«Я люблю добро, я ищу его и сгораю им» Исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Гоголь. ''И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые миру слёзы.'' Cочетание глубокой реалистичности Гоголя с его глубоким состраданием к человеку всегда было для меня очень существенным, и это то, что для меня до сих пор остается в Гоголе самым важным и что я больше всего в нем люблю. Гоголь - не социалистический реалист, не революционер-демократ. Да, очень многие пытались записать его в сторонники своих собственных взглядов - с одной стороны Белинский, с другой - Погодин и Аксаков... Гоголь действительно очень противоречивая фигура, разгадать его тайну сложно. Может быть, на это и не стоит претендовать. Думаю, это даже хорошо, что мы будем всегда его открывать для себя вновь и вновь. Я же хочу сказать об открывшемся мне далеко не сразу Гоголе как духовном писателе. Читая духовную прозу Гоголя, его завещание, его авторскую исповедь, его «Размышления о Божественной литургии», невозможно не увидеть, что Гоголь был человеком глубоко верующим (нужно сказать, что на этот счет есть разные мнения) и был подлинным христианином. То, что он пытается раскрыть окружающим людям смысл Божественной литургии (кроме своих размышлений, он приводит в книге молитвы, которых до сих пор в храме никто не слышит), - очень важно. Гоголь - поэт богослужения, он видит его удивительную красоту, считает, что оно может преобразить человека и пытается передать это свое видение людям. К сожалению, это очень многими не было ни замечено, ни оценено. «Выбранные места из переписки с друзьями» резко критиковали именно потому, что они были слишком не похожи на большинство произведений Гоголя. Его знали как блестящего сатирика, человека, который умел посмеяться над пороками общества и, как он сам говорил, над пошлостью жизни так, как, наверное, не умел смеяться никто. Он и сам когда-то об этом говорил: хорошо, что люди, прочитав мои «Мертвые души», испугались пошлости жизни - может быть, это заставит их измениться. Но при этом он всегда искал некий идеал, образ красоты и добра в человеке. Вот почему он не был писателем-реалистом в советском понимании - и не только советском, потому что подобным же образом понимал реализм Белинский. Гоголь не пытался своей сатирой «разрушить плохое и плохих». Он пытался еще и найти красоту и добро, и он искал их, как он сам об этом писал, в каждом человеке, в том числе и в тех людях, которые были близки его персонажам. По его собственным словам, для того, чтобы написать такое произведение, как «Мертвые души», ему надо было прикоснуться к каждой душе. Ему надо было узнать Россию изнутри. В «Выбранных местах...» у него есть статья, в которой он говорит, что надо «проездиться» по России, чтобы по-настоящему узнать её... И в себе (об этом он тоже писал) он видел те же пороки, которые показал через своих персонажей. В этом, может быть, и есть его величие - в том, что при таком ярком таланте сатирика он не ограничивался только высмеиванием. А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? (альбом ''Воскрешение мёртвых: три недели'') Конечно, «смеяться не грешно над тем, что кажется смешно». Но Гоголь сделал большее: он пытался найти пути преображения человека и делал это как верующий, как христианин. Вся его духовная проза проникнута центральной мыслью: человек не может преобразиться с помощью изменения условий земной жизни. А ведь эта иллюзия посещала не только людей недалеких, но и высокие умы. Революционеры-демократы были достаточно образованны, среди них были люди большого ума и таланта. И они действительно были убеждены в том, что если переделать жизнь, то человек изменится. А вот Гоголь понимал это совершенно иначе. Он обращал человека к Богу. Он понимал, что человек должен измениться внутренне, тогда изменится и его внешняя жизнь. Многие писатели в своих произведениях для того, чтобы по-настоящему отразить жизнь, чтобы ее оценить, обращались к прошлому, потому что в современной жизни писателю трудно увидеть боль. Гоголь же говорил о себе, что он писатель современности, зарисовщик, даже не просто зарисовщик, а фотограф - тот, кто, пропуская то, что видит, через себя, каким-то образом к этому прикасаясь, пытается осознать, как это можно изменить, как это можно преобразить. И он находил путь выхода только в изменении направления вектора жизни человека - когда человек от непрерывной круговерти жизни начинает идти вверх, к Богу. Гоголь показывает, как глубоко несчастен и разрушен человек, который постоянно крутится в этой жизни, как белка в колесе. Вспомните Кочкарёва в «Женитьбе» - он, «если остановится и задумается, то тогда просто жизнь его прекратится». Вот что страшно - и это так во все времена. Как часто мы можем от людей и молодых, и пожилых услышать, что надо что-то делать, надо действовать, надо идти, надо работать, надо делать то-то, надо зарабатывать - и редко люди признаются себе и другим, что если они перестанут это делать, остановятся и задумаются, то обнаружат какую-то пустоту в своей жизни. Что тогда? Куда с этим идти? Вот почему так ломаются люди, оказавшиеся вынужденными внезапно остановиться - при потере работы, при выходе на пенсию; вот почему они так ломались в советское время, которое многие называют временами Гоголя. У Гоголя есть очень много персонажей, которые пытаются каким-то образом из этого круга вырваться. Вспомните «Ревизора», над которым мы всегда хохочем, потому что это действительно очень смешно. Но если вдуматься, то становится ясно, что для многих людей, живущих в этом уездном городе, есть заветная мечта - с помощью приезжего человека каким-то образом продвинуться по службе и уехать в Петербург. Понятно, что это такое для провинциала - прекратить жизнь в городе, где все достопримечательности ограничиваются лужей на центральной площади. Ведь человеку не хочется жить в помойке. А как преображать свою жизнь, он не знает и не понимает. Помните слова, которые обратил к Хлестакову Бобчинский: «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский... Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»? Человеку хочется, чтобы он был хоть как-то отмечен жизнью. Это действительно смешно - но и печально. Когда человека - кто он, как он живёт - никто не знает, когда он никому не нужен, когда всем на него наплевать - это тоже своего рода «Шинель»... Своему другу в ответ на упрек, что он никак не закончит второй том «Мертвых душ», Гоголь писал, что долго и много должен потрудиться для того, чтобы этот второй том получился. В этом же письме он говорит и об отношении к своим героям: Гоголевская тройка. Чичиков: человек и все человеческое, полнота жизни в коловращении. Ноздрёв: человек, обуянный Совершенством, неудачник. Манилов: человек - чистая мысль и чистое сердце, не ко двору жизни. «Не думай, однако же, после этой исповеди, чтобы я сам был такой же урод, каковы мои герои. Нет, я не похож на них. Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю моих мерзостей и не держу их руку, как мои герои; я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними, и буду воевать, и изгоню их, и мне в этом поможет Бог. И это вздор, что выпустили глупые светские умники, будто человеку только и возможно воспитать себя, покуда он в школе, а после уж и черты нельзя изменить в себе: только в глупой светской башке могла образоваться такая глупая мысль. Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям, обсмеял их в них и заставил других также над ними посмеяться. Я оторвался уже от многого тем, что, лишивши картинного вида и рыцарской маски, под которою выезжает козырем всякая мерзость наша, поставил ее рядом с той гадостью, которая всем видна. И когда поверяю себя на исповеди перед Тем, Кто повелел мне быть в мире и освобождаться от моих недостатков, вижу много в себе пороков; но они уже не те, которые были в прошлом году: святая сила помогла мне от тех оторваться. А тебе советую не пропустить мимо ушей этих слов, но по прочтеньи моего письма остаться одному на несколько минут и, от всего отделясь, взглянуть хорошенько на самого себя, перебравши перед собою всю свою жизнь, чтобы проверить на деле истину слов моих. В этом же моем ответе найдешь ответ и на другие запросы, если попристальней вглядишься. Тебе объяснится также и то, почему не выставлял я до сих пор читателю явлений утешительных и не избирал в мои герои добродетельных людей. Их в голове не выдумаешь. Пока не станешь сам хотя сколько-нибудь на них походить, пока не добудешь медным лбом и не завоюешь силою в душу несколько добрых качеств - мертвечина будет все, что ни напишет перо твое, и, как земля от неба, будет далеко от правды. Выдумывать кошемаров - я также не выдумывал, кошемары эти давили мою собственную душу: что было в душе, то из нее и вышло». Эти слова показывают, что мы должны выбрать какой-то срединный путь, говоря о Гоголе. С одной стороны, это человек, действительно искавший всеми силами души светлый образ, искавший Бога. С другой стороны, он прикасается к подлинному кошмару. И прикасаясь к нему, имея в душе те пороки, о которых он говорит, связывая свою душу с ними, он разрушается - и его болезнь и смерть остаются свидетельством того, что это была трагическая ситуация, что человек видел, куда надо идти, но не мог. Важно, чтобы его жизнь не казалась нам какой-то схемой, теперь уже религиозной. Не хочется, чтобы получилось так: раньше все говорили, что он разрушитель порока и фактически чуть ли не революционер, а теперь мы будем делать из него образец святости, человека, который двигался к Богу семимильными шагами. Не будет верным ни то, ни другое. Гоголь - это русская душа, которая в каком-то смысле остановилась на перепутье... Людмила Комиссарова Рисунки Алексея Ремизова Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им Из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя Жизнь нужно показать человеку, - жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних, - жизнь, оглянутую не поверхностным взглядом светского человека, но взвешенную и оцененную таким оценщиком, который взглянул на нее высшим взглядом христианина. Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями. Вы можете во время вашей поездки их познакомить между собою и произвести взаимный благодетельный размен сведений, как расторопный купец, забравши сведения в одном городе, продать их с барышом в другом, всех обогатить и в то же время разбогатеть самому больше всех. Подвиг на подвиге предстоит вам на всяком шагу, и вы этого не видите! Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им. Какой слуга может привязаться к своему господину, который от него вдали и на которого еще не поработал он лично? Потому и любимо так сильно дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш - Россия! 1845 (Из письма к гр. А. П. Т......му) Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок, расставить по местам все то, что у нас уж есть. Он сам не двинется вперед, покуда не двинутся в нас все другие способности, от которых он умнеет. Отвлеченными чтениями, размышлениями и беспрестанным слушаньями всех курсов наук его заставит только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно. Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе как победа над страстями. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность, имя ей мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум, и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день, и ночь, прося и день, и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласия во всем. Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником. 1846 Из письма к Щ...ву Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем. *** Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник. Молитвы Гоголя, написанные во второй половине 1840-х годов КИФА №6(96) апрель 2009 года |