"Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке" Резолюция Парламентской Ассамблеи ОБСЕ "Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке" 1. Ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека Организации Объединенных Наций, Хельсинкский Заключительный акт и Хартию Европейского Союза об основных правах; 2. Принимая во внимание события, произошедшие на территории ОБСЕ за последние 20 лет после падения Берлинской стены и «железного занавеса»; 3. Отмечая, что в двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества; 4. Признавая уникальность Холокоста, напоминая государствам-участникам о его влиянии и о продолжающихся актах антисемитизма по всему региону ОБСЕ, в котором находятся 56 стран, и решительно призывая к энергичному осуществлению резолюций об антисемитизме, принимаемых единогласно Парламентской ассамблеей ОБСЕ начиная с ее ежегодной сессии в Берлине в 2002 году; 5. Напоминая государствам-участникам ОБСЕ об их обязательстве «четко и безоговорочно осудить тоталитаризм» (Копенгагенский документ 1990 года); 6. Напоминая, что знание истории помогает избежать повторения подобных преступлений в будущем, а откровенное и обстоятельное обсуждение истории будет способствовать примирению на основе истины и почтения памяти погибших; 7. Отдавая себе отчет в том, что переход от коммунистической диктатуры к демократии не может быть осуществлен в одночасье и что при этом должны также учитываться исторический опыт и культурное наследие соответствующих стран; 8. Подчеркивая при этом, что правительства и все слои общества обязаны прилагать неустанные усилия в целях построения подлинно демократической системы, обеспечивающей полное соблюдение прав человека, не допуская использования различий в политических культуре и традициях в качестве предлога для невыполнения обязательств; 9. Выражая сожаление по поводу того, что во многих странах, в том числе в странах с устойчивыми демократическими традициями, гражданские свободы 2 вновь подвергаются опасности, нередко в связи с принятием мер по борьбе с так называемыми "новыми угрозами"; 10. Напоминая об инициативе Европейского парламента объявить 23 августа, т.е. день подписания 70 лет назад пакта «Риббентроп-Молотов», Общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней; Парламентская ассамблея ОБСЕ, 11. Вновь подтверждает свою единую позицию, отвергающую тоталитарное правление в какой бы то ни было форме независимо от ее идеологической основы; 12. Призывает государства-участники добросовестно соблюдать и выполнять все обязательства, принятые ими на себя в духе доброй воли; 13. Настоятельно призывает государства-участники: a. Продолжать изучение тоталитарного наследия и повышать осведомленность общественности, разрабатывать и совершенствовать учебные пособия, программы и мероприятия, особенно для молодых поколений, о тоталитарной истории, человеческом достоинстве, правах и основных свободах человека, плюрализме, демократии и терпимости, b. Поощрять и поддерживать деятельность неправительственных организаций, проводящих исследовательскую и просветительскую работу о преступлениях тоталитарных режимов; 14. Просит правительства и парламенты государств-участников полностью избавиться от структур и моделей поведения, нацеленных на то, чтобы приукрасить прошлое, попытаться к нему вернуться или же стремиться продолжить свое существование и в будущем, препятствуя полной демократизации; 15. Просит также правительства и парламенты государств-участников полностью избавиться от всех структур и моделей поведения, в основу которых было изначально заложено нарушение прав человека; 16. Вновь обращается с призывом ко всем государствам-участникам открыть свои исторические и политические архивы; 17. Выражает глубокую обеспокоенность по поводу восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также возможного распространения и укрепления различных экстремистских движений и групп, включая неонацистов и скинхедов; 18. Призывает государства-участники к проведению политики противодействия ксенофобии и агрессивному национализму, а также принимать более эффективные меры по борьбе с этими явлениями; 19. Просит уделять больше внимания во всех государствах-участниках соблюдению прав человека и гражданских свобод даже в сложные времена террористических угроз, экономического кризиса, экологических катастроф и массовой миграции. Основной автор г-н Роберто Баттелли, Словения http://hro.org/node/5964 ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТА ПАЛАТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В