gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
16.04.2009 г.

Пространство общения

Доклад Галины Ложковой «Открытые миссионерские встречи: основное содержание, задачи и принципы проведения», прочитанный на XV международной студенческой конференции «Сретенские чтения» 14 марта 2009 г.

о. Георгий Кочетков ведет открытую встречу Открытые встречи представляют собой единый, целостный по своей внутренней логике и структуре цикл, состоящий, как правило, из нескольких встреч и направленный на то, чтобы привлечь людей ко Христу и Церкви, преодолеть главные предубеждения и заблуждения в отношении них, рассказать людям о сути христианства. Внутренней парадигмой открытых встреч является именно встреча, нацеленность на реальный или предполагаемый диалог с пришедшими людьми, а не на занятие или лекцию. В основе такого подхода лежит интерес к человеку, его проблемам, его поиску, а также вера в то, что в каждом человеке есть жажда общения с Богом и с ближними, жажда спасения «от рода сего развращенного», вера в то, что Бог готов принять и всегда принимает человека таким, каким он в данный момент является.

 Обычно открытым встречам предшествует период личного свидетельства неверующему или нецерковному человеку. Это свидетельство может осуществляться как в личной беседе, так и на миссионерско-просветительских встречах разных видов (тематических встречах, литературных и музыкальных вечерах, экскурсиях и т.д.). Если после открытых встреч интерес человека к христианству не пропадает, то начинается специальный цикл регулярных предогласительных встреч, целью которых является подготовка людей к оглашению (катехизации), то есть последовательному и целостному научению основам христианской веры, молитвы и жизни1. Возможность последующего оглашения является главным основанием для проведения открытых встреч. Однако открытые встречи не могут считаться средством приведения людей на катехизацию, так как они принципиально чужды всякому внешнему давлению на человека, насилию над его личностью, нарушению свободы выбора человека, который должен сам принять ответственное решение относительно своего дальнейшего пути, необходимости крещения и воцерковления. Поэтому об открытых встречах можно говорить как о пространстве духовного поиска, общения, преодоления сомнений, выбора. Они призваны помочь человеку преодолеть неверие и приблизиться к вере в Бога и Спасителя Иисуса Христа.

Открытые встречи являются по сути пространством миссии. Их опыт достаточно уникальный, так как это опыт прямой миссии, предполагающей свидетельство группе людей, собравшихся с целью услышать напрямую о Боге, Христе и Церкви и заранее знающих, что им будут говорить именно об этом. В этом отличие открытых встреч, например, от миссионерско-просветительских, на которых о христианстве впрямую не говорится, а только показывается христианский взгляд на вещи. Формально можно считать, что открытые встречи достигают своей цели, если после них появляются люди, выражающие желание продолжить общение в предогласительных группах и готовые услышать последовательное и полное изложение основных принципов христианской веры и жизни. Характерно, что человек, не имеющий опыта открытых встреч, не может его восполнить, например, через чтение литературы или просмотр видеозаписей. Поэтому пренебрегать открытыми встречами крайне нежелательно, так как это нарушает целостность предоглашения.

По существу открытые встречи помогают достижению основных целей и решению задач, связанных с пробуждением в человеке «жажды спасения и творчества»2, обращением его «к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать Сына Его с небес, Которого Он воздвиг из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фес 1:9-10). Открытые встречи во многом способствуют тому, чтобы человек утвердился в своем поиске Бога и устремился на путь личного познания Христа. Этому служит то, что на них каждому молодому или взрослому человеку показывается, что и в наше время быть христианином не значит быть маргиналом, живущим на духовной, культурной и социальной обочине. Более того, дается свидетельство, что настоящее христианство отвечает на самые важные вопрошания современного человека, причем отвечает правдиво и трезвенно, без обмана. Поэтому оно не бывает скучным, шаблонным или фанатичным.

