Работа секций: КУЛЬТУРОЛОГИЯ Всем докладчикам, участвовавшим в работе секции, удалось совместить серьезность поднимаемых проблем с увлекательной формой изложения. Автор первого доклада "Свобода творчества и ответственность художника. Культ власти и достоинство служителей культуры (интеллигенции)", В. Никитин, говорил о связи творчества и ответственности. Обратившись к этимологии слова "свобода", он определил его как любовное соединение и обещание другому никогда не порабощать его. Из рассуждений о бердяевской свободе как и свободе его последователей, В. Никитин пришел к выводу, что культура в своей основе - это культура правды совести и наша свобода - это свобода быть самим собой, последовательно ограничивая свою несвободу и взращивая умение пользоваться свободой. Для этого необходимо творческое смирение и помощь другим в реализации их предназначения. Н. Эппле в докладе "Рабы или чада?" проанализировал опыт перевода термина "рабы Господни". Результатом филологического анализа стал вывод, что перевод этого понятия возможен лишь с помощью динамического ряда расширяющих понятий с вхождением в опыт их проживания. В знакомых нам молитвенных выражениях сокрыто множество живых смыслов, и задача церкви - оживить и прожить их, считает Н. Эппле. С. Богатырева на примере своего отца и дяди, с риском для жизни сохранивших архив русской запрещенной поэзии, сумела оживить и ярко изобразить в своем докладе "Тайная свобода" опыт русской интеллигенции во времена внешней несвободы и гонений советского времени. Это стало, казалось бы, невозможной в жанре доклада живой передачей опыта свободы и дало всем слушателям возможность ощутить живое дыхание Истории. Завершил заседание доклад А. Копировского "Свобода, хаос и стилизация в церковном искусстве и церковной жизни". По мнению докладчика, вечный круговорот: "воля к рабству - бунт - воля к рабству" может быть преодолен либо стилизацией как омертвляющей статичностью, либо реальным прорывом к подлинной свободе. В искусстве XIX-XX вв. был и тот, и другой опыт. В веке XXI мы должны опять совершить выбор между стилизацией как бесконечной стагнацией и свободой, всегда сопряженной с риском оказаться на краю хаоса. КИФА №14(52) сентябрь 2006 года Фото Кирилла МОЗГОВА
|