КАК УЗНАТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ПОСВЯЩЕНО БОГУ ИЛИ НЕТ? Ответы на вопросы открытых встреч А. Дюрер. Христос покидает Свою Мать. Из цикла «Малые страсти», 1511 г. Вопрос: Каким образом в ветхозаветном жертвоприношении человек отдает свое сердце Богу? Свящ. Георгий Кочетков: Через жертвенную любовь. В жертву всегда приносится лучшее. Человеку свойственно по-человечески относиться к животному миру, и отдавая лучших животных Богу, человек проявляет таким образом свою любовь. Конечно, это не непосредственная любовь, а опосредованная, но на то это и Ветхий, а не Новый Завет. Вопрос: Самому человеку не видно, в каком духе и что он делает. Что делать? О. Георгий: Конечно, человеку трудно судить о себе, но различать духов он может - через благодать, если он ее не потерял, и по плодам. В Евангелии сказано «по плодам их узнаете их». И себя можно распознавать по плодам. Но для этого необходим такой дар как трезвение. И трезвость. Некоторые думают, что нетрезвый человек может лучше распознавать «музыку сфер» и лучше слышать голос Божий. Так вот, это неправда. Вопрос: Еврейский народ оказался избранным благодаря Аврааму, Исааку, Иакову. В других народах не нашлось таких праведных людей? О. Георгий: Может быть, люди там бывали и не хуже, но они не смогли эту свою «хорошесть» реализовать, причем пред лицом Божьим, исполняя Его слово. Вопрос: «Блаженны чистые сердцем...» Сердце - это что? О. Георгий: Это сердцевина человеческого бытия, человеческой экзистенции, человеческой личности, хотя бы потенциально присутствующей в каждом человеке. Сердце - это как бы главный орган восприятия вещей таинственных, мистических, как божественных, так и человеческих. Конечно, сердце в таком понимании отличается от сердца как органа чувств. К сожалению, эти вещи часто путают и говорят, например, о сердечной любви, имея в виду распаление чувств, что может не иметь никакого отношения к Богу. Но если мы говорим о сердце как духовном органе, духовном «чувствилище», то ясно, что для нормального восприятия и нормальной передачи духовного опыта необходима чистота, прозрачность. Поэтому только чистые сердцем и узрят Бога. Вопрос: Человеку легко считать, что его сердце посвящено Богу, но это может быть и не так. Как это понять? Как человек может увидеть сам, что это не так? О. Георгий: Очень просто. Надо только задуматься над тем, что значит «посвятить». Посвящено - значит целиком отдано Богу и принято Богом как нечто, Ему не чуждое. И всякому человеку, которого не покинула хотя бы капля трезвости, ясно, отдал ли он свое сердце и все, что в сердце, Богу или нет. Это выражается, в частности, в иерархии ценностей и целей и в степени жертвенности человека. Большинство людей, думающих, что они посвятили свое сердце и самих себя Богу, не относятся к категории щедрых и открытых, не готовы к кенозису, самоистощанию, самопожертвованию. Они не жертвуют ни собой, ни своим, что очень видно в любой «контрольной» ситуации. Им важнее свои удобства, покой, а то и прямая выгода. Вопрос: Следует ли из Библии какое-то неравенство народов (у них были разные прародители, например)? Не отсюда ли вырастает национализм? О. Георгий: Национализм вырастает из коллективного эгоизма. Прародители - это лишь прототипы, что может проявляться в коллективном бессознательном - как в хороших чертах, так и в плохих. Да, могут быть призвания народов свыше, но ведь есть и призвание каждого человека лично. И всякий человек может превзойти все родовые, культурные, исторические, национальные недостатки и предрасположенности. Вопрос: Разве одному к Богу не прийти? О. Георгий: Прийти можно и одному. Но важно, что будет потом. Если не возникнет желания общения с другими, с церковью, с праведниками, святыми, и в то же время с грешниками ради их пользы, это значит, что человек еще к Богу не пришел. Вопрос: Если есть родственники, то можно возлюбить их, зачем община? В советские времена люди могли не найти рядом людей, верящих в Бога, но в наше время все иначе. О. Георгий: Заповедь любви к ближнему потому и подобна заповеди первой - любви к Богу, - что предполагает любовь к человеку, который оказался в жизни рядом с тобой независимо от родственных связей и идейной близости. Любовь к родным - естественна, и в этом и плюсы ее, и ограниченность, небожественность этой любви. Это родовая любовь, и ее трудно бывает преобразить. То же можно сказать и о любви к единомышленникам. Это любовь к своим, к тем, кто тебя ценит и любит. Вспомним слова Христа, Который сказал, что мы должны быть подражателями Отца нашего Небесного, посылающего солнце и дождь и праведным и неправедным, и добрым и злым. Вопрос: Если человек не ходил в церковь, просто жил по совести, он не мог прийти к Богу? О. Георгий: Мог. И если до сих пор не пришел, значит, по совести не жил. Ведь можно ходить в храм и потерять веру, но нельзя жить по совести без Бога. Вопрос: Почему у нас в церкви нет общения? О. Георгий: Потому что туда приходят люди из общества, которые потеряли эту величайшую ценность духовной жизни. И во внешней, эмпирической церкви, как бы церкви с малой буквы, остается много страхов, рабского духа, страстей, стяжательства, лицемерия и неправды. Вопрос: А что, священников нигде не учат общению, что они не умеют порой общаться? О. Георгий: Не учат, так же как и сам народ. Но, честно сказать, научить общению трудно. Это не вопрос психологии, это вопрос открытого сердца и открытой Богу и ближним любви, стремящейся к воплощению. Здесь нужны добрые примеры и опыт жизни. И среди священников подчас это - проблема. Вопрос: Когда смотришь на звездное небо, думаешь, почему человек - венец творения? Может быть, без него было бы лучше? О. Георгий: Это звездная болезнь. КИФА №15(53) сентябрь 2006 года Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику >> |