связи с принятием Парламентской ассамблеей ОБСЕ резолюции «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» 3 июля 2009 года на сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была принята резолюция «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке». В документе предпринята едва прикрытая попытка поставить на одну доску нацистскую Германию и одно из главных государств-участников антигитлеровской коалиции и учредителей ООН - Союз Советских Социалистических Республик. Это является прямым оскорблением памяти миллионов наших соотечественников, отдавших в годы Второй мировой войны свои жизни за освобождение Европы от фашистского ига, от Холокоста, от газовых камер и концлагерей, за то, чтобы мы, потомки павших, жили в мирной и свободной Европе. Абсолютно несостоятельными являются призыв сделать 23 августа - дату подписания договора о ненападении между СССР и Германией - днем памяти жертв в равной степени сталинизма и нацизма и попытка представить этот документ спусковым курком войны. Как будто подписанию советско-германского договора не предшествовал позорный «Мюнхенский сговор», развязавший руки Гитлеру и предопределивший направление агрессии нацистской Германии на восток. Как будто не было игнорирования лидерами западных держав усилий советского руководства по налаживанию антигитлеровского альянса еще до начала войны. Россия уже неоднократно привлекала внимание мировой общественности к попыткам политиков с помощью услужливых историков в некоторых странах Европы реабилитировать коллаборационистов, оказывавших прямое содействие нацистам в их зверствах на оккупированных территориях во время Второй мировой войны, обелить двуличную, а порой и откровенно трусливую позицию собственных правительств в преддверии и в ходе Второй мировой войны, подменить итоги Второй мировой войны итогами «холодной войны», поставив под сомнение договоренности держав антигитлеровской коалиции в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций. Попытки «забыть» неудобные факты общего прошлого и придать актуальное политическое звучание односторонне выгодным, но исторически несостоятельным версиям и интерпретациям, ни в коей мере не могут способствовать заявленной в названии резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ цели: воссоединению разделенной Европы. Нельзя объединять народы на оскорблении памяти миллионов павших в боях за освобождение Европы, на попытках очернить победителей и реабилитировать преступников и их пособников. В международных документах (Берлинская декларация о поражении Германии от 2 августа 1945 года, Устав Нюрнбергского трибунала и других) четко определены как страны антигитлеровской коалиции, так и страны, выступавшие на стороне агрессора. Содержащееся в резолюции фактическое обвинение Советского Союза в совершении геноцида, военных преступлений наравне с нацистским режимом является прямой ревизией духа и буквы Нюрнбергских соглашений, попыткой пересмотра итогов Второй мировой войны. Появление разного рода инициатив, подрывающих нормальный диалог России и стран и организацией Запада, именно на фоне восстанавливающихся отношений между Россией и НАТО, первого визита Президента США Барака Обамы в Россию, набирающей обороты широкой международной дискуссии относительно формирования новой евро-атлантической архитектуры безопасности, конечно же, не случайно. Не всем в мире и в Европе нужен этот диалог. Очевидно и то, что авторы резолюции пытаются упрятать за звонкий частокол фраз об ужасах «тоталитарного прошлого» собственную несостоятельность в обеспечении свобод человека, продолжить планомерное наступление на права национальных меньшинств, узаконить позорный для современного общества феномен безгражданства и другие явления, унижающие честь и достоинство граждан. Те, кто пытаются использовать историю в качестве политического оружия, должны помнить, они стреляют в других и в себя, сея вражду, недоверие и ложь в отношениях между народами. Совет палаты Совета Федерации и Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации призывают парламенты и народы Европы, всех государств ОБСЕ не поддаваться на антиисторические провокации. Пришло время поставить во всех авторитетных международных организациях вопрос об ответственности на посягательство на историческую память в отношении событий Второй мировой войны, за очернительство действий участников антигитлеровской коалиции и за оправдание действий нацистов и их пособников. Совет палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выражают глубокую обеспокоенность в связи с тем, что Парламентская ассамблея ОБСЕ оказалась податлива к действиям политических провокаторов, тем самым явственно отступив от высоких целей и задач укрепления мира, безопасности и сотрудничества, ради которых было создана эта организация. