gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.02.2009 г.

В Болгарии проходит «Год Флоровского»

20 января на Богословском факультете Софийского университета прошло первое из ряда мероприятий, посвященных отцу Георгию Флоровскому (1893-1979 гг.), память которого будет чествоваться во всем православном мире в этом году. Читальный зал факультетской библиотеки не мог вместить всех желающих участвовать в дискуссии.

В качестве специального гостя на встречу был приглашен Русенский митрополит Неофит. Присутствовали также переводчики и издатели книг о. Георгия Флоровского в Болгарии: доцент Эмил Трайчев, Иван Латковски, д-р Павел Павлов, о. Петр Петров из Горубляне, храм которого издал первые два тома «Собраний сочинений» Флоровского на болгарском языке, о. Ангел Ангелов из храма Святой Софии, под чьей эгидой был издан последний до настоящего момента третий том, и другие.

Встреча началась с панихиды по отцу Георгию Флоровскому и всем почившим преподавателям и служащим Богословского факультета. Традиция почитания памяти бывших преподавателей утвердилась на факультете в последние годы с целью создания преемственности и чувства единства между поколениями. Панихиду служили о. Климент, о. Ангел и о. Петр, на клиросе пели студенты и преподаватели под руководством Русенского митрополита Неофита.

Круглый стол, посвященный изучению и изданию трудов о. Георгия Флоровского, был открыт деканом факультета доцентом Эмилом Трайчевым, представившим издателей и переводчиков трудов о. Георгия. Сами издания были представлены инициатором встречи доктором Павлом Павловым. Он высказал предложение подготовить издание четвертого тома Собрания сочинений о. Георгия под заглавием «Болгарский Флоровский», который будет включать все статьи богослова, написанные им во время его пребывания в 20-х годах в Болгарии. Участники круглого стола были поставлены также в известность о предстоящем выходе книги, содержащей переписку между Флоровским и архим. Софронием (Сахаровым).

Участники встречи разработали программу Года Флоровского в Болгарии, кульминацией которого будет международная конференция в честь его памяти. В числе этих мероприятий - круглый стол «Богословский метод отца Георгия Флоровского», Флоровские чтения (темы заседаний: «Отец Георгий Флоровский о вавилонском плене богословия», «Естественное созерцание в богословии отца Георгия Флоровского», «Отец Георгий Флоровский о христианской философии», «Отец Георгий Флоровский о христианине-историке», «Отец Георгий Флоровский о Церкви», «Отец Георгий Флоровский о восточных Отцах», Международная конференция, посвященная жизни и делу отца Георгия Флоровского.

Богослов.ru

Болгарская Православная Церковь протестует против решения Страсбургского суда

Священный Синод Болгарской Православной Церкви выступил с протестом по поводу решения Страсбургского суда по правам человека по делу главы т.н. «альтернативного синода Болгарской Православной Церкви» «митрополита Софийского» Иннокентия (мирское имя Иван Стоянов Петров), которое обязывает Республику Болгарию выплатить истцу 8000 евро и призывает стороны к примирению, сообщает сайт «Православие.Бг».

22 января Страсбургский суд по правам человека вынес решение по делу Иннокентия, главы «альтернативного синода», обратившегося с жалобой на действия властей Болгарии и Патриарха Болгарского Максима, благодаря которым в 2004 г. храмы были силой освобождены от сторонников раскола и возвращены Болгарской Православной Церкви. Суд признал, что в отношении Иннокентия со стороны государства было совершено насилие по статье 9 (свобода мысли, совести и вероисповедания), но не потребовал по данному пункту возмещения убытков. При этом суд не признал нарушения прав раскольников по статьям 6 и 13 (право на справедливый процесс и эффективное обжалование), по которым истцы надеялись отсудить у государства более 700 миллионов евро. В итоге суд обязал республику Болгарию выплатить истцам в трехмесячный срок общую сумму 8000 евро.

