Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», - с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственности настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, - «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами. Следование этим рекомендациям может дать «качественный скачок» в христианском просвещении прихожан, отметил о. Игорь Киреев, добавив, что одним из главных девизов миссионера (как и врача) должно быть «не навреди». Он особо отметил определяющую роль правящего архиерея в организации катехизационной работы, а также привел пример избрания священника, ответственного за епархиальную образовательную деятельность, при этом сам факт избрания он считает «удивительным». Протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа Москвы, в приходе которого устроена одна из самых больших (по числу обучающихся) воскресных школ, обобщил опыт своей многолетней пастырской и просветительской практики и сделал вывод о том, что миссией должны заниматься люди, особым образом одаренные. «Неинтересная проповедь» может стать инструментом «антимиссии», а «тихое» повседневное служение священника иногда важнее, чем «шумные миссионерские мероприятия». О. Константин опасается, что признанный наконец в Церкви приоритет катехизации может повлечь за собой административные издержки: требования отчетности, статистики и т.д. Но миссионерская деятельность «не поддается статистике», подчеркнул священник, а «интенсивнее - не всегда эффективнее; шире - не всегда глубже». Он также предостерег от использования в приходском просветительстве методов, свойственных сектантам, например, «бомбардировки любовью». «Конечно, любви у нас в приходах маловато, но пусть лучше так, чем подобная «бомбардировка», - сказал о. Константин. В резком тоне на это выступление отозвался о. Даниил Сысоев, настоятель храма ап. Фомы на Кантемировской (Москва). Он увидел в докладе о. Константина призыв свернуть миссию и «искусственное противопоставление» дела священника и мирянской активности, обвинив благочинного в неисполнении постановлений множества Архиерейских Соборов и синодальных постановлений РПЦ. Далее о. Даниил стал эмоционально доказывать, что активность прихода есть продолжение миссионерского горения настоятеля; что необходима православная проповедь на улицах. «Нельзя ждать, когда люди сами придут в храм! Мои люди ходят по улицам. Я - тот самый отморозок, который проповедует на улицах!» - настаивал он. После того, как миряне - участники Рождественских чтений встали на защиту о. Константина, о. Даниил извинился за свой резкий тон и сделал подробный доклад об организации на его приходе катехизаторской работы и миссионерской школы (30 человек). Так, по словам настоятеля, он «обязал» всех своих прихожан (а их примерно 300-400 человек), наравне с некрещеными, пройти огласительную школу после того, как поспрашивал у них на исповеди о вере - и оказалось, что 70% не верили в воскресение во плоти. В приходе постоянно работают группы катехизаторов. Кроме того, в храме апостола Фомы решена проблема приходского консультирования: есть катехизатор - сотрудник «на зарплате», который постоянно находится в храме и отвечает на все вопросы, а также раздает тексты молитв, песнопений, помогает подготовиться к исповеди и причастию и т.д. В Санкт-Петербургской епархии даже выпустили специальное пособие в помощь приходскому консультанту (его можно было приобрести на Чтениях), где собраны типичные вопросы «захожан» и примерные ответы на них. О содержании пособия, об организации приходского консультирования, об огласительных беседах, о работе с дошкольниками на приходе подробно рассказал один из инициаторов приходского консультирования - руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Зелененко. Отвечая на вопрос, он отметил, что служба приходского консультирования уже работает примерно в ста храмах северной столицы, тогда как «полноценная» катехизация налажена пока лишь в десятке храмов. По словам о. Александра, «приход должен действовать как училище катехизации и воцерковления», причем научение должно охватывать все возрасты, все социальные слои верующих, а также крестных и родителей. Он рассказал о курсе «Катехизаторское дело», который читается в Православном Общедоступном Университете (СПб) и о предкрещальной катехизации, состоящей из 4-х обязательных бесед, и при желании дальнейшего научения - ещё 12-30 бесед в течение года. «Воцерковление - очень трудоемкий процесс», который связан с изменением качества жизни, считает о. Александр, и поэтому «катехизация должна быть непрерывной, целостной и поэтапной». Руководитель миссионерского отдела Курской епархии священник Тигрий