В связи с этим одной из главных задач открытых встреч является керигматическая проповедь о Боге, о вере во Христа, о Церкви, о Человеке, о мире, о христианском пути. К основному ее содержанию следует отнести призыв «не праведных, но грешных» к покаянию и вере в Бога, единого, живого, истинного, личного, действующего в жизни каждого человека. По сути это благая и радостная весть о Пути, Истине и Жизни, Любви, Свободе, Спасении, через которую ищущий человек может почувствовать целительное действие Божьей благодати и его собственной, может быть, только зарождающейся, веры, увидеть перспективу христианской жизни.

Современные люди не знают внутренней жизни Церкви и поэтому часто не доверяют ей, тем более что из разных источников они получают много дезинформации о церкви при дефиците хорошей информации. Даже открыто признавая себя верующими, люди сегодня крайне расцерковлены. У них сильно смещены акценты в религиозном сознании и мышлении, что приводит к господству потребительского отношения к Богу и Церкви, ко множеству суеверий. Зачастую христианство воспринимается людьми как форма, религиозная оболочка, приправленная народными традициями, бытовым язычеством, лубочной русскостью и т.д. За таким восприятием теряется суть христианства, его основа, состоящая в личных отношениях со Христом, в том, что спасение состоит в возвращении к Богу. С другой стороны, в сознании современного человека понятия о Боге и Его Законе искажены, наполнены ложным содержанием и зачастую люди отвергают собственно не Бога, не Христа, не Церковь, а эти свои ложные образы и мнения. Поэтому не менее важной задачей открытых встреч является помощь в преодолении стереотипов, предубеждений, заблуждений и ложных представлений в отношении Бога, Христа, Церкви через разумное и отчетливое выражение христианской веры и свидетельство христианской жизни.

Открытые встречи призваны говорить о христианстве именно как о жизни, а не как об учении, культуре или религии, а значит говорить о том, что наиболее волнует людей сейчас, что требует ответа и разрешения уже сегодня. Их задача в том, чтобы соединить это с верой Христовой, показать, что христианство имеет отношение к существу жизни, является ее сердцевиной. При этом важно принести свидетельство о церкви как о наилучшем из путей жизни человека, на котором обретается внутренняя сила, чтобы противостоять греху и злу мира сего. Также важно, чтобы «ищущие» люди получили представление об основах христианской жизни: христианской нравственности, молитве, Священном Писании. Все это необходимо для того, чтобы помочь людям утвердиться в желании идти по христианскому пути.

Свидетельство о вере требует установления доверительных отношений с пришедшими на встречу людьми. Современные люди, с одной стороны, не привыкли никому доверять, привыкли везде видеть «двойное дно», материальный или иной корыстный интерес, с другой - они испытывают жажду открытого и доверительного общения, готовы откровенно рассказать о себе, как только почувствуют себя в безопасности. Поэтому ведущему встречи и его помощникам важно вдохновлять людей на открытое общение, быть их внимательными слушателями и миротворцами, создателями дружелюбной, приветливой и радостной атмосферы. Благодаря этому на открытых встречах люди могут увидеть, что их духовный поиск, начатки их веры - не просто частное дело, которое никому не интересно, но узнать и в других свои сокровенные мысли и проблемы, увидеть, что Церковь есть нечто большее, чем просто человеческий культовый, историко-культурный и общественный институт.

Таким образом, открытые встречи призваны являть людям христианство как общение, в процессе которого преодолеваются страх, отчуждение и неверие. Для «ищущих» открытые встречи - это процесс поиска и выбора. Будучи этапом процесса предоглашения, открытые встречи помогают в достижении его главной цели, состоящей в «максимально свободном, реальном и ответственном уверовании человеком в Бога и Спасителя (нашего и мира) Иисуса Христа-Мессию и выражении желания внутренне и внешне очиститься и измениться, а следовательно, креститься и воцерковиться»3.

На сегодня в Преображенском содружестве малых братств установившейся является практика ежегодного, как минимум, проведения цикла открытых встреч в каждом малом братстве. Как правило, цикл состоит из 2-3 встреч с интервалом в 1-2 недели. На встречи приглашаются как интересующиеся христианством люди, так и те, которые или совсем не считают себя христианами, стоят на каких-то других духовных позициях, или имеют принципиальные сомнения в христианстве и стоят перед выбором. Это встречи для взрослых, обычно старше 20 лет, обычно неверующих язычников и агностиков.