В специальном обращении по этому поводу Священный Синод БПЦ заявил, что Суд в Страсбурге не имеет никаких прав вмешиваться во внутреннюю жизнь и каноническое единство БПЦ и взыскивать какие-либо убытки. Синод также напомнил, что церковный раскол в БПЦ был преодолен в 1998 г. на Всеправославном соборе глав Поместных Православных Церквей, и что Поместные Церкви не раз выражали поддержку канонической БПЦ в вопросе сохранения ее канонического единства. В обращении подчеркивается, что в 1998 г. к лицам, впавшим в тяжкий грех раскола, было проявлено крайнее снисхождение, и тот факт, что не все воспользовались этой возможностью вернуться в спасительное лоно Церкви, вызывает глубокое сожаление и побуждает в очередной раз призвать раскольников одуматься.

Священный Синод не позволит заявлять по поводу событий в Болгарии в 90-х гг. ХХ в., когда с помощью государства у канонической Церкви отнималось церковное имущество, что «БПЦ не может судить свой народ». Синод поддерживает все действия государства, связанные с принятием и исполнением Закона о вероисповеданиях 2002 г., который гарантирует свободу всем религиям в Болгарии и способствует устранению тяжелых последствий политического вмешательства во внутренние дела БПЦ, имевшего место в период с 1992 по 2001 г.

В заключительной части обращения Синод призывает болгарские власти проявить высокую государственную и национальную ответственность в вопросе защиты единства БПЦ, которая предусматривает и необходимые действия по обжалованию страсбургского решения.

Благовест-инфо

Католикос-патриарх Илия II из-за болезни не смог приехать на интронизацию патриарха Кирилла

Предстоятель Грузинской православной церкви патриарх Илия II не смог приехать на интронизацию патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Причиной этого стало резкое ухудшение здоровья католикоса. С 27 января он находился в клинике в Тбилиси. По словам врачей, у него была вирусная инфекция.

Грузинскую православную церковь на интронизации патриарха Кирилла представляла делегация, которая и поздравила его от имени своего Предстоятеля.

Папа Бенедикт XVI отменил решение об отлучении последователей архиепископа Лефевра

Папа Римский Бенедикт XVI отменил решение об отлучении от Римско-Католической Церкви последователей ультраконсервативного французского архиепископа Марселя Лефевра, в том числе его преемника Бернара Фелле (Bernard Fellay), говорится в официальном сообщении Службы печати Святого престола, распространенном в субботу.

Этот «акт прощения», принятый в ответ на официальное обращение Фелле, возвращает в лоно Церкви четырех опальных епископов, принадлежащих к Братству св. Пия X, которых Лефевр рукоположил во епископы без папского мандата 30 июня 1988 года. После этого акта, фактически означавшего раскол в Римско-Католической Церкви, Папа Римский Иоанн Павел II был вынужден принять решение об отлучении лефеврианцев от Церкви.

Комментируя решение Бенедикта XVI, глава Службы печати Святого престола Федерико Ломбарди (Federico Lombardi) назвал его «важным шагом на пути полного единения» Католической Церкви.

Лефевр, представлявший церковных ультраконсерваторов, активно выступал против решения II Ватиканского Собора и, в частности, ратовал за повсеместное сохранение богослужений на латинском языке. В 1970 году он основал в швейцарском Менцинге (французское название - Экон) традиционалистскую семинарию, где студенты обучались служению мессы по Тридентскому обряду. В последующее десятилетие у Общества св. Пия появилось немало сторонников по всему миру, в целом ряде стран появились консервативные приходы, возглавляемые выпускниками семинарии в Эконе.

По данным самого Общества св. Пия X, сегодня оно насчитывает 486 священников в 63 странах мира, 725 богослужебных центров, 100 монахов и 160 монахинь, 192 семинариста в шести семинариях, 88 школ и около 600 000 верующих. Помимо семинарии в Эконе, будущие священники-традиционалисты обучаются в США, Франции, Германии, Австралии и Аргентине.

Ни сам Лефевр, ни его последователи никогда не признавали свое отлучение от Церкви действительным. Находясь де-факто вне канонического общения с понтификом и официальными структурами Римско-Католической Церкви, лефеврианцы во время богослужений неизменно поминали Папу Римского. В ноябре прошлого года епископ Фелле начал кампанию по сбору подписей за отмену экскоммуникации лидеров Общества св. Пия Х. Под петицией подписались более миллиона человек. В декабре Фелле написал письмо главе комиссии Ecclesia Dei кардиналу Дарио Кастрильону Ойосу, прося о возвращении в лоно Церкви.

