gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
01.10.2006 г.

САДДУКЕИ НОВОЙ РОССИИ

Image
А. Дюрер. Христос перед Каиафой. Из цикла «Малые страсти», 1511 г.
Среди многочисленных проблем, вставших перед Русской православной церковью в постперестроечную пору, вопрос плодотворного общения между  клиром и мирянами оказался одним из самых больных. Однако без реального его решения трудно надеяться на то, что православие станет творческой, действительно созидательной силой в обществе, а не трансформируется в некую корпорацию «Комбинат ритуальных услуг». И здесь нельзя не пожалеть, что оказались задвинутыми в долгий ящик решения Поместного собора 1917-18 гг. Того собора, на котором было принято немало документов, способствующих сближению народа и духовенства. В частности, в соборных постановлениях говорилось о процедуре выборов священников и о реальных механизмах участия мирян в принятии общецерковных решений. Опыт Русского Зарубежья показал, что это были отнюдь не пустые слова.

Если же вернуться к нынешней церковной жизни, то трудно не заметить, что сегодня значительным препятствием, мешающим органической связи мирян и клириков, стала виртуальная партия саддукеев, приверженцы которой присутствуют во всех клетках церковного организма. Именно их прагматичный, «теплохладный» стиль жизни способствует быстрому угасанию духа неофитов.

Реальная партия саддукеев существовала, как известно, во времена Иисуса Христа.  Саддукеи учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений; отрицали бытие ангелов и злых духов и будущее воскресение мертвых (Мф. 22:23, Деян. 23:8). В меру эллинизированные, влиятельные и богатые, они находились в непосредственной близости к власти, и вопросы подлинной духовной жизни их, похоже, мало интересовали. После антиримских войн и разрушения храма саддукеи сошли с исторической арены, но дух их нашел себе место в земной церкви.

Современное саддукейство - это обходной путь к секуляризации, скрытый отказ от евангельского благовестия. Разумеется, новый саддукей может привести при случае и цитатку из Писания, и святой водой покропить, и высоконравственную речь толкнуть. Но в основе стратегии его поведения будут не христианские ценности, а языческое преклонение перед властью и богатством, упование на сильных мира сего. Консерваторы  не раз пытались приклеить к новым саддукеям ярлык «либералы», но всякий раз это не проходило. Хотя бы потому, что саддукеи вслед за властью готовы принять любые обличья, лишь бы остаться в мейнстриме. Вот и сейчас, в эпоху госзаказа на консерватизм и «традиционные ценности», новые саддукеи запросто превращаются в  фундаменталистов: играют на консервативном поле, устраивают круглые столы с приглашением разных маргинальных личностей вроде Кирилла Фролова. Правда, от этого в деятелей церковной консервативной политики они никак не превращаются.

Саддукеи в той или иной мере присутствуют во всех центрах церковной власти, будь то епископские кафедры, синодальные отделы или Чистый переулок. И их физическое пребывание непосредственно в узловых точках внутрицерковного управления ставит под сомнение саму возможность православного возрождения. Саддукеи, как черт ладана, боятся любого благодатного движения мирян, и начинают ставить все мыслимые и немыслимые палки в колеса тем, кто всерьез стремится воцерковить жизнь. Не только евангельские, но даже ветхозаветные моральные нормы при этом легко нарушаются - как мы уже говорили, на самом деле для саддукея они не так уж много значат.

Один из ярких примеров такой линии поведения - деятельность пресс-секретаря патриарха свящ. Владимира Вигилянского. В свое время, в 1997 г. он утверждал самые фантастические вещи о событиях в храме Успения в Печатниках. Тогда, можно сказать об этом с полным правом, было совершено преступление против Церкви: оболган лидер целого миссионерского движения священник Георгий Кочетков, выброшена на улицу многочисленная община. Чуть позже появились документы и Прокуратуры, и Минздрава, которые полностью оправдывали действия прихожан и отца настоятеля. И вот почти десять лет спустя в Интернете появляется републикация письма свящ. Владимира Вигилянского главному редактору МК П.Н.Гусеву (см. в связи с этим Обращение пресс-службы братства «Сретение», опубликованное в «Кифе» № 51). Письмо (а скорее - статья, т.к. этот текст в 1997 г. был опубликован по крайней мере дважды) вновь появилась в контексте тяжбы между журналистом МК С.С. Бычковым и прот. Всеволодом Чаплиным. Но в ней звучит, помимо всего прочего, старая ложь о якобы имевшем место избиении «кочетковцами» о. Дубовицкого. Можно предположить, что о. Вигилянский не знал о планировавшейся републикации. Но тогда почему он уже в течение двух месяцев молчит и не пытается исправить ситуацию и принести извинения как за старую, так и за ныне вновь появившуюся ложь? Как-то неловко, что лицо, выступающее с громкими разоблачениями эмкашного журналиста, само позволяет себе сомнительные фигуры поведения. Как-никак, это подрывает доверие людей к церкви (в которой, к слову сказать, о. Вигилянский занимает довольно высокий пост), против чего, казалось бы, так активно пытается выступать о. Владимир. Подобные примеры, увы, можно множить и множить.

Саддукейство напрямую связано с сервилизмом, с постоянным заигрыванием с властью. И заигрывание это имеет очень характерный оттенок. От общения с властью (местной, региональной) священнику, епископу никуда не деться. Но одно дело, когда это происходит в рамках установленных правил игры. Или когда предпринимаются попытки воцерковить эту самую власть. (Недаром церковь молится «о братьях в правительстве сущих»). А другое - когда начинается фактическое поклонение самой природе власти, служение ей от души, не за страх, а за совесть, подмена христианства (остающегося в этом случае лишь маской, лишь формой) языческим служением разнообразным идолам современного мира. Все это, к сожалению, имеет место быть. Такова темная сторона многочисленных попыток воцерковить государство.

И все-таки разрыв между мирянами и духовенством не носит фатального характера. Его можно преодолеть, если верующие будут прилагать постоянные усилия. Мы верим, что церковь жива благодатью и надеждой. Такой надеждой мог бы стать и будущий Поместный собор, о котором говорят представители разных ветвей русского православия. Понятно, что такой собор не может собраться чисто механически. Но, как видится, только он, с опорой на решения Поместного собора 1917-18 гг., может решить новые-старые проблемы.

Борис КОЛЫМАГИН

 КИФА №15(53) сентябрь 2006 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!