От самих «ищущих» людей в период открытых встреч требуется только участие. Это обусловлено тем, что для человека, начинающего свой духовный путь, за приходом на открытую встречу уже стоит некоторый выбор, некая реальная жертва, свидетельствующая если и не о вере, то, по крайней мере, о силе интереса. Поэтому никаких иных требований, кроме требований общей порядочности, к пришедшим на встречу не предъявляется.

В организационном аспекте период открытых встреч предполагает от его инициаторов свидетельства своим образом жизни. Ведущие сами должны показывать во всем добрый пример: в своих взаимоотношениях, в поведении, в вере, в любви. Кроме общехристианских требований, к проводящим встречи также предъявляются повышенные внешние требования, начиная от одежды, манеры говорить и заканчивая временем и местом проведения встреч, так как ничего не должно раздражать или подавлять приглашенных.

Важно заботиться об «атмосфере собрания», которая должна быть атмосферой пришедших, чтобы они чувствовали себя свободно. Не приветствуется на встречах присутствие «зрителей» (то есть людей, которые не имеют статуса приглашенных, не являются их поручителями, не заняты в организации встреч), даже если они верующие и сочувствующие полные члены церкви.

Открытые встречи в классическом варианте проведения имеют определенную структуру. Программа проведения каждой встречи обычно озвучивается и согласовывается с пришедшими в самом ее начале. Перед перерывом людям обязательно говорится, где будет следующая встреча, чтобы люди чувствовали себя свободно и могли в любой момент уйти. В перерыве люди должны иметь возможность отдохнуть, поговорить, попить чаю, посмотреть и приобрести соответствующую литературу.

Следует отметить, что открытые встречи - это свободное пространство, внутри которого возможны различные подходы к их проведению, лучше отвечающие требованиям времени. В настоящее время встречи могут проводиться в формах, отличных от известной парадигмы и лучше отвечающих современным условиям, например, в виде диалога и ответов на заданные вопросы; возможно проведение не трех, а одной-двух встреч. Все это зависит от количества пришедших людей, их подлинной заинтересованности, от ведущих, от реальных возможностей и обстоятельств.

Каждая открытая встреча начинается со вступительного слова ведущего. Это слово первое и главное, задающее тон всему последующему общению. Поэтому именно на ведущего ложится основная нагрузка и большая ответственность. Он выступает по сути в роли проповедника-миссионера и свидетеля, призывающего людей к обращению к Богу Живому и Истинному и к вере во Христа Его и в Церковь. Чтобы слово было услышано, задело за живое, миссионеру приходится каждый раз заново решать внутренние, экзистенциальные вопросы, касающиеся того, что именно сейчас для ищущих людей важнее, горячее, что может современного человека со всеми его радостями и горестями, нуждами и заботами лучше связать с христианским духовным опытом. Поэтому для создания единого с «ищущими» пространства общения и единого с ними языка ведущему необходимо исходить из реального состояния и интересов тех людей, которых привел Господь. Без понимания «нерва собрания», без понимания того, «где у людей сокровище» а значит, и их сердце, проповедник рискует оказаться неуслышанным. Поэтому с самого начала встречи ведущему необходимо постараться максимально точно определить состав аудитории, по возможности понять пульс духовной жизни собравшихся людей. Очевидно, что на открытых встречах существует возможность совершенно разного подхода для разных аудиторий внутри однотипных встреч. Текст выступления обычно не готовится ведущим заранее, опытные ведущие не готовят даже тезисов. Важен внутренний духовный настрой и начало, которое должно быть «с места в карьер» актуальным.

Приступая к своему делу, ведущий должен полностью отдать сердце Богу и человеку, у него не должно быть никаких своих «частных целей», даже благородных, кроме внутренней готовности помочь человеку на его пути к обретению веры. Совершенно недопустимыми на открытых встречах являются ситуации контрмиссии, лжемиссии (обещания того, чего может и не быть), прозелитизма.