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=news/index.jsp&file=6956.html "Еще не вся правда об этих преступлениях сказана..." Заявление Международного общества "Мемориал": По поводу реакции руководства Федерального Собрания РФ на резолюцию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ "Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке". Совместное заявление советов палат Федерального собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года - документ поразительный. Создается впечатление, что авторы этого заявления вообще не читали принятую несколькими днями ранее резолюцию Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которую так решительно критикуют. В резолюции нет ничего, что можно было бы интерпретировать как "попытки забыть неудобные факты". Напротив, в ней содержится призыв "ко всем государствам-участникам открыть свои исторические и политические архивы". Ни одним словом резолюция не задевает память миллионов советских солдат, павших в борьбе с нацизмом. Осуждение преступлений сталинского режима никоим образом не может оскорбить воинов, освобождавших Европу от нацизма, - они не были ни собственностью этого режима, ни частью его. И защищали они свою страну, свою Родину, а не сталинский режим. Резолюция не содержит даже тени намека на реабилитацию нацистских преступников. Сталинский и нацистский режимы ставятся в резолюции "на одну доску" в одном-единственном отношении: оба эти режима совершали тягчайшие преступления против социальных, конфессиональных и многих других групп, против целых народов. Эта оценка сомнений не вызывает. Сталинский и нацистский режимы были бесчеловечными и террористическими - народы России, как и многие народы Европы, испытали это на себе в полной мере. ОБСЕ поддержала предложение Европейского парламента объявить 23 августа Днем памяти жертв обоих режимов. О выборе конкретной символической даты можно и должно спорить. Например, с нашей точки зрения, подписание в этот день советско-германских секретных протоколов 1939 года, посвященных разделу сфер влияния в Восточной Европе (о самих этих протоколах в заявлении палат - ни звука), - не первое, не единственное и даже, возможно, не самое страшное злодеяние сталинского и гитлеровского режимов. Соловки и Колыма, "раскулачивание", следствием которого стал голод 1932-1933 гг., Большой террор, Дахау, Бухенвальд, "Хрустальная ночь", нюрнбергские расовые законы - все это было до августа 1939-го. Да и предыстория Второй мировой войны не сводится только к 23 августа 1939 года - вряд ли у кого-то на этот счет есть сомнения. И, тем не менее, выбор 23 августа в качестве дня памяти имеет свои резоны. Соглашение двух диктаторов о разделе между собой целого региона для многих людей было и остается ярчайшим образцом аморальной и циничной политики, символом преступлений обоих тоталитарных режимов, совершенных совместно и порознь. Сегодня, спустя многие десятилетия, еще не вся правда об этих преступлениях сказана. Многие из этих преступлений до сих пор не получили должной историко-правовой оценки. Руководителям парламента России - страны, едва ли не больше всех пострадавшей и от нацизма, и от сталинизма, - вместо того, чтобы искать "антироссийские выпады" там, где их нет и в помине, следовало бы озаботиться проблемами увековечения памяти жертв нацизма и сталинизма, проблемами открытия архивов, хранящих документы о государственном терроре, а также, - вместе с парламентариями других европейских стран, - содействовать общественному осмыслению преступлений тоталитарных режимов и преодолению их последствий. Правление Международного общества "Мемориал" http://hro.org/node/6042 Священник Владимир Зелинский. СТАЛИН КАК РЕЛИГИЯ Велиар все норовит побрататься с Христом и надежно устроиться в православии... Наблюдая за дискуссией о Сталине, которая велась и ведется в Интернете православными христианами, я почти не обнаружил попыток подойти к его личности собственно по-христиански. "Моральный урод", "строитель империи", "талантливый менеджер", "имя России", "тиран, что поделаешь, время было такое, кругом враги", "убийца по необходимости, а те, кого он убивал, разве были лучше?" и т.