Работа секций: ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО Секцию, посвященную жизни общества, открыл доклад М. Шилкиной "Секуляризация как бегство от свободы". Основной его темой стала секуляризация как процесс расхождения церкви и культуры, от которого страдают обе стороны: культура распадается, церковь разрушается, и обе они перестают плодоносить. По мнению докладчика, секуляризация в современном обществе связана с потерей свободы, а значит, и уважения к личности и достоинству человека, что привело народ к антропологическому кризису. Выход же из этого состояния возможен при условии возрождения церкви как служащей общины и возрождения культуры через возникновение такого образования, которое стало бы не просто передачей знаний, но приобщением к духовной и культурной традиции. Тема свободы и несвободы в обществе стала центральной в докладе А. Игнатьева, посвященном размышлениям о свободе как "пространстве исполнения желаний", а также о "тоталитаризме большинства" и "тоталитаризме меньшинства". Б. Воскресенский в докладе "Проблема свободы с точки зрения психиатра" напомнил, что болезнь - это отсутствие свободы в человеке, разлад, при котором человек не может управлять собой, распоряжаться своей душой или телом. По мнению докладчика, болезнь - это маски (навязчивости, тревожности, мании, депрессии и т.п.). Психиатрия не может освободить, но может снять маску, т.е. подготовить пространство для возможного освобождения человека. Игум. Иннокентий (Павлов) в докладе "Свобода во Христе в условиях внешней несвободы. Опыт российской церковной жизни последних сорока лет" остановился на проблемах, связанных с тем, что "относительная религиозная свобода наших дней - это не заслуга церкви, а метаморфоза общественного развития нашей страны". Игум. Вениамин (Новик) в докладе "Свобода в понимании Н.А. Бердяева" противопоставил "восточное, российское понимание свободы" (свобода - это дефект социального бытия, свободный человек - не занятый полезным трудом, не при деле) "западному пониманию": свобода - возможность бороться, возможность что-то делать. По мнению о. Вениамина, Н.А. Бердяев остался не понятым и не принятым в России, где до сих пор слово свобода имеет отрицательную коннотацию, особенно в церковных кругах. КИФА №14(52) сентябрь 2006 года Фото Евгения ФОМИНЫХ |