gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (март 2009)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.03.2009 г.

Для прославления подвижника необходимо учитывать «всю полноту его внутреннего мира», считают историки Церкви

При рассмотрении вопроса о канонизации того или иного подвижника недостаточно сведений о его насильственной смерти и широкого народного почитания. Необходимо кропотливое изучение всей жизни человека, основанное на источниках подтверждение его подлинно христианской нравственной мотивации. На этом настаивали участники научной конференции «Политические репрессии против духовенства и мирян в России ХХ века», которая состоялась 10 марта в Институте российской истории РАН.

Об особой ответственности церковного историка, работающего над архивными материалами по прославлению святых, рассказал член Синодальной комиссии по канонизации, председатель регионального общественного Фонда «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви» игумен Дамаскин (Орловский) - составитель и издатель множества житий новомучеников и исповедников Российских. По его словам, методология подобного изучения отличается от светского исследования: историк Церкви обязан изучить не только исторические факты, но и их «влияние на нравственное состояние личности». В то же время церковному историку необходимы навыки профессионального общеисторического исследования, так как для понимания религиозно-нравственной составляющей жизни подвижника необходимо знание широкого исторического, культурного, социально-политического и бытового контекста. К сожалению, этим зачастую готовы пренебречь современные церковные историки, отметил о. Дамаскин.

Главная особенность подобных исследований - это анализ максимального числа сохранившихся источников о жизни самого мученика с точки зрения того, «насколько человек дал место в своей жизни действовать Богу». О. Дамаскин неоднократно подчеркивал в своем выступлении, что самого факта насильственной смерти христианина от безбожной власти еще недостаточно для признания его кончины мученической. Так же как недостаточно и принадлежности человека в этом случае к категории священнослужителей.

Важно оценить всю «полноту устроения внутреннего мира» человека. Необходимые факторы, которые перечислил о. Дамаскин, дают представление о чрезвычайной сложности работы церковного историка, отдаленного от «объекта» своего исследования многими десятилетиями и архивными лакунами. Так, по словам выступавшего, необходимо понять, не проявлял ли человек богоотступничества «в практических поступках своей жизни» в период, предшествовавший заключению и следствию, не пренебрегал ли церковной жизнью. «Положение пренебрегателя веры Христовой хуже, чем положение не пришедшего ко Христу», - отметил о. Дамаскин, сравнивая мученичество ХХ в. с гонениями на первых христиан. Он подчеркнул также, что беспрецедентные по длительности и последовательности гонения ХХ в. в России заставляют прослеживать жизнь подвижника в течение всего этого периода: «Бывало, что устоявший в 20-е годы падал в 30-е, а устоявший в 30-е проявлял малодушие в 40-е».

Для прославления новомученика необходимо учитывать все обстоятельства кончины. Так, нередко бывает, что, «выдержав мужественно следствие, христианин проявляет в заключении или в концлагере такое уныние и малодушие, которое характеризует уже не минутную слабость, а едва ли не отречение от Христа». Кроме того, материалы следственного дела далеко не всегда дают точное представление о том, не был ли человек осведомителем НКВД, «исповедник он или предатель». О. Дамаскин привел красноречивые примеры подобных дел, свидетельствующих о том, что большевистская власть уничтожала не только мучеников за веру, но и сотрудничающих с ней агентов. «От насильственной смерти в эту эпоху погибали и трудившиеся для Церкви, и воевавшие с ней, и бывшие орудием ее расстройства и причиной смущения народа Божия. Важно, какую жизнь - христианскую или антихристианскую - проводил человек», - сказал историк.