Свидетельствуя о Христе, ведущему важно быть абсолютно современным. Мир сегодня меняется очень быстро, и Церковь нередко не успевает за ним, не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая от церковных людей, будет услышана. Поэтому ведущий, чтобы быть убедительным, должен не просто хорошо владеть современной ситуацией в Церкви и обществе, не просто идти в ногу со временем, но и в каком-то смысле опережать его. Очень важно для успешного миссионерства внимательно наблюдать и грамотно соотносить стиль и язык проповеди с современной жизнью.

Смысловая сторона открытых встреч имеет свои границы. Они определяются не только границами темы, но и глубиной ее раскрытия. Внутренний стержень проповеди ведущего обычно состоит в ответе на вопрос: «Что для меня христианство сегодня и сейчас?» В таком слове показывается связь имеющегося у самого проповедника (также как и у каждого пришедшего человека) подлинного опыта общения, веры, любви, счастья и т.д. с Богом и со Христом. При этом важно дать людям понять, что любой человеческий опыт нуждается в очищении, наполнении и возвышении. Как уже отмечалось, главные темы, вокруг которых проповедник выстраивает свое слово, - это темы о Боге, о мире, о человеке, о Христе, о церкви. При этом варианты их раскрытия могут быть бесконечно многообразны, могут ставиться совершенно разные акценты. Однако, говоря о Боге и «едином Посреднике между Богом и людьми Человеке Иисусе Христе», важно остановиться на богочеловечестве Христа, цитируя Священное писание. Говоря о Церкви, важно показать ее как духовную реальность, которая выходит за пределы как организации, так и сферы душевного утешения. Говоря о мире, можно говорить о космосе, о социуме, о культуре и т.д. Хорошо, если слово ведущего содержит емкие, хорошо запоминающиеся формулы, о которых человек потом будет размышлять, например: «Христианство - это вера в Бога и человека», «Христианство - это полнота любви и свободы», «Христианство - это полнота духа и смысла». Следует отметить, что глубина раскрытия темы ведущим должна соответствовать уровню восприятия аудитории. Не следует касаться того, чего люди не имеют в своем духовном опыте. Поэтому ведущий должен хорошо различать предогласительную и огласительную глубину внутреннего опыта. Без этого различения служение миссии невозможно.

Открытые встречи всегда есть плод действия Духа, Которому должны быть открыты ведущие. Следовательно, проповедник должен быть сам вдохновлен и открыт, настроен благодарственно и творчески, он должен являть то, о чем говорит. При подготовке к открытой встрече необходимо понять не форму, а дух, делающий встречу открытой. Людям сегодня важны не столько слова, сколько реальное явление любви и свободы, т.е. им важен путь освобождения и преодоления недоверия и нелюбви. Все те понятия, на которых строится христианская проповедь на открытых встречах, а именно: вера, любовь, надежда, свобода, дух, свет, должны быть не просто продекларированы, но явлены на них.

 После выступления ведущего слово для свидетельства может быть предоставлено другим присутствующим на встрече христианам. Их задача состоит в том, чтобы свидетельствовать людям о действии Бога в своей жизни, свидетельствовать о Христе, рассказать, почему их мировоззренческий выбор был сделан в пользу христианства. Важно в таком слове показать, что спасение - это то, что Господь дает по благодати, по Своей неизреченной милости и любви, что во Христе из рабского состояния человек переходит в состояние сыновства и показать это на своем примере. Приносящий свидетельство на встрече призван проповедовать Бога любви, Бога Отца, Который так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). При этом свидетельства призваны не дополнять слова ведущего, но давать новую пищу для размышления. Отметим также, что в слове свидетельства невозможен авторитарный формат из позиции «я научу вас, как правильно жить». Недопустимым считается также зазывание на оглашение.

