«Социалистическому строю СССР чуждо понятие благотворительности» Я осталась одна у дорогой мне могилы брата, опять перечитываю надпись на кресте - краткое описание его исцеления. Весёлый, насмешливый голос, так не гармонирующий с моим настроением, раздался рядом: «Ну, чего остановилась, опять стихи списывать будешь, да какие длинные...» - говорила одна девочка другой. «Совсем не стихи, - отвечала та, - я хотела тебе прочесть рассказ, как мальчик был болен, а Матерь Божия исцелила его». - «Ну, вот еще выдумала, разве ты не слыхала, как новая воспитательница нам рассказывала: Бога нет, значит и Божией Матери нет и исцелений быть не может; точно старуха, бабьим сказкам поверила...» И весело смеясь, девочки побежали дальше. «Остановитесь, я вам все расскажу», - хотелось мне крикнуть, но судорога сдавила горло и я не могла произнести ни одного звука... (Е. Грачёва «Сеющии слезами радостию пожнут») Первый в России приют для детей с психическими заболеваниями возник всего чуть более ста лет назад. Открытие приюта было связано с исцелением 14-летнего подростка Николая Грачёва, с рождения бывшего крайне болезненным ребёнком. К 14 годам Николай был парализован, осмотревший его врач порекомендовал больше не тратить деньги на врачей, а дать ему спокойно дожить последние дни. Старшая сестра Николая - Екатерина уже готовилась к смерти брата и посчитала его желание поехать ради исцеления к иконе Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (с грошиками) бредом умирающего: ехать нужно было далеко, мальчик мог умереть по дороге. Всё же она решилась исполнить последнюю просьбу умирающего и привезла его в Скорбященский храм. Когда Николай лежал под иконой, кто-то, не зная, что мальчик парализован, поднял его, чтобы тот приложился к иконе, после чего поставил на ноги. В этот момент Николай исцелился. Екатерина и Николай не хотели огласки произошедшего, однако вскоре об исцелении безнадёжно больного знал весь Петербург. В это время дом, в котором жили брат и сестра, находившийся на ул. Белозерской, д. 1 (ныне улица Воскова), собрались продать за долги. Узнав об этом, настоятель Троице-Сергиевой пустыни архим. Игнатий (Малышев), иконописец, архитектор храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови), давно знавший Екатерину и Николая, решил выкупить здание. Деньги собирались до последнего момента, в последний день неожиданно был внесён недостающий довольно крупный взнос. Так архим. Игнатий стал основателем первого в России приюта для детей, больных психическими заболеваниями. Для содержания приюта было организовано благотворительное братство во имя Царицы Небесной, находившееся в ведении Санкт-Петербургского митрополита. В деятельности братства принимали прямое участие или оказывали ему поддержку будущий новомученик Философ Орнатский, будущий патр. Тихон, академик Бехтерев. Всего в братство входило около 12000 человек, среди них - около 300 почётных попечителей, около 1000 действительных членов братства. Остальные назывались пожизненными членами братства, в их обязанность входило вносить 3 рубля пожертвований в год. При этом не все жертвователи становились членами братства: членство в братстве обуславливалось не только желанием жертвовать, но и причастностью человека к деятельности братства. Николай Грачёв, получив возможность учиться, начал изучать живопись и иконопись, а в 1901 г. был рукоположен в иеромонаха и до 1915 г. служил при приюте в храме во имя Царицы Небесной. Его сестра Екатерина Грачёва, активно способствовавшая открытию приюта, стала сестрой милосердия в том же приюте. Позже она получила высшее медицинское образование в институте Бурневиля (Париж), преподавала в будущем пед. институте Герцена, но никогда не оставляла работы с больными детьми. Екатерину Грачёву называют первым российским олигофренопедагогом. Первых детей для приюта собирали у нищих, в подвалах, на улицах. Затем, когда о приюте узнали во всей стране, родители сами стали приводить своих детей, устраивалась целая очередь. Было много подкидышей, их клали на ступени приюта и Введенского храма, находившегося рядом с приютом. Было устроено отделение грудничков с видимыми отклонениями. Повзрослевших питомцев приюта никуда не отдавали, разве что в филиал в Райволово и в Рублёво. Во всех приютах были мастерские, в которых по мере сил работали все, каждый в свою меру: кто-то собирал веточки в саду, кто-то работал на огороде, кто-то - в мастерских. Приют был настолько известен своими