Исследуя нравственную сторону жизни человека, его соответствие христианскому образцу, церковный исследователь поверяет свою собственную совесть евангельскими заповедями. По словам о. Дамаскина, «научная недобросовестность исследователя, искажение исследования в угоду каким-либо конъюнктурным соображениям является в данном случае нарушением заповеди Христовой о любви к ближнему». В изучении материалов для прославления нельзя пренебречь всей совокупностью информации ради соблюдения «принципа неосуждения». «Церковный исследователь как христианин не осуждает, но как исследователь должен изучить все до конца», потому что «речь идет уже не просто о недостатках того или иного человека, а о неповрежденности церковного предания». «Личность подвижника - образец христианского поведения, поэтому рассматриваются все эпизоды его жизни», дабы не нанести вреда Церкви, подчеркнул докладчик.

Тема беспристрастного и ответственного изучения архивных материалов по антицерковным репрессиям ХХ в. была продолжена в докладе монаха Оптиной пустыни Платона (Рожкова). Насельники монастыря поставили перед собой задачу найти архивные материалы о судьбе 370 оптинских монахов знаменитой обители, ликвидированной в 1923 г. Поисковая работа проводилась на основании принципов, изложенных о. Дамаскиным: объективная методика прочтения всей совокупности документов эпохи была направлена на составление «нравственного портрета человека, ищущего опору в тисках обстоятельств».

Говоря об итогах этой работы, о. Платон отметил, что помимо «ярких примеров высочайшего христианского мужества» наибольшее впечатление произвел «неожиданно большой процент христиан, поведение которых не соответствовало евангельским критериям частично, или даже полностью им противоречило». Выявилось очевидное несоответствие некоторых изданных агиографических трудов данным архивно-следственных дел. По словам выступавшего, это еще раз подтверждает вывод о том, что «народное почитание, само по себе, не является доказательством святости и праведности».

У современных исследователей из оптинской братии даже появился рабочий термин «подвижничество второго рода» - «это когда человек производит добродетельное впечатление, в глазах современников (что видно по мемуарам) предстает углубленным, неотмирным, печальным аскетом, что на деле (и это подтверждается архивными документами) связано с переживаниями совести, отягощенной грехом предательства». «Прельщенных подвижников» (т.е. с деформированным духовным устроением) бывает весьма трудно определить, что полезно знать издателям православной литературы, подчеркнул о. Платон.

Он также заметил, что объективное исследование жития новомучеников ХХ в., основанное на документальной базе, «с трудом» воспринимается нашими современниками. Причина - в мифологизации истории Церкви и Отечества, в «живучести мифов», что является «серьезной проблемой». Братия Оптиной пустыни сталкивается с этим ежедневно: в известный монастырь устремляются тысячи паломников, представляющих весь спектр религиозных мнений народа. Докладчик представил классификацию вопросов, задаваемых пытливыми богомольцами. Это, например, нравственные характеристики политических лидеров прошлого, религиозные корни коммунизма, духовный смысл репрессий и «потепления» отношений власти с Церковью в период Великой Отечественной войны, «и в общем - теория заговоров, вопросы "закулисы"».

Представитель Оптиной пустыни отметил также, что объективное изучение архивных материалов периода гонений позволит пролить свет на проблемы внутрицерковных отношений и расколов, а также на взаимоотношения Церкви и государства. «При изучении этих проблем нецелесообразно замалчивать и «деликатные» темы, как, например, негласное сотрудничество части духовенства и мирян с НКВД. Правильно сделанными выводами можно будет руководствоваться в тех или иных сложных церковно-канонических обстоятельствах, от которых мы не застрахованы в будущем», - сказал докладчик.

Ряд докладов на конференции были посвящены теме духовных предпосылок российской катастрофы 1917 г. Священник Олег Митров полагает, что «точкой отсчета» для многих негативных процессов в российской истории являются реформы Петра I, разрушившие «выдающееся открытие московского периода - сочетание централизма с широким местным самоуправлением», а также подлинную симфонию светской и духовной власти. Опираясь на сочинения Льва Тихомирова, священник нарисовал почти идеальный образ допетровского государственного устройства. Начиная с Петра он проследил развитие антицерковной государственной политики и сделал вывод о том, что к началу ХХ в. в России наличествовал «процесс развала государства, принижение Церкви и духовное оскудение народного сознания», что и привело к катастрофе.

