Его будут читать, но не сейчас Интервью с ректором Свято-Филаретовского института свящ. Георгием Кочетковым Портрет А.С. Хомякова работы Э.А. Дмитриева-Мамонова «Кифа»: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения А.С. Хомякова. В апреле прошла конференция, посвящённая этому событию, журнал "Вестник РХД" собирает мнения значимых общественных и культурных деятелей о наследии Хомякова. И всё же есть ощущение, что его не очень ценят и не очень знают. Почему? Свящ. Георгий Кочетков: К сожалению, это достаточно естественно. Дело в том, что сейчас вообще мало читают, да и мало понимают. Люди постигают азы. Огромная часть церкви - "старая гвардия" - практически вся "вышла в расход", а новых имён, новых людей нет. Хомяков же - не человек азов, он человек более утончённой духовной культуры и традиции Церкви. Так что придёт время, его будут читать, как будут читать Аверинцева, как будут читать Бердяева и Булгакова. Но не сейчас. «Кифа»: И как Вы оцениваете это время - через десять лет, через пятнадцать? Свящ. Георгий Кочетков: Это невозможно сказать, это зависит, в том числе, и от нас, это зависит от общей судьбы народа, церкви, страны, вообще от исторической судьбы мира. Чем лучше будет эта судьба, эта история - тем быстрее их будут читать и тем плодотворнее будет это чтение. И надо бы делать всё, чтобы читали сейчас, именно сейчас, - чем быстрее, тем лучше. «Кифа»: Можно ли считать таких людей, как Хомяков, предтечами русского религиозного возрождения начала ХХв.? И стоит ли вообще ожидать, что крупная личность всегда порождает движение, или судьба России - выезжать за счёт подвига одиночек, как об этом говорил Аверинцев? Свящ. Георгий Кочетков: Безусловно, Хомяков - предтеча возрождения. Вспомним хотя бы специальную книгу Бердяева о нем, совершенно не случайную - не так уж много книг Бердяева посвящено какой-то личности, я даже сразу и вспомнить не могу, были ли у него еще какие-то книги, посвящённые персоналиям, кроме Константина Леонтьева. Кроме того, в начале ХХв. ещё сильны были младославянофилы. А ведь первое поколение славянофилов - и совершенно не случайно - своим лидером всегда считало Хомякова. И это удивительно: Аксаковы, Киреевский и другие крупные деятели славянофильского движения всё-таки почтительно уступали место Хомякову, хотя он, казалось бы, не покрывал всего поля их интересов, особенно народных, исторических, национальных. Так что с одной стороны, он - человек-подвижник, он - человек-личность, а с другой стороны, он - зачинатель движения, так что здесь и то и другое удивительным образом сходится. «Кифа»: При том разрыве традиции, который мы переживаем, всегда есть соблазн просто вернуться к месту разрыва. Это очень ярко чувствовалось в начале 90-х годов, и Хомякова тогда, по моему ощущению, читали больше, чем сейчас. Сейчас это пошло на убыль, видимо потому, что люди почувствовали бесплодность такого простого решения. А какое решение тут возможно? Как, на Ваш взгляд, может пойти путь творческого осмысления наследия Хомякова? Свящ. Георгий Кочетков: Посмотрим. Как раз двухсотлетие и покажет. Была конференция, есть интересный опрос в "Вестнике РХД" - посмотрим, какой материал выйдет в результате. Церковь, к сожалению, промолчала. Были только отдельные выступления отдельных людей, но церковь никакого юбилея в связи с двухсотлетием со дня рождения Хомякова почти не заметила. И это, конечно, очень тревожный симптом, потому что как раз сейчас, на мой взгляд, после застоя последнего десятилетия, даже не просто застоя, а отступления назад в последние годы, начинает оживать интерес к таким личностям, как Хомяков. И пусть люди возобновили бы чтение хотя бы одной только книжечки - "Церковь одна", это именно сейчас уже имело бы значение. К сожалению, наши церковные деятели не обратили внимания на столь значительный юбилей и столь важную веху в истории русской духовности и русского богословия. «Кифа»: Мне кажется, что одного только чтения тут недостаточно, потому что, в конце концов, и вычитывать можно разное. Свящ. Георгий Кочетков: Безусловно. Но всё-таки, когда читаешь Хомякова, трудно ему не сочувствовать. Он тот человек, который не может быть "и нашим и вашим" - или человек сочувствует ему и тогда читает, или не сочувствует и тогда просто не читает - так же, скажем, как при чтении тех же Бердяева или Аверинцева. Так что здесь чтение, мне кажется, всегда идёт на пользу. Вопросы задавала Александра КОЛЫМАГИНА КИФА №5-6(20-21) май-июнь 2004 года |