gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.04.2006 г.

ДА СЛАВИТСЯ ГОСПОДЬ!

В г. Сучава (Румыния) 4 марта 2006 г. прошла ежегодная встреча «Воинства Господня»*.
 О встрече рассказывают участвовавшие в ней члены Свято-Паисиевского братства (Кишинев)

«Slavit sa fie Domnul!» - «Да славится Господь!»  Так принято приветствовать друг друга в «Воинстве Господнем». В ответ говорят: «In vecii. Amin» - «Во веки. Аминь». Это христианское славословие звучит везде - перед каждой проповедью, песнопением, стихотворением, на пороге дома, при встрече и прощании.

Все началось с того, что на форуме появилось приглашение всем принять участие в ежегодной встрече молодых «воинов» со всей Румынии. Местом встречи был выбран старинный город Сучава (Suceava) - одна из бывших столиц средневековой Молдовы. Мы обратились к Сорину Тэнасе, попечителю форума, с вопросом о возможности нашего присутствия на этом собрании и незамедлительно получили положительный ответ. Он и рассказал нам обо всех подробностях предстоящего события. Тема встречи звучала так: «Молодой воин Господень в общении со Христом и окружающими».

Объявление на форуме о встрече в Румынии, общение с Сорином, его искреннее братское участие и действенная помощь в устроении нашей поездки - все это было свидетельством Божьего благословения. И даже сильный снегопад в пятницу, в последний день перед отъездом, грозивший сорвать всю поездку, не смог воспрепятствовать  осуществлению нашего замысла. 

К сожалению, за два дня до отъезда стало известно, что Сорин Тэнасе был вынужден срочно уехать в Италию по делам и поэтому не успевал вернуться в Румынию к 4 марта. Однако супруги Тэнасе сделали все возможное, чтобы помочь нам, - прислали приглашение (для таможенного контроля) и договорились о нашем размещении в Сучаве. Алина, жена Сорина, предупредила по телефону, что нас будет встречать 22-летний брат Сами (Самуил) Леонте.

Мы - Максим Плетенской, Светлана Дружинина и Елена-Алина Патракова  -  отправились субботним утром в путь. До Сучавы около 250 км. Из-за поломки пришлось задержаться в Яссах, и мы опоздали на полтора часа на встречу молодежи. Слава Богу, Сами терпеливо дожидался нас на автовокзале. Мы не знали никого из «воинов» лично, но, выйдя из микроавтобуса, мы увидели молодого человека. Ошибиться было невозможно: глаза верующего человека всегда излучают свет. Так мы познакомились с Сами, который все это время, которое мы провели в Румынии, был одним из наших заботливых ангелов-хранителей.

От автовокзала до дома культуры оказалось всего лишь три минуты ходьбы. Сами нашел для нас свободные места в предпоследнем ряду и, извинившись, оставил нас на время встречи, т.к. он несет служение помощника звукооператора.

В зале собралось не менее 600 человек. Все сестры - в юбках и косынках, несмотря на то, что мы были не в храме, а в доме культуры.

Пение под аккомпанемент гитары и синтезатора, чтение стихотворений (также с соответствующим музыкальным фоном), краткие проповеди по главной теме и молитва своими словами - это основные составляющие любой встречи «воинов». Песня сменяла молитву, проповедь - чтение стихов. У каждого «воина» есть сборник  песнопений. В основном, все песни - это положенные на музыку стихотворения поэта Траяна Дорза, одного из сподвижников о. Иосифа Трифы.

Каждую проповедь, песню, молитву «воины» начинают словами «Slavit sa fie Domnul!» и заканчивают «Amin». При этом принято совершать крестное знамение и в начале, и в конце слова.

Из-за опоздания мы пробыли на встрече всего лишь полтора часа, но даже за такой короткий срок Господь открыл нам многое. Мы почувствовали силу этого движения, рожденную из его многолетнего опыта - опыта испытаний, страданий, гонений. Самое удивительное - единство духа! Мы приехали в другую страну, прикоснулись к традициям другой культуры, слушали слово Божье на другом языке, но, несмотря на все, нас не покидало ощущение того, что мы - дома, среди братьев и сестер во Христе.

В конце встречи все пели стоя одно из очень красивых песнопений. Затем один из старших братьев произнес молитву своими словами. Он молился горячо, со слезами на глазах, с видимым волнением и вдохновением.

