В семинарии я решил помогать России Беседы с иеромонахом Михаилом Арранцем О. Михаил умер не внезапно, он угасал постепенно, но очень быстро. За несколько месяцев он прошел путь от самостоятельно (хотя и уже с трудом, с палкой) ходящего и почти постоянно работающего на компьютере (он набирал южно-итальянские греческие литургические рукописи) человека до практически неподвижно лежащего и едва говорящего больного. Он переехал из своей комнаты в доме для старых священников-иезуитов св. Петра Канизия в больничную палату этого дома, туда же были перенесены и его немногочисленные вещи. В последние недели его жизни с ним постоянно была его младшая сестра Кармен, всегда приезжавшая к нему летом на некоторое время из Испании. Разница в его физическом состоянии за одну-две недели была очень заметна. Когда я понял, что он умирает, то решил ходить к нему чаще и записывать услышанное - хотелось спросить самое важное, попросить его духовный завет. Мне казалось духовно невозможным задавать частные или внешне-исторические вопросы, поэтому спрашивал только духовно важное, то, что приходило на сердце. После встречи я сразу записывал сказанное им, и, чтобы лучше запомнить, переводил на итальянский. Посылаю тебе нередактированные записи последних двух встреч. Беседа с о. Михаилом Арранцем 26 июня 2008 г. (День рождения его сестры Кармен) О. Михаил уже не мог беседовать, но мог коротко отвечать. Он сидел в инвалидной коляске, почти не двигаясь. Батюшка, благословите. - Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь. Почему Вы служили единству христиан? - В семинарии я решил помогать России (коммунистический режим, как у нас в Испании). Что мы должны делать для этого единства? - Я видел встречу митр. Никодима и папы Иоанна XXIII. Какой папа Вам был ближе - Иоанн XXIII или Павел VI? - Иоанн. Павел - политик. Иоанн первый открыл себя для церкви. Иоанн - сердце. В чем новизна молитвы первых христиан после Пятидесятницы (по сравнению с другими иудеями того времени)? - Пятидесятница - торжество любви. Все начали молиться. Почему вошло зло в первоначальную церковь, некогда совершенную, как говорил св. Григорий Богослов? - Страсти людей. Церковь предлагает себя, а должна искать Духа Святого. Почему пришел апостол Павел (ведь полнота была)? - <Для> богословия. Как и Иоанн Богослов. Дружба между христианами. - Очень важно. Потому что чистая любовь. Источник - Бог? - Наверное. Почему Вы иезуит? - Потому что только в этом ордене я мог бы служить. 1 июля 2008 г. У о. Михаила в палате сидела сестра Кармен. Поздоровалась со мной по-испански - Буэнос диас! Деликатно удалились. У нее была отдельная комната напротив. Ответил о. Михаил - Буэнос диас. Он уже лежал, не вставая с кровати. Почти не мог говорить, и на несколько вопросов вообще не ответил. Батюшка, благословите. - Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь. Можно задать вопрос? - Можно. Какой из даров Божьих самый важный (для Вас)? - Премудрость. Как научиться любить? - Молиться Богу. Чего бояться больше всего? - Греха. Вы видели святых? - Да. Сестры, которые помогают нам. Батюшка, до встречи, я должен вернуться в Рим в конце августа. - Да, если доживу. Я встал на колени и поблагодарил его от лица всех православных за его любовь и служение. О. Михаилу было очень важно, когда православные у него просили благословение (многие, даже ценящие его ученость и деятельность и уважающие его лично, этого не делали по конфессиональным или церковно-политическим соображениям, и это его расстраивало). В последние недели своей жизни он благословлял со словами «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Умер о. Михаил 16 июля. Рим, 23 октября 2008 г. Редакция благодарит Виктора Котта, выпускника СФИ, проживающего в настоящее время в Риме, за разрешение опубликовать фрагменты его личной переписки с Александром Буровым Фото с сайта http://www.miguel-arranz.net/ -------------------------- АРРАНЦ [испан. Arranz y Lorenzo; Арранц-и-Лоренсо] Михаил (испан. - Мигель) (род. 9.07.1930, Гвадалахара, Испания - ум. 16.07.08, Рим), иеромонах-иезуит, литургист, доктор церковных восточных наук (с 1967), магистр богословия (с 1979). В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию «Как молились Богу древние византийцы» в Ленинградской Духовной Академии. В 1964-1969 гг. был заместителем ректора колледжа Russicum и работал переводчиком с русского языка при папе Римском. Начал преподавать в русском лицее-интернате св. Георгия в Медоне под Парижем (1956); читал курсы: восточной литургики в Папском Урбанинском университете (1967-1972), в Богословском институте свт. Николая в Бари (1970-1975), Институте св. Ансельма в Риме (1979-1983); византийской литургики в Восточном папском институте (с 1969; с 1995 - заслуженный профессор института); сравнительной литургики в Папском Григорианском университете (с 1992). В 1969-1975 гг. читал лекции по литургике в Ленинградской Духовной Академии, в 1975-1979 гг. по назначению Патриарха Московского и всея Руси Пимена профессор Ленинградской Духовной Академии; в 1996-2001 гг. преподавал в светских и церковных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Под руководством М. Арранца было защищено большое число диссертаций, его аспирантами были литургисты К. Георгиу (Греция), Ч. Джираудо (Италия), А.М. Пентковский (Россия), Г. Шургая (Грузия) и другие. Основными темами научных исследований М. Арранца были Студийский устав, чинопоследования служб суточного круга в древнем константинопольском песненном последовании, византийские и древнерусские формуляры таинств и других чинов Евхология. Своим преподаванием в России, а также тем, что многие его работы написаны на русском языке, М. Арранц внес вклад в русскую церковную науку. КИФА №1(91) январь 2009 года |