специалистами - докторами и преподавателями, что в дополнение к 210 постоянно проживавшим детям были ещё приходящие на занятия (в классах, в мастерских и в гимнастическом зале). В обед здесь кормили до 400 человек. Больных детей, которых отказывались брать в другие приюты за деньги, в братстве во имя Царицы Небесной содержали совершенно бесплатно. Затраты покрывались за счёт членов братства. Известно, что большие суммы (до 1000 руб.) передавал туда регулярно св. прав. Иоанн Кронштадтский1 . Двери в приют всегда были открыты: любой мог прийти и посмотреть на больных детей, после чего многие посетители оставляли пожертвования. Дети были самые разные - буйные, идиоты, эпилептики, в помещениях стоял резкий запах. В приют регулярно присылали монахинь из разных монастырей, однако мало кто мог выдержать физическую и моральную нагрузку: текучка была большая. Сохранилась книга Елизаветы Вороновой о сёстрах милосердия этого приюта, в которой подробно описываются трудности этого служения. Екатерина Грачёва считала, что первой помощью детям будет их посильное воцерковление. С первых дней, попадая в приют, дети начинали молиться. Было принято молиться 4 раза в день, в т.ч. и своими словами: дети молились о своих родителях, об их здравии. Иногда это вызывало удивление у гостей, т.к. многие дети заболевали в результате жестокого обращения со стороны родителей. Сохранилась запись о том, что «15 января 1918 г. в помещение братства во имя Царицы Небесной вошли большевики» с целью изгнания «ханжеских идей» из детей. Как известно, большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социалистическому строю СССР чуждо понятие благотворительности»2. Приют во имя Царицы Небесной переименовали в «приют № 5 для нравственно-дефективных мальчиков». До сих пор неизвестно, куда с этого момента делись девочки. В 1919 году в здании приюта был пожар. Сохранились два акта об этом событии: после пожара там не было ни дверей, ни окон, жить там было невозможно. Тем не менее, деньги на содержание приюта и заработную плату регулярно выделялись новым сотрудникам вплоть до апреля 1920 года. На последней ведомости сохранилась надпись: когда предоставите списки призреваемых? С этого момента ведомостей на зарплату больше нет. О. Николай умер 7 октября 1918 г. по новому стилю. Похоронен в Троице-Сергиевой пустыни. Могила неизвестна. Екатерина Грачёва проработала педагогом до самой смерти в 1934 году. Её дневники сохранились в архиве митр. Мануила (Лемешевского). Часть из них опубликована в журнале «Духовный собеседник». На месте приюта теперь находится музыкальное училище, в котором открыта небольшая часовня. Один из сотрудников училища открыл в нём фотовыставку, посвящённую братству и приюту во имя Царицы Небесной, на которую может прийти любой желающий. Анастасия Наконечная, Анна Сахарова --------------------- 1 Об этом говорится в первой статье, посвящённой приюту, - «В гостях у идиотов», газета «Петербургский листок», 1895 г. 2 БСЭ. М., 1927. Т. 6. С. 468, 471 Школа милосердия 13 июня состоялась первая встреча Школы милосердия для студентов СФИ. Она была посвящена теме «Понятие милосердия в области медицины». Встречу вели преподаватель СФИ, кандидат медицинских наук О.А. Ермолаев и члены Преображенского Содружества малых православных братств: детский врач-реаниматолог Е.С. Петрова, врач-терапевт Е.С. Галошина и ответственная за оказание каритативной помощи дому инвалидов и престарелых в Твери И.Б. Гаврилина. На первой встрече разговор шел о том, что такое милосердие вообще и христианское милосердие в частности, каким должно быть христианское отношение к больному человеку, а также об этико-деонтологических аспектах милосердия: проблемах боли, страдания, болезни, лечения, исцеления. Идея Школы милосердия родилась в 1999 году на общей встрече Содружества братства на Преображение. Вначале появилась Патронажная служба с отделениями в других городах, которую возглавил член Преображенского содружества братств врач-хирург В.