Как только встреча завершилась, к нам вернулся Сами. В фойе дома культуры всех угощали минеральной водой, бутербродами и сладким кексом с изюмом. Сами подарил нам 5 экземпляров журнала «Tineretul Biruitor» («Побеждающая молодежь»), который издают молодые братья и сестры «Воинства» из Сучавы. Потом мы познакомились и с родителями Сами: Костикэ и Марианой, а также с нашей хозяйкой - юной Джорджианой Асофроние. Нас представили и супружеской чете «воинов» из Кагула - Василе и Ике Динкэ. От них мы узнали много нового о представителях этого движения в Молдове, обменялись электронными адресами и телефонами.

Мама Джорджианы, Даниела Асофроние, отвезла наши вещи на машине к ним домой, а ребята пригласили нас поужинать в ближайшей пиццерии. С нами за столом оказались братья и сестры, с которыми мы потом провели весь воскресный день: Богдан, Флорин, Сами, Клаудиа, Джорджиана, Анка и другие.

Из разговора с молодыми братьями и сестрами мы узнали, что подавляющее большинство из них родились в этом движении. В свою очередь, нам удалось рассказать им о нашем Преображенском Содружестве, о возможной системе оглашения, о кишиневском братстве во имя преподобного Паисия Величковского. Один из братьев поделился своими размышлениями на тему того, что молодые «воины», родившиеся в христианских семьях, часто не осознают того сокровища, которым обладают: «Когда растешь в такой атмосфере с детства, привыкаешь к этому, как к должному. И тогда возникает риск угашения пламенного духа движения и сведения всего к традициям, к формальному благочестию».

Когда разговор зашел о том, что одна из общих целей наших движений - желание не быть просто «номинальными», «воскресными» христианами, он ответил: «Будьте готовы к тому, что вам будет трудно». Узнав, что против нас тоже существуют гонения, он понимающе улыбнулся: «Иначе и быть не может. Любое движение за духовное пробуждение сталкивается с этим».

Мы привезли из Кишинева икону преподобного Паисия Величковского в подарок. В ответ на наш вопрос: «Кто у вас в этом городе главный, кому мы могли бы подарить икону?», Флорин ответил: «У нас здесь нет главных. Наш Глава - Господь Иисус Христос. А икону вы можете подарить всему собранию».

После ужина в пиццерии Сами повез всех на микроавтобусе по домам. Доамна Даниела уже накрыла на стол. По закону гостеприимства отказываться не принято, и мы продолжили вечернюю трапезу. Интересно, что у «воинов» принято молиться только перед едой - «Отче наш» и молитва своими словами.

Максиму предстояло на следующий день выезжать рано утром, и мы со Светой попросили его разрешить нам остаться еще на один день - на литургию и вечернюю встречу.

Ранним утром, выглянув в окно, мы увидели, что все засыпано снегом. Погодные условия могли помешать нам вовремя выехать из Сучавы. Оставалось только молиться и уповать на Божью милость.

Литургия в монастыре святого великомученика Иоанна Нового (это местный румынский святой, живший в XIV в.) начиналась в девять часов. Монастырь был построен еще в XV веке, во времена правления Штефана Великого. Архитектура румынских храмов отличается от традиций древнерусского церковного зодчества: вместо «луковок» куполов - строгие линии островерхих крыш.

В храме нас поразила удивительная, благоговейная тишина, несмотря на огромное количество людей. Люди научены с детства тому, что в храме надо находиться в трепетном безмолвии. Принято здороваться лишь кивком головы. По монастырской традиции все мужчины стоят справа, а женщины слева. Свечи продаются в отдельной постройке, рядом - маленькая часовенка, где можно их поставить. Поэтому в храме нет никаких прилавков и суеты. В правой части храма, ближе к алтарю, - рака с мощами св. вмч. Иоанна, на стенах - древние фрески, поражающие ярким и гармоничным колоритом.

Литургия в румынском храме почти ничем не отличается от богослужения на церковно-славянском в наших храмах. Так же тайно читаются молитвы и евхаристический канон, антифоны сокращены. Священное Писание принято читать особым напевным речитативом, в восточном стиле. Тропари и кондаки в этом монастыре поются древними распевами с исоном. По всей видимости, это греческая традиция.

Молодые «воины» были удивлены, узнав, что мы служим на церковно-славянском языке, который во многом непонятен современному человеку.

После литургии братья и сестры повели нас на экскурсию к памятнику Штефану Великому, правителю Молдовы (1457 - 1504) и в Тронную крепость XIV века (Cetatea de Scaun).

Каждое воскресенье, в 16.00, «воины» собираются в малом зале дома культуры на общую встречу, которая проходит так же, как мы видели в субботу: проповеди, песнопения, чтение стихотворений и молитва своими словами.