п. Каждая из этих точек зрения может быть по-своему обоснована. Всякий раз она выносит из "сокровищницы сердца" то, что ему ближе всего, оставляя все прочее в тени, как нечто третьестепенное, не столь важное, не соразмерное с исторической фигурой такого масштаба. Так же и автор сих строк на всеобъемлющую правду не претендует и хотел бы перенести обсуждаемую фигуру из контекста недавней истории в иной, в духовный контекст. Попробуем найти его в Евангелии от Иоанна, там, где Христос обличает фарисеев: "Ваш отец - дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он - лжец и отец лжи" (8:44). Здесь не говорится о всяком вообще лжеце. Любой лжец - грешник, но все же еще не сын дьявола. Мужья обманывают жен, политики избирателей, торговцы покупателей, похвалить их за это мы не можем, но во всех этих обманах нет цели, замысла, пафоса, похоти человекоубийства. Они лгут ради корысти, но не за тем, чтобы убить. Слова Иисуса не назовешь "умеренными". По-человечески говоря, даже и "объективными". Разве фарисеи кого-то убивали? Но Христос говорит о той глубинной реальности, которую не различишь ни простым, ни, так сказать, исторически беспристрастным взглядом. Обращаясь теперь к нашему персонажу, я, по правде говоря, не нахожу никого иного, в ком два эти свойства - ложь и похоть человекоубийства - соединялись бы в таких, поистине космических масштабах. Гитлеру приписывается фраза: чем больше ложь, тем ей больше верят. Что ж, по-своему честно. Но разве Сталин говорил в своей жизни нечто подобное? Не только не говорил, но, наверное, ни разу и не подумал. Он, как бы сказать, был до конца слит со своей ложью. Неразделен с ней. Не помню, чтобы фюрер, у коего мы не станем отбирать пальму первенства по злодейству, дружески провожал кого-нибудь до двери, а через несколько дней следователь гестапо уже мочился тому в лицо (Тухачевский) или избивал, меняясь с другими, сутками подряд, требуя подписаться под какой-то несусветной виной. А еще лучше - покаянно, надрывно, искренне изобрести ее самому. Таковых случаев несть числа. В этом была его, Сталина, жизнь. Его истина сочилась ложью, а ложь, изготовленная для себя и подвластной ему страны, навязывалась как истина. Истина, согласно которой "Жить стало лучше, жить стало веселее" (после разгрома деревни, голода и депортации миллионов крестьян), а проведение сталинского плана по коллективизации вменялось его же исполнителям как "Головокружение от успехов". Истина, состоявшая в том, что только в нашей стране могут быть такие прямые, демократические, свободные выборы (речь перед московскими избирателями 1937 года), а те, кто были вчера двурушниками и оппозиционерами, сегодня стали просто бандой шпионов и диверсантов. "Это ясно и не требует разъяснений", - ставит свою печать на процессе государственный обвинитель Вышинский. Думаю, что когда Заказчик читал потом признания этих двурушников, выбитые на допросах, где черным по белому было написано и подписано: да, мы - убийцы, отравители колодцев, засланные агенты всяких разведок, то был уверен: да, так оно и есть, и быть иначе не может! (И вот с неподдельным возмущением он показывал потрясенному Фадееву самообличения преданнейшего ему Мих. Кольцова. Захотел бы он поменять Фадеева и Кольцова местами - возмутился бы и Кольцов.) С той же негодующей искренностью Сталин спрашивает у Ежова, когда тот задание партии выполнил, как же это он мог допустить такие грубые нарушения социалистической законности? Ошарашенный верный пес, наверное, только и мог сообразить, что ему конец. Суть сталинщины - не обычный человеческий обман, но ложь, которая создает собственную реальность, реальнее той, которую мы видим глазами и способны осмыслить. Разумеется, основа была заложена Лениным и всеми "пламенными революционерами". Но именно Сталин сумел придать всему этому некую тотальность, всеохватность, железобетонность, культовость, магизм, энтузиазм, безумие, застилающее остатки здравого смысла. Ложь опутала, оклеила, растворила в себе всю страну, "где так вольно дышит человек". И когда сосед, доносивший на соседа "за высказывания", чтобы получить его жилплощадь, узнавал потом, что тот еще, оказывается, состоял в заговоре против тов. Сталина, удивлялся: "Ну надо же! А мы-то не знали!" И у Гитлера была "ночь длинных ножей". Но была именно "ночь" (фактически несколько дней), а не последовательная политика всех его 12 лет. И глава штурмовиков Рэм был расстрелян не как русско-английский шпион. Уничтожать миллионы людей ради счастья народа, изгонять крестьян из их гнезд ради торжества справедливости, оккупировать страны Восточной Европы во имя "борьбы за мир"... Сергей Аверинцев как-то заметил: Гитлер уничтожал