Хачатрян сетовал на то, что зачастую препятствием для организации катехизации на приходе являются сами настоятели. Есть и такие, которые, в обход распоряжения правящего архиерея, совершают таинство Крещения без всякой подготовки взрослых. О. Тигрий считает, что пора добиться повсеместного проведения необходимого минимума огласительных бесед, а также продумать форму «обратной связи», проверяя усвоение услышанного. Все это возможно лишь при созидании приходской общины, отреагировал о. Игорь Киреев. Свящ. Александр Сандырев, руководитель Миссионерского отдела и Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской епархии, говорил о том, что по опыту катехизации, собранному в епархии, двух обязательных предкрещальных бесед недостаточно. Миссионерским отделом разработана и применяется программа - цикл из 12 бесед по числу членов Символа Веры. Особые усилия делаются для достижения диалогичности в процессе бесед, установления личностных отношений. В епархии также открыто Православное училище для катехизаторов во имя свт. Кирилла Иерусалимского, но есть пока и трудности, например, не решен вопрос как воцерковлять людей в селах и малых городах, где пока нет храмов или недостаточно священников. На что о. Даниил порекомендовал формировать там группы из крещеных, давать им Евангелие, катехизис и тексты богослужений с параллельным русским переводом - и пусть мирянским чином служат, а священник будет приезжать пусть нечасто, но регулярно, пока храм не построят. Далее на секции о своем опыте рассказали директор Свято-Сергиевского епархиального училища катехизации протоиерей Анатолий Гармаев (Волгоград), сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Александр Боженов (Москва) и другие. Юлия Зайцева, Благовест-инфо/Наталья Адаменко, информационная служба СФИ Опыт и возможности миссионерской деятельности молодежи Так называлась одна из секций Рождественских чтений, посвященных молодежной работе. Один из ведущих секции, В.Ю. Квятковский, отметил, что на секции собрались представители всех миссионерских отделов, объединений и факультетов учебных заведений. Собравшиеся представляли друг другу программы преподавания миссии, говорили о различных миссионерских проектах. Особо была отмечена роль разного рода образовательных проектов в деле миссии молодежи, если их ведут православные люди. В связи с этим о. Максим Козлов сказал: «Слово профессионала - одно из самых доходчивых». К сожалению, не обошлось без скандала. Свящ. Даниил Сысоев начал свою речь со слов о необходимости упорядочить то, что миссионеры или катехизаторы говорят о вероучении тем, кто к ним приходит. А то в головах у прошедших катехизацию полная каша. Далее докладчик, призвав в свидетели о. Максима Козлова, стал приводить примеры, начав с ереси несторианства, свидетелем которой он, по его словам, был в Московской духовной академии. Потом досталось о. Димитрию Карпенко, который имел неосторожность в Интернете не согласиться с выступавшим по такому животрепещущему вопросу, как участь некрещеных. Докладчик утверждал, что им всем прямая дорога в ад. Досталось и о. Георгию Кочеткову с последователями: их выступавший волевым решением вывел из канонических границ церкви. Пришлось ведущему о. Максиму Козлову, еще накануне говорившему о том, что «последователи отца N не должны противопоставлять себя последователям игумена M», отреагировать на слова не в меру распалившегося батюшки. Он сказал, что в стенах всеми уважаемой МДА никогда не придерживались взглядов Нестория, что сам о. Максим не разделяет твердой уверенности выступавшего в участи некрещеных. «Что же, все китайцы погибнут?» - задал он риторический вопрос. А что касается о. Георгия Кочеткова, то о нем о. Максим сказал: «Всем известно, что о. Георгий служит в Успенском храме Новодевичьего монастыря, и его паства туда ходит». Многие из собравшихся сетовали на трудности трудоустройства миссионеров и катехизаторов - выпускников тех или иных духовных вузов и школ, невозможность оплачивать их труд. Вера Карулина Христиане остаются одной из самых гонимых групп в мире Вот список десяти стран, где христиан преследуют больше всего: 1) Северная Корея, 2) Саудовская Аравия, 3) Иран, 4) Афганистан (усилиями Талибана поднялся в списке на 2 места), 5) Сомали (только в этом году здесь погибли более 200 христиан), 6) Мальдивские острова, 7) Йемен, 8) Лаос, 9) Эритрея (здесь по приказу диктатора 3 тысячи христиан брошены в тюрьмы без суда), 10) Узбекистан. Большинство стран в списке - те, чье законодательство основано на шариате. Исключение составляют коммунистические Китай и Лаос, а также диктатура в Эритрее. www.religare.ru КИФА №3(93) февраль 2009 года |