Облекаясь в одежду нетления Из проповеди сщмч. Сергия Мечева на праздник Богоявления Праздник Богоявления – так же, как и Рождество, Вход Господень в Иерусалим и Пасха, – многие века был связан с крещением нововоцерковленных, с окончанием времени оглашения и вхождением в Церковь ее новых членов. Именно с этим прежде всего и связано освящение воды на Крещение... Сегодня мы предстоим здесь вместе с Иоанном Крестителем, духовно соединяясь с ним в этом великом богослужении. Если каждый из нас, как верит Святая Церковь, облекается в одежду нетления, то и для природы должно быть очищение от того греха, который мы в нее вносим. Именно сегодня праздник не только людей, но и всей природы, ибо и природа да облечется в одежду свою первую. И к горам, и к холмам, и к светилам небесным, и к Ангелам, и к человеков множеству обращается Святая Церковь, призывая всех петь и превозносить Господа. Таким образом, Церковь снова раскрывает нашу связь со всей природой, связь мира видимого и невидимого, связь между человеком и стихиями, между человеком и миром, связь, которой мы, грешные, скверные, не чувствуем, - и оттого-то мы так одиноки, оттого-то мы не понимаем богослужения, которое сегодня совершается. Разве можно говорить о человеке и мертвой материи, когда через эту воду, через материю совершается Таинство Крещения и наше духовное рождение. Обыкновенная вода, получая духовные дары благодати, освящается, и через нее освящаемся мы. Другое великое Таинство - Миропомазание - совершается через Миро. Простое благоуханное вещество по освящении приобретает силу преподавать нам, миропомазанным, дары Святого Духа. Хлеб и вино освящаются, прелагаются в Тело и Кровь Господа, делая нас Телом Христовым, если мы приобщаемся не в суд или во осуждение. Потому так тесна наша связь с видимой природой: все создание Божие живет Своим Творцом - истинной Жизнью, а человек стоит на грани двух миров: мира невидимого, которым он связан своей бессмертной душой, и мира видимого, через тело, которое, как проводник благодати Духа Святого, становится бессмертным, как и душа, если мы живем во Христе. Человек - малый мир - носит в себе соединение двух великих миров. В этот величайший день Церковь верует: Господь снова крещается и обновляет Собою водное естество, вся природа, обновляясь, получает снова свою первую одежду, какую и мы получили в Крещении. Наша величайшая задача в этот праздник - осознать свою связь с обоими мирами: с миром горним и миром дольним; мы должны помнить, что мы не отдельно существуем, что мы связаны с этим миром, как его венец; мир, лежащий во зле, мы должны очищать, а не загрязнять вновь и вновь своим грехом. В этот день мы не одиноки. Вся Церковь, видимая и невидимая, и человеки, и Ангелы славят пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Икона матери Марии Скобцовой КИФА №1(91) январь 2009 года |