В зале на этот раз было около ста человек, в основном, местные братья и сестры. Сами провел нас, как почетных гостей, на места в первом ряду. Слева от меня сидела миловидная юная сестра Тавита, которая дала нам со Светой сборник песнопений. А справа Сами нес служение звукооператора. Лучиан и его невеста Аделина, старшая сестра Сами, пели. В конце встречи в молитве один из старших братьев благодарил Бога и просил благословить гостей, приехавших издалека.

Сразу после встречи Костикэ Леонте, отец Сами, пригласил нас к ним домой пообщаться. Мы с радостью приняли приглашение. Сами представил нас всем молодым братьям и сестрам, с кем мы еще не успели познакомиться. Для многих было очень удивительно, что мы приехали по объявлению из Интернета, не зная никого лично, кроме Сорина. Кстати, этого брата все хорошо знают, ведь именно на нем лежит этот большой труд по поддержанию форума, который соединил не только многие румынские города, но и страны - Румынию с Молдовой, Италией, Германией, Англией и США.

Гостеприимные хозяева угостили нас сытным ужином. По семейной традиции все домочадцы молятся перед едой так: берутся за руки вокруг стола и поют на румынском несколько раз: «Благодарим Тебя, Господи, за всё!» Потом глава семьи произнес молитву своими словами, в которой прозвучали слова «agapa frateasca» - «братская агапа» (т.е. «братская любовь»). Это было еще одним свидетельством того, что по благодати Божьей мы говорим на одном языке веры и находимся в едином духовном пространстве. Так зашел разговор об агапах в нашем братстве. Перед этим мы преподнесли семье в подарок икону преподобного Паисия.

После ужина вновь потекла живая беседа о близком духовном опыте наших движений. Доамна Мариана спросила нас, как мы относимся к книгам о. Александра Шмемана. Оказалось, что в семье Леонте дома есть издание «Таинство Евхаристии» на румынском языке, и доамна Мариана очень любит эту книгу. Как она выразилась, о. Александр в своей книге раскрывает «революционный» подход к осмыслению литургии.

Интересно, что ни у семьи Асофроние, ни у Леонте мы не видели икон византийской традиции. «Воины» перед трапезой молятся, стоя вокруг стола лицом друг ко другу, или просто все обращены в одну сторону. Вместо икон - вырезанные из дерева, покрашенные в черный цвет барельефы с изображением Богоматери с Младенцем и Христа в терновом венце. Это еще раз напомнило мне цитату из книги о. Иосифа Трифы: «Воинство Господне - это познание и возвещение Христа Распятого».

Господь нам вновь явил красоту семьи во Христе. Трогательно было наблюдать за четой Леонте - Костикэ и Марианой, которые прожили столько лет вместе и воспитали детей добрыми помощниками и служителями Христовыми. Такой же свет излучали и будущие супруги Лучиан и Аделина. Все «воины», с которыми Господь сподобил нас встретиться, поражали своей  красотой - и внутренней, и внешней.

Доамна Мариана в молитве благодарила Бога за то, что Он открыл им в этот вечер новые горизонты жизни во Христе, жизнь людей из другого города и другого духовного движения, за откровение разных путей, ведущих к спасению и познанию истины.

Потом Лучиан и Аделина спели одну песню, которая мне хорошо запомнилась еще с субботней встречи: «Е ziua Ta» («Это Твой день»). Особенно запечатлелась в памяти последняя строчка из припева: «Sarbatoarea mea, Fericirea mea, Bucuria mea - Domnul meu Isus» («Мой Праздник, мое Счастье, моя Радость - Господь мой Иисус»).

На следующее утро за окном опять шел снег. С молитвой и надеждой на Божью милость мы отправились к автовокзалу. В маршрутке не оказалось свободных мест. Дело в том, что из Сучавы в Кишинев ехала большая группа сестер-пятидесятниц, возвращавшихся с международной конференции, которая также проходила в этом городе. Водитель микроавтобуса предложил довезти нас до Ясс и там пересадить на другую маршрутку. Предстояло ехать стоя два с половиной часа, но выхода не было. Водитель нашел для нас складные стульчики, и мы разместились вполне комфортно. Сестры начали петь хвалебные гимны Господу, и под их пение на душе стало спокойно: никакие снегопады и прочие препятствия нам не страшны. До Ясс доехали очень быстро, и водитель предложил нам ехать без пересадок до Кишинева, потому что до следующего рейса было около полутора часов. Мы согласились, и спустя два часа благополучно прибыли в родной город.

Slavit sa fie Domnul!

КИФА №8(46) апрель 2006 года 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!