евреев как своих заклятых врагов, Сталин собирался делать то же самое, но как "лучший друг евреев". Так что уничтожаемые (не только в этом случае, конечно) в его дружбу могли верить до последнего дыхания. Помните "Пиры Валтасара" Фазиля Искандера? Вождь приезжает на Кавказ отдохнуть, ведь и у него бывает "законный (!) отпуск". Ну, разумеется, встреча, сидят начальники, большие и малые, едят жареных кур и поросят, пьют грузинское вино, артисты танцуют, девушки водят хоровод. Все празднично и светло, в помине нет угроз и расстрелов. Но в этом вальяжном Хозяине ("я здесь - только гость!") где-то спрятан тот легион, который когда-то в безвестной юности начал с истребления команды ограбленного парохода, а после избавился и от компаньонов. Пир - символ Царства в Писании, здесь он - пародия, овеянная запахом страха, обожания, смерти и серы, витающим над ломящимся от еды столом. Как витал он над всей страной, кружил, морочил души, туманил головы. Не этот ли дух пародии внушал энтузиазм, преданность, искренность, восторги, чтобы прикрыть доносительство, злобу, страх, похоть власти, похоть крови, вакханалию лжи? Эта отеческая улыбка, эта "родная" трубка, эта смиренная шинель, эта спокойная, уверенная в себе разумность речей, а за ними - преисподняя казематов. Если не физически, то психологически, в подсознании, она разверзалась под каждым. А наверху, на собраниях, в "убеждениях", кричалось "ура!"... Реальность была расколота надвое - и внутри людей, и вовне. Кто бы из поклонников объективности, соразмеряющих pro et contra в этой личности, не уклоняясь, мог бы ответить на вопрос: знает ли он другого исторического деятеля, который в мирное время уничтожил бы такое количество собственных беззащитных и, по большей части, лояльных ему граждан? Это, однако, еще не все. Не только мироправитель или великий строитель. Давайте все-таки посмотрим на его правление по-библейски. Сталин создал могучее государство. Но основой его была не личная власть Сталина как диктатора, но некое идеологическое действо. Никакой иной силой, кроме как, так сказать, "идейно-духовной", его нельзя было сцементировать. Генеральный секретарь был, разумеется, главным жрецом разыгрываемого под его руководством мифа, но миф существовал и сам по себе и вполне мог обойтись и без него. Миф строился на культе, который практически занимал все жизненное пространство, т.е. шестую часть суши, и всякий живший на этой части активно или пассивно должен был в культе участвовать. По выражению французского философа Андре Глюксмана (правда, о Китае), здесь торжествовало тождество территории и текста. Был введен некий общий для всех, писаный и неписаный устав верования, эталон поведения, единый литургический канон. Тот факт, что идольский культ был создан бывшим семинаристом, обладавшим каким-то запасом церковных знаний, лишь добавляет инфернальности. Это стало трюизмом, но повторю: ленинско-сталинская власть была подобием Церкви и пародией на нее: у нее были свои основатели, своя доктрина, свои обряды, даже отчасти таинства, свои жрецы, своя каста посвященных, свои святые, свои иконы и т.п. Вероучение нельзя было не разделять, в культе, коли хочешь жить, - не участвовать. Так, скажем, массовые собрания трудовых коллективов - "требуем смерти фашистским подонкам!" - разве не были частью идолослужения? А если взглянуть на все эти процедуры и клятвы верности с церковной точки зрения, утверждающей, что цель нашего существования - спасение души? Дело даже не в требовании смерти, но в причастии иной религии, христианству абсолютно чуждой. Но какие же массы, "бесчисленные как песок морской", были охвачены этим антихристовым уставом, указующим на некое светлое пиршественное царство, на что-то такое заманчивое, клубящееся впереди? Нерон с Диоклетианом бесчинствовали, гнали Церковь, удивляли развратом и самодурством, но не во имя светлого будущего человечества. А намеренное заражение многих народов ложной кровавой религией - дело иное. И герои-маршалы, принимавшие сталинские пули с криком "Да здравствует Сталин!", и умнейшие, интеллигентнейшие писатели, признававшиеся в прозе, стихах и даже в интимных дневниках в любви к нему, и даже епископы, затягивавшие осанну и тогда, когда можно было промолчать, да и сам Сталин вместе с неисчислимым количеством опутанных этим дурманом, загипнотизированных душ - все они были адептами и пленниками этой завораживающей магической силы. Когда Германия была повержена, немцы, говорят, тотчас очнулись и спросили себя: что это с нами было? Как могли мы верить в этого сумасшедшего