В Румынии под эгидой Международного общества православных догматистов прошла конференция «Традиция и догмат: Какое догматическое богословие мы предлагаем сегодня?» 11-13 июня на базе богословского факультета университета Аврел Влаику (г. Арад, Румыния) прошла конференция «Традиция и догмат: Какое догматическое богословие мы предлагаем сегодня?». Работу конференции открыл епископ Арадский Тимофей; председателем форума, проходившего под эгидой Международного общества православных догматистов, выступил священник Иоанн Тулкан, декан богословского факультета университета Аврел Влаику. В работе конференции приняли участие 22 представителя высших богословских учебных заведений, в том числе: Свято-Сергиевского богословского института в Париже (М. Ставру), Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (П. Бутенев), богословского факультета Бухарестского университета (Д. Попеску), богословского факультета Софийского университета (С. Риболов), Аристотелевского университета в Салониках (Д. Целенгидис), богословского факультета университета Баламанд в Ливане (Ф. Джорджи), богословского факультета Эрлангенского университета в Германии (Д. Мунтяну), ПСТГУ в Москве (П.Б. Михайлов), Института философии РАН в Москве (А.Р. Фокин) и др. Было заслушано 22 доклада и выработано следующее Заключение: 1. За православным догматическим богословием следует признать одно из важных направлений православного богословия в целом, которые призывают к обновленному подходу в богословии, основанному на обращении к библейским и патристическим источникам и соотнесении догмата, духовности и церковной жизни. Православное догматическое богословие следует рассматривать и углублять в неразрывной связи церковной жизни и духовного опыта Церкви. Вместе с тем мы признаем необходимость исследовать подобающую роль человеческого разума на службе богословия, никоим образом не отрицая апофатического и мистического характера богословия как такового. Тем самым взаимопроникновение всех указанных измерений должно стать прочной почвой, на которую может опереться православное богословие и найти свое выражение как богословие Церкви и для Церкви, а по отношению к миру - как богословие для мира во имя Отца и Сына и Святого Духа. 2. Православное богословие должно поддерживать и углублять прочные связи с библейской экзегетикой, постоянно обращаясь к своим библейским истокам, которые следует истолковывать в перспективе Предания Церкви. 3. Труды представителей православного догматического богословия должны внести свою лепту в непрестанном вовлечении богословия в церковную жизнь как свое духовное подтверждение, способствовать междисциплинарной открытости и, наряду с этим, внести свой вклад в апологетическое свидетельство в высокотехнологичном, компьютеризированном мире, одновременно секуляризованном и индивидуализированном, мире, в котором автономность и независимость представляются панацеей от бед, в то время как церковное и сакраментальное понимание происходящего все более утрачивается. 4. Православное догматическое богословие может служить инструментальным подспорьем в межконфессиональном диалоге, подчеркивая вселенское значение Православия. Осуществляя подобное свидетельство, мы должны остерегаться упрощенного представления о христианском Западе. Задача богословия и его свидетельство заключается в раскрытии и проповедании правды Божией. Мы должны воздерживаться от использования богословия как средства уничтожения противника, углубления существующих разделений или как средства для формирования сознания собственного превосходства над другими. 5. Православное догматическое богословие должно быть готовым оказать поддержку богословию для всех, сохраняющему свою верность Евангелию, ради того, чтобы придать динамичность церковной миссии в современном обществе, приносящей в жизнь людей освобождающее и исполненное великого смысла благовестие Евангелия Христова. Поэтому православные догматические богословы ответственны в своих исследованиях за адекватность анализа комплексных проблем секуляризации и глобализации, постмодернизма в целом с его антропо-космологическими и церковно-сотериологическими следствиями, к которым прежде всего обращено внимание Православной Церкви. 6. Общество обсудило идею создания периодического издания, в котором православные богословы - как члены Общества, так и привлеченные извне - будут публиковать свои труды. Журнал будет выходить от лица Международного общества православных догматических богословов и будет называться Journal of Orthodox Dogmatic Theology. 7. Следующее собрание Общества православных догматических богословов состоится в Салониках (Греция) в июне 2011 года. Предварительная тема конференции: «Православная догматика и человеческая рациональность». |