Главный принцип ответов на вопросы, время для которых предусматривается после перерыва, состоит в том, чтобы продолжить начатое дело, продолжить миссионерствовать. Чрезвычайно важно здесь умение ведущего увидеть, какая духовная проблема стоит за конкретным вопросом человека и с учетом этого выстраивать свой ответ, который при этом может звучать гораздо более широко, чем сам вопрос.

Любая открытая встреча заканчивается приглашением всех тех, в ком услышанное не вызвало противоречия, к продолжению пути: к следующей открытой встрече или предогласительной встрече в группе.

Подводя итог сказанному, можно было бы сформулировать основные принципы проведения открытых встреч следующим образом:

- Личностно-ориентированный подход, уважение выбора человеком того или иного мировоззрения, того или иного вероучения. К пришедшим на встречу ищущим людям не предъявляется никаких требований, в том числе этических. На них не оказывается никакого внешнего давления.

- Диалогичность, нацеленность на реальный или предполагаемый диалог с пришедшими людьми, а не на занятие или лекцию. Открытые встречи являются хорошей площадкой для свободного и естественного развития диалога. Такой диалог предполагает открытое, конструктивное, свободное общение «от избытка сердца» и требует от ведущих внутренней способности и внутреннего умения слушать и слышать Бога и ближнего.

- Принцип личного церковного свидетельства из глубины собственного духовного церковного опыта.

- Грамотное соотнесение содержания, стиля и языка проповеди с современной жизнью. При этом слово выступающего на открытой встрече должно обладать внутренней силой, потенциально быть той пружиной, которая бы двигала жизнь. Поэтому оно должно быть словом со властью, то есть с Божьей и человеческой властью любви, истины и правды, включая и подлинную справедливость.

- Принцип сочувствия к пришедшим людям, подразумевающий понимание тяжести жизни вне Бога при отсутствии всякого осуждения и покровительственного взгляда на ищущих сверху вниз.

- Невозможность авторитарного формата проповеди с позиции «я научу вас как правильно жить».

Открытые встречи должны нести в себе неизменное содержание веры и принципов христианской жизни, готовить людей к вступлению в область православной веры, молитвы и жизни. Они должны быть ориентированы на всю личность человека, то есть убеждать ум, пробуждать совесть, зажигать сердце, пробуждать волю к свободному решению и действию.

Начавшись с середины 80-х годов, открытые встречи прошли определенный путь становления прежде чем сложилась их нынешняя структура (от немногочисленных встреч на квартирах до переполненных залов в середине 90-х годов, когда этому способствовала изменившаяся в стране и в церкви ситуация). Опыт открытых встреч уникален для православия, так как является пространством прямой совместной миссии, осуществляемой в контексте церковного движения - Преображенского содружества малых православных братств. Следует подчеркнуть принципиальную подвижность этого опыта, его открытость действию Духа Святого, так же как и духу человека со всеми его меняющимися проблемами. Действенность такого опыта обусловлена именно тем, что за ним стоит актуализированная церковная реальность, подразумевающая осуществление миссии и воцерковления людей силами церковных общин и братств. Как уже отмечалось, открытые встречи рождаются благодаря появлению людей, откликнувшихся на слово или образ жизни христиан - членов движения и готовых уже к восприятию церковного миссионерского свидетельства. Именно такое церковное свидетельство и составляет главное содержание открытых встреч.

Несмотря на свое желание обрести новое твердое основание в жизни, «ищущий» человек зачастую небыстро принимает решение об изменении пути. Открытые встречи способствуют вызреванию в человеке посеянных семян веры, чтобы в конце концов человек мог подойти к ответственному личному вопросу «Что мне делать?» и подтвердить сделанный выбор веры желанием креститься и продолжить свое воцерковление.

Редакция благодарит Сергея Калинина за помощь в обработке архивных видеозаписей открытых встреч,

проходивших в феврале 2003 г. в Преображенском содружестве.

--------------------

1. Кочетков Г., свящ. Воспитательная миссия. Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ // Свет Христов просвещает всех: Альманах СФИ. Вып. 1. М. 2007. С. 9-15.

2. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie.М., 1998. C. 66.

3. Там же.

КИФА №5(95) апрель 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!