. Всего 40 сборщиков собрали на улицах более 4500 евро. Сайт ACER-MJO КИФА №9(99) июль 2009 года |