ЕСЛИ НЕ ОПИУМ, ТО ЧТО? ИЛИ КАК ПРЕПОДАВАТЬ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ?
Свято-Филаретовский институт объявляет о выстраивании альтернативной концепции религиозного образования и о вступительном собеседовании на религиоведческий факультет 25 сентябряНа сегодняшний день в вузах России существует уже не один десяток факультетов религиоведения, успела даже сложиться определенная практика преподавания такого предмета и его методологическая трактовка. Приглашая будущих студентов на факультет религиоведения, мы считаем принципиально важным определить задачи и смысл такого образования. Религию обсуждают как фактор политических конфликтов и социальной стабильности, о ней говорят в телевизионных ток-шоу, она поминается во врачебной практике, наконец, религия сделалась предметом научной дискуссии и даже областью светского образования, причем высшего. Само религиоведение в вузах быстро приобрело характер стандартной учебной дисциплины, преподаваемой в виде совокупности «объективных сведений», разбитых на разделы и параграфы. При этом своего рода нейтралитет в отношении жизненных вопросов религиозного свойства провозглашается основополагающим принципом преподавания. Наше видение, напротив, состоит в том, что религиозность - это неотъемлемое свойство природы человека, непосредственно выражающее его тяготение к высшему измерению бытия. Мы будем прямо и бескомпромиссно говорить о религии как о форме живого отклика на вопросы, неотвратимо звучащие для человека из мира священного и вечного, о причинах существования различных видов религиозного опыта, об их конфликтности и возможной солидарности, о религиозности темной и светлой, наконец, о том, может ли являться истина в религии, или же все это только исторические и культурные особенности прошлых эпох, а также личные «странности». Это и станет основой, на которой построен весь курс обучения на факультете религиоведения Свято-Филаретовского института. Учебная программа предполагает изучение феномена религиозности как такового, истории религий, мировых и известных немировых религий и новых религиозных движений. Кроме того, вниманию студентов всех уровней предлагаются учебные курсы, посвященные взаимовлиянию религиозности и других важнейших сфер человеческой жизни: - религиозной этике, - религиозной эстетике, - религии в мировой культуре, - социологии, - политологии - географии религии. Как христианский вуз, наш институт, естественно, особое внимание уделяет христианству, которое, однако, не выделено в отгороженную «священную» сферу. Вместе с тем мы понимаем всю неоднозначность исторического и современного облика христианства и намерены обсуждать со всей возможной беспристрастностью его нечастые взлеты и многочисленные падения... Интерес к религиозному знанию растет, и мы предлагаем несколько возможностей повысить свою квалификацию в этой сфере: от 1-2-недельных интенсивных тренингов до двухгодичного курса полноценного дополнительного высшего образования. Помимо этого существует еще программа годичного обучения, которая в сокращенном виде воспроизводит основные параметры двухгодичного курса. КИФА №15(53) сентябрь 2006 года |