Историк, публицист и сценарист Петр Мультатули говорил о подготовке и обстоятельствах гибели семьи последнего российского императора, проецируя «все это беззаконие» на отношение новой власти ко всему народу. Автор доклада уверен, что «государственный переворот» февраля 1917 г. был совершен в интересах «финансовых кругов США» при «содействии беззаконию» со стороны союзников России по Антанте. С основными выводами П. Мультатули не согласился игумен Дамаскин (Орловский).

Заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров посвятил свой доклад концепции А.И. Солженицына, который рассматривал февральскую революцию как «духовную катастрофу», предопределившую Октябрь и антирелигиозные репрессии. Докладчик особо остановился на проблеме критической оценки Солженицыным роли Русской Церкви в революционную эпоху. Со слов В. Лаврова, писатель полагал: если бы «иерархия уперлась» и не поддержала Временное правительство, исход событий был бы другим. «Эта беда не преодолена и сейчас - и сейчас есть «красные» в Церкви», - сделал вывод историк, подчеркнув, что реформы только тогда могут быть успешными, когда они сопровождаются «духовным возрождением».

В. Лавров также обратил внимание на успешное сотрудничество светских и церковных историков в изучении политических репрессий ХХ в. против духовенства и мирян. Подобное сотрудничество проявилось и в программе конференции (выступали как академические историки, так и представители церковной науки), и в обсуждении ряда докладов. Выступления будут опубликованы в сборнике ИРИ РАН.

Юлия Зайцева

В министерстве образования и науки России по-прежнему не планируют вносить теологию в список научных специальностей

В министерстве образования и науки России пока не готовы признавать теологию наукой.

«Скажу сразу: открывать научную специальность «Теология» пока не предполагается - против этого возражают эксперты Российской академии наук», - заявила зав. отделом Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Татьяна Петрова, слова которой приводит газета «Московский комсомолец». По ее словам, в министерстве пойдут «другим путем».

«Как раз сейчас завершается работа над новым перечнем специальностей для защиты диссертаций. Каждая предполагает наличие паспорта научных специальностей. Туда-то и будет заложена возможность защитить диссертацию духовного содержания. Например, по паспорту специальности «История» или по любой другой гуманитарной специальности», - пояснила Т. Петрова.

Как сообщает издание, не предполагается открывать и новые диссертационные советы для защиты диссертаций религиозной тематики. Соискателя прикрепят к одному из вузов, имеющих соответствующий диссертационный совет, где он и сможет защититься. Совет утвердит тему диссертации и назначит соискателю научного руководителя и оппонентов. Причем это могут быть любые специалисты.

Как рассказала Т. Петрова, научного руководителя иметь не обязательно -  только если он нужен соискателю. Требования к качеству диссертаций духовного содержания будут не менее жесткими, чем к прочим диссертационным работам.

Седмица.ru

В Музее им. Андрея Рублева открылась уникальная выставка «Древности из собрания профессора Покровского»

«Древности из собрания профессора Покровского» - выставка с таким названием открылась 27 февраля в Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Уникальной эту выставку можно считать потому, что частное собрание Покровского ни разу прежде не выставлялось. Менее месяца назад вдова профессора Покровского Марфа Андреевна передала коллекцию в дар музею, к организации которого ее супруг имел непосредственное отношение.

Среди экспонируемых произведений - иконы XVI-XX вв., многие из них - в драгоценных окладах работы царских мастеров, в чем видны предпочтения собирателя коллекции. Особо следует отметить серебряный складень-кузов с иконой Богоматери Владимирской и изображением на створках святых покровителей семьи Бориса Годунова. Самой древней иконой считается Богоматерь с Младенцем «Умиление» (Ярославская), которая датируется концом XV - нач. XVI вв. На выставке представлены также образцы превосходного лицевого шитья XVI-XVIII вв. редкой иконографии. Произведения прикладного искусства, помимо роскошных окладов, представлены лучшими образцами русской меднолитой мелкой пластики, эмали, произведениями золотых и серебряных дел мастеров. В отдельной витрине выставлены старинные рукописные книги.