С. Савицкий. Для более интенсивного собирания благотворительных сил и средств, лучшей их координации в течение последнего года братчики, несущие служение в этой сфере, объединились в Братство благотворительности и милосердия. Школа милосердия открыта не только для тех братьев и сестер, которые трудятся в Патронажной службе, но и для студентов СФИ и Богословского колледжа, которые осваивают каритативную практику, а также для всех желающих научиться основам ухода за больными и умирающими. В течение 2009/2010 учебного года, начиная с сентября, запланирован цикл из 11 встреч и семинаров, часть из которых будет посвящена практическим навыкам ухода. Теоретическая часть включает в себя темы «Первая медицинская помощь в различных ситуациях», «Особенности ухода за пожилыми людьми», «Особенности ухода за психически нездоровыми людьми», «Об уходе за больными с нарушениями органов дыхания, пищеварения и пр.», «Правила личной гигиены» и другие. Член Попечительского совета СФИ и Преображенского содружества акад. Сергей Сергеевич Аверинцев сказал однажды, что скорбь - это не просто эмоции, сострадание. Скорбь - это долг, который надо деятельно исполнять. И если мы его не исполняем, то это означает, что мы не осуществляем то, что заложил в нас Господь. «Вера без дел мертва», поэтому дела милосердия, каритативное служение - это то, что помогает обрести сердце любящее, без которого невозможно воплотить Евангелие в жизни. Информационная служба СФИ Прошла презентация книги, посвященной служению о. Георгия Чистякова в РДКБ Презентация книги «Человек попал в больницу» состоялась 25 мая в Культурном центре «Покровские ворота». Издание книги приурочено к 20-летию деятельности Группы милосердия при Республиканской детской клинической больнице (РДКБ). Автор-составитель, Людмила Улицкая, посвятила книгу памяти отца Георгия Чистякова (1953-2007) - священника, ученого и интеллектуала, много лет бывшего духовным наставником Группы милосердия, ее вдохновением и утешением. Книга включает в первую очередь воспоминания волонтеров Группы милосердия, пациентов и врачей РДКБ. Их прямая речь перемежается фрагментами из проповедей о. Александра Меня, первым пришедшего в РДКБ в 1989 г., и о. Георгия Чистякова, создавшего больничный храм Покрова Пресвятой Богородицы и ставшего его настоятелем. «Это книга о том, как о. Георгий сгорал, как отдавал себя этим детям, и частица его уходила с каждым ребенком», - сказала Л. Улицкая. Она пояснила, что первоначальный замысел предполагал создание книги воспоминаний о работе о. Георгия в Группе милосердия. Но потом идея переросла эти рамки и стала «маленьким памятником тому делу, которое за 20 лет не развалилось», которое существовало за счет «первого огромного импульса» о. Александра Меня, а потом «питалось фантастической энергией о. Георгия». «Этот импульс сегодня исчерпывается. Нет о. Георгия и нет равного ему человека», - сказала Л. Улицкая. Однако новые дела Группы милосердия, отлаженная система помощи детям, масштабные проекты позволяют писательнице надеяться, что у волонтеров в РДКБ «многое еще впереди». Рассказывая истории семей - пациентов РДКБ, Л. Улицкая призналась, что «надорвалась, много слез пролила», работая над книгой. Однако она убедилась, что «опыт милосердия и ухода за больными очень полезен нам самим». Вот как об этом говорил о. Георгий (его слова приведены в книге): «Здесь много любви и очень много боли. Много беды и много удивительной радости. Много человеческого и много Божьего, очень много страшного. Здесь, конечно, все обнажено до предела - все чувства человеческие обнажены, все переживания. Когда отсюда уходишь, сердце болит, чудовищно болит, и вместе с тем - уносишь особую радость, потому что наши дети, в отличие от многих здоровых детей, обладают огромной глубиной, огромной внутренней силой - каким-то очень большим духовным потенциалом, который все время реализуется. Поэтому мне такое служение дает очень много. Забирает много сил, приносит много боли, но и дает очень много». Юлия Зайцева, «Благовест-инфо» Дар любви 26 июня представители СФИ ученый секретарь, проф. А.М. Копировский и преподаватель Т.И. Тябут при содействии руководителя благотворительной организации «Вера, Надежда, Любовь» Н.Л. Высоцкой передали собранные студентами, преподавателями и друзьями института 75 книг в дар осужденным и находящимся под следствием в московских следственных изоляторах (СИЗО) №5 (мужском) и №6 (женском). В основном, это художественная литература: отечественная классика, которую Томас Манн называл «святая русская литература», книги о животных, приключения и т.д. Передача происходила в присутствии нескольких групп находящейся в СИЗО молодежи 14-18 лет. Некоторые из молодых людей посещают православные храмы, построенные на территории СИЗО. А.М. Копировский и Т.И. Тябут представили привезенные книги, рассказали об институте, о духовном и светском образовании, ответили на вопросы осужденных. КИФА №9(99) июль 2009 года |