В сообщении Службы печати Ватикана указывается, что Бенедикт XVI с самого начала следил за развитием ситуации вокруг Братства cв. Пия X, а в августе 2005 года принял епископа Фелле. Для развития этих отношений была важна и публикация в 2007 году апостольского письма Summorum Pontificum, которым Папа разрешил повсеместное использование латинского обряда, что было одним из главных условий к примирению между Римом и традиционалистами.

Лидер Общества св. Пия X епископ Бернар Фелле поблагодарил понтифика за «великодушный и отважный» шаг. «Благодаря этому жесту, - пишет епископ Фелле в своем письме к верующим, которое публикует Daily Telegraph, - приверженные традиции католики по всему миру не будут более неоправданно порицаемы и осуждаемы за то, что сохранили веру своих отцов. Католическая традиция более не отлучена от Церкви».

В то же время решение Бенедикта XVI принять епископов-раскольников в лоно Церкви вызвало резкую критику со стороны мировых еврейских организаций. Один из четырех прелатов, англичанин Ричард Уильямсон, недавно выступил с заявлением, фактически отрицающим Холокост, - по его мнению, во время Второй мировой войны погибло не более 300 000 евреев, а не 6 миллионов, как признают современные историки.

Агенство Reuters приводит слова раввина Давида Розена, главы отдела по межрелигиозным отношениям Американского еврейского комитета, который в течение многих лет был одним из активных сторонников диалога с Ватиканом: «Покойный Папа Иоанн Павел II назвал антисемитизм грехом против Бога и человека. Отрицать подтвержденный огромным количеством документов факт Шоа (Холокоста) - антисемитизм в его самой вопиющей форме», - заявил Розен. Раввин считает, что принятие Уильямсона в лоно Церкви - насмешка над памятью покойного понтифика.

Федерико Ломбарди счел необходимым заявить, что Святой престол никоим образом не разделяет заявлений Уильямсона относительно Холокоста. Однако он подчеркнул, что «отмена отлучения не имеет к этому никакого отношения».

РИА «Новости»/Патриархия.ru/Богослов.ru

Турецкий премьер Эрдоган и Патриарх Константинопольский Варфоломей приняли участие в собрании секты алевитов

Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган присутствовал на празднестве секты алевитов. Праздник называется «мухаррем-айа» (мухаррем - первый месяц мусульманского календаря).

Сами алевиты (иначе - алавиты или алиане) считают себя мусульманами, в их вероучении есть положения, сближающие их с шиитами и суфиями (в то время как большинство турок - сунниты), но есть и практики, пришедшие из домусульманских верований, поэтому мусульмане часто отказываются признавать их единоверцами.

Алевиты не посещают мечетей, а каждый четверг собираются в так называемых «чема» - молитвенных домах, где молящиеся, совместно мужчины и женщины, слушают музыку, исполняемую на сазе (разновидность лютни), и танцуют, тем самым переживая мистическое единство с Богом. Алевитские женщины убраны в покрывала красного цвета, символизирующие поклонение огню, характерное для древней Анатолии.

Алевиты - самое крупное религиозное меньшинство в Турции: по разным оценкам, их насчитывается от 10 до 14 млн., - это примерно 20% населения. Однако турецкие власти до сих пор предпочитали игнорировать их существование: алевитская община не имеет никакого официального статуса.

Премьер-министр вместе со своей супругой Эмине принял участие в вечернем обряде «ифтар» во дворце Фесхане на берегу Золотого Рога. На ифтаре присутствовали также Патриарх Константинопольский Варфоломей, городские власти Стамбула, депутаты турецкого парламента. Кроме того, турецкие радио и телевидение впервые в истории дали репортажи из молитвенного дома алевитов.

Вопрос о прекращении дискриминации алевитов и о защите их прав и свобод включен в критерии присоединения Турции к ЕС. В ноябре в Анкаре состоялись многотысячные демонстрации алевитов в защиту свободы совести.

Седмица.ru

Болгарские цыгане просят открыть для них отдельные православные храмы

В Варне цыганская община заявила, что ей нужна своя Православная Церковь с отдельным руководством. «Мы будем ходатайствовать об этом перед митрополитом Варненским и Великопреславским Кириллом и перед Вселенским Патриархом», - заявил председатель Федерации объединенных цыганских общин Васил Данев. По его словам, митрополит Кирилл обещал, что в тех районах Варны, где преобладают цыгане, для них построят специальные храмы.