У входа посетителей встречают стенды с несколькими фотографиями, дающими представление о необычной биографии хозяина собрания, о его круге общения. Глеб Александрович Покровский (1925-2008) - выдающийся хирург, лауреат государственной премии РСФСР, профессор, доктор медицинских наук. В годы Великой Отечественной войны сражался на Ленинградском фронте, а с 1956 по 1972 год заведовал хирургическим отделением НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Будучи выходцем из семьи потомственных священнослужителей, Г. Покровский был человеком глубоко и искренне верующим и не боялся проявлять свои убеждения. Собирать иконы Покровский начал с 1958 года. Значительная часть икон и предметов прикладного искусства была получена в дар от благодарных пациентов. «Экспертами», помогавшими профессору составить собрание, были его близкие друзья - известный художник и собиратель церковных древностей Павел Корин, реставраторы М. Тюлин и Д. Брягин и другие.

Юлия Зайцева. Благовест-инфо

Презентация сборника трудов о. Павла Флоренского состоялась в стенах Высоко-Петровского монастыря

Книгу «Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. Сборник архивных материалов и статей» представил её составитель и автор предисловия игумен Андроник (Трубачёв) - внук Павла Флоренского.

Он сообщил, что это издание представляет собой комплекс материалов, включающий в себя непосредственно упомянутый выше трактат о. Павла Флоренского, завершённый в тюрьме 16 марта 1933 года, а также подготовленный составителем обзор следственного дела № 2886 - «О контрреволюционной национал-фашистской организации «Партия возрождения России» 1933 года, в которую якобы был вовлечён П.А. Флоренский.

В книге впервые публикуются все протоколы допросов «обвиняемого» и Обвинительное заключение по делу от 30 июня 1933 года.

Издана книга по истории Пермской епархии в XX веке

По благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха издана книга «Выбираю путь Христов», в которой представлен уникальный материал о малоисследованном этапе в истории Пермской епархии, о судьбах духовенства и монашества, храмов и часовен в ХХ веке.

Публикуемые документы и свидетельства очевидцев рассказывают о подвижниках веры Христовой - архиепископах Ювеналии (Килине), Павлине (Крошечкине), Иоанне (Лавриненко), схиархимандрите Андронике (Лукаше), архимандрите Таврионе (Батозском), игумене Серафиме (Кузнецове), иеромонахе Димитрии (Пьяных), схимонахине Евсевии (Потапенко). Перед читателями предстают образы священнослужителей: Михаила Козьмина, Всеволода Сутянина, Михаила Романова, Григория Ахидова и других пастырей, пострадавших в годы богоборчества.

В книге представлены исторические свидетельства - письма священнослужителей и ревнителей православной веры, а также более 250 уникальных фотографий, ранее не публиковавшихся.

Патриархия.ru

В Москве открывается новый магазин православной книги

При Издательском совете Русской православной церкви открывается новый магазин «Православная книга». Он расположен в Москве неподалеку от метро «Бауманская».

Как сообщает сайт Издательского совета, в просторных торговых залах будет представлено несколько тысяч наименований книжной продукции, в том числе святоотеческая, богословская, богослужебная и духовно-просветительская литература, Патриаршие календари и «Богослужебные указания», ноты, книги о воспитании детей, детская и художественная литература, фотоальбомы, книги по искусству, подарочные издания, церковная периодика, а также церковная утварь, аудио- и видеопродукция.

На книжных полках будет представлен широкий выбор книжной продукции, выпущенной Издательским советом Русской православной церкви, а также книги других издательств. Магазин не делает розничной наценки, и практически вся книжная продукция продается по оптовым (издательским) ценам.

Магазин «Православная книга» откроется в конце февраля по адресу: Москва, Бакунинская улица, 81.

Служба коммуникации ОВЦС

КИФА №4(94) март 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!