дурака? И уже не вспоминали про былые внушительные успехи в экономике и политике. У нас этот процесс идет много медленней и с рецидивами. Похоже, один из таких рецидивов мы переживаем сейчас. Врачи говорят о вирусах, которые приспосабливаются к антибиотикам и нападают вновь. Был такой сильный антибиотик, который называется "разоблачение". Он действовал тогда, когда люди, находившееся в магнитном поле сталинской религии, узнавая о масштабах лагерей и преступлений режима, могли еще испытать шок. "Как лагеря?" - порой изумлялись даже те, кто сами прошли лагеря. Идеалы их колебались, земля уходила из-под ног. Теперь идеалов нет, но остался магизм империи. И на любые преступления находятся соответствующие объяснения. Уничтожение боевых командиров перед войной? Так ведь заговор их - не выдумка, действительно что-то "бонапартовское" готовилось и набухало, так что возмездие вышло суровым, но справедливым. В эти заговоры трудно поверить, но скажу попутно, что дать себя зарезать как бараны, не попытавшись наставить рога на палача - тоже не к чести жертв. Да, все эти маршалы сами были по шею в крови, но они были вояками и храбрецами - сего не отымешь - а "верховный главнокомандующий", только и выискивавший заговоры до войны, во время нее не приблизился к линии фронта ближе, чем на 50 км. С одной стороны, все можно объяснить, с другой - оказалось, что все можно и простить. Те, которые и годовалому младенцу не прощают Троцкого, Ягоду, дедушку Ленина (Бланка) за то, что он, младенец, одной с ними крови, почему-то легко примиряются с миллионами сосланных и погибших от голода русских и украинских крестьян. Не смущаются и неисчислимыми христианскими мучениками. О дворянах, профессорах, инженерах, писателях, учителях, работниках всяких контор и ведомств, со всеми их семьями, уже не говорю. И возмущаются от души: как смеете вы говорить о десятках миллионов, когда их всего-то было около четырех! Ну, пяти. Так на войне жертв было гораздо больше! Кстати, почему? Если перед войной - о чем не принято вспоминать - Красная армия намного превосходила немецкую как в технике, так и в живой силе, и при этом потеряла более 25 миллионов человек - что же это за "мудрое руководство" войной? Потерь Германии было около 10 миллионов, при двух фронтах, из них не менее чем два года под непрерывными бомбежками, и половина их состояла из невоевавшего мирного населения страны. Конечно, разоблачительные антибиотики от идольского культа не вылечат. Если и своих не жалко, кто сегодня убавит свое восхищение Сталиным хоть на полградуса из-за катынских офицеров или окраинных переселенных народов? Ну еще одну гекатомбу обнаружим, еще один могильник разроем, и эту простим, и другое спишем. Время было такое, героическое и свинцовое. Только мы еще носим в наших легких этот свинец. Где-то тлеет рядом с нами эта кумачевость, преданность, пламенность, выплавляющая былых истуканов. Но сегодня, однако, Велиар все норовит побрататься с Христом и надежно устроиться в православии. Учредить там свой иконостас (для начала - Грозный, Распутин, а за ними - Генсек), приложить благословение к власти, угрозе, ядерной мощи... "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник...". Вор и разбойник. В простом, прямом, но прежде всего именно в глубинном, духовном смысле. Оборотень, заставивший поверить, что он и есть пастырь добрый, пролезший в историю откуда-то сбоку и окутавший страну мороком. Не только видимо, вовне - уничтожением и унижением своих подданных, - но изнутри обокравший Россию, покусившийся на самую сокровенную жизнь ее... Назвать его тираном - все равно, что бульдога собакой. То есть не сказать ничего. Много было тиранов, некоторым даже не откажешь в доли разумности. Сталинщина (а она безмерно больше носителя самого имени) - нечто совсем иное. Это массовое наваждение, "прелесть", апостасия, проказа духа, религия человекобожия в самом злокачественном ее варианте. Такое само не проходит, но исподволь заражает все вокруг. Даже, как видим, и "православное мирочувствие". "Ибо время начаться суду с дома Божия", - говорит Апостол. Суд, который должен изгнать не только из сознания, но и из всех чувствилищ, из самих генов наших все это великодержавство, имперство и велиарство. Суд над глазами, которые не видят крови и мук, над ушами, которые не желают слышать Того, Кто бескомпромиссно и точно обозначил границу между Собой и врагом: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком". Священник Владимир Зелинский, Русский экзархат Константинопольского патриархата,для "Портала-Credo.Ru" |