«Мы хотим отделиться от Болгарской Православной Церкви и образовать отдельную ветвь Православной Церкви, потому что многие наши братья не знают болгарского, - им нужны священники-цыгане, которые проповедовали бы им на их языке. Тогда цыгане научатся Десяти заповедям Божиим и станут меньше воровать и лгать», - сказал Данев.

Федерация заявила о своем намерении начать сбор подписей за строительство храмов в цыганских районах приморского города, а затем представить их в Варненскую митрополию. Первый цыганский храм, возможно, будет воздвигнут в селе Константинове - пригороде Варны. Данев подчеркнул, что на строительство храмов не будут просить денег у богатых цыганских кланов, поскольку эти богатства не нажиты честным трудом.

По словам Данева, среди варненских цыган больше христиан, чем мусульман. Всего в городе и его окрестностях живет около 60 тысяч цыган. Как отметил Васил Данев, среди них активно проповедуется ислам, а городские мечети стали своего рода предвыборными клубами.

Патриархия.ru

В Воронеже прошел вечер, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских

27 января в Воронеже в «Доме актера» православное братство во имя свт. Тихона Задонского, входящее в Преображенское содружество малых братств, провело встречу «Усилие памяти» из цикла памяти новомучеников и исповедников нашей страны, посвященную судьбам церковных и нецерковных людей.

 Валерий Львович Чекмарев, гость вечера, рассказал о своем отце - Льве Петровиче Чекмареве, который был арестован на следующий день после рождения сына. Мать Валерия Львовича была арестована, когда В.Л. Чекмареву было 9 месяцев. Она прошла все стадии заключения и не теряла памяти о человеческой жизни. Еще в детстве ее дворянская семья была знакома с известным художником Мясоедовым.

На встрече состоялась премьера - впервые прозвучала мазурка, написанная Львом Чекмаревым.

Память об этом человеке, как и о многих других, ушла бы в небытие, если бы не председатель общества «Мемориал» Вячеслав Ильич Битюцкий, который обнаружил документы в архивах НКВД и передал их сыну Льва Петровича, живущему в Воронеже.

В 90-е годы, когда В.И. Битюцкий начал работать в архивах, были обнаружены место, дата и причины гибели воронежского священника Федора Орловского. Он был расстрелян 7 января 1938 года, в праздник Рождества Христова. Тело о. Федора Орловского, как и тела тысяч других невинно убиенных, было сброшено в расстрельные ямы около с. Дубовка под Воронежем. По всей видимости, поводом для расправы послужила «Молитва о России», текст которой был приложен к делу.

Музыку к ней написал гость вечера, внук Федора Орловского, композитор, заслуженный деятель искусств Н.М. Тростянский. В продемонстрированном фрагменте документального фильма «Воскресшая молитва» она прозвучала в музыкальном исполнении Воронежского академического народного хора.

Особое место занимал подробный рассказ об архимандрите Таврионе Батозском, который не был расстрелян, но провел в тюрьмах, лагерях и ссылках в общей сложности 27 лет. На годы, проведенные в тюрьмах, лагерях и ссылках, отец Таврион смотрел как на время своего исповедничества Христа. Эти трагические годы основательно подорвали его здоровье, но не сломили дух. Несмотря на нечеловеческие условия существования и непосильный труд, каждый день, в любых условиях о. Таврион совершал литургию.

Обретя заново свободу, отец Таврион стал одной из ключевых фигур, послуживших началу возрождения церковной жизни. Опыт его подвижнического служения еще предстоит узнать и воспринять во всей его полноте.

Рассказ сопровождался показом ряда фотографий и видеозаписи, в которой ректор Свято-Филаретовского института профессор-священник Георгий Кочетков рассказал об архимандрите Таврионе и о своем общении с ним.

В исполнении музыкантов братства во имя свт. Тихона Задонского на вечере звучала музыка Вивальди, Моцарта, Брауэра, Иванова-Крамского.

Информационная служба Преображенского содружества

КИФА №2(92) февраль 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!