gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Раздел новостей arrow Новости Миссионерского обозрения №31
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.01.2009 г.

В Минске прошла конференция, посвященная проблемам миссии Церкви

15-16 декабря 2008 г. в Минске прошла международная научно-практическая конференция Института теологии БГУ и кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ «Просвещение, свидетельство и проповедь. Миссия Церкви: история и современность».

«Миссия - это дело Церкви, это задача Церкви», - с такими словами обратился в приветствии к участникам конференции первый проректор Института теологии епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белоножко).

История православной миссии, особенности и проблемы миссии Церкви в современном мире, христианское просвещение, вопросы воцерковления молодежи и христианской педагогики, церковная проповедь - темы, которым была посвящена большая часть выступлений. Живым и интересным был доклад д. филос. н., профессора факультета философии и политологии СПбГУ Т.В. Чумаковой «Вклад православных миссионеров в изучение коренных народов Сибири в XIX веке». По её мнению, дневниковые записи миссионеров, путевые журналы миссионерских экспедиций свидетельствуют о том, что наибольших результатов в миссии достигали те, кто переводил тексты богослужений и Священного Писания на местные языки (часто создавая для этого алфавит и письменность), глубоко исследовали верования и обычаи коренных жителей, их культуру и искусство.

Оживленную дискуссию вызвали доклады преподавателей Свято-Филаретовского института: канд. соц. н. А.Б. Алиевой и Н.А. Адаменко.

А.Б. Алиева обозначила как одну из основных трудностей православной миссии неадекватный подлинной природе христианства и церкви их образ, существующий в сознании современных россиян.

В свою очередь, Н.А. Адаменко в своём докладе поставила проблемы, мешающие проповеди Креста и Воскресения Христова в современной России.

Многие сообщения были посвящены истории церкви в XX веке. Так, епископ Серафим в своем докладе «Православие в Бобруйске в ХХ веке в судьбах его исповедников» на примерах жизни конкретных священников и мирян рассказал о четырёх волнах жестоких гонений на верующих в советское время и о трудностях, связанных с канонизацией новомучеников сегодня. Также прозвучали доклады «Витебские страстотерпцы» о. Владимира Горидовца и «История белорусской семьи в годы великих потрясений» научного сотрудника МГУКИ Н.П. Магер.

Уникальному примеру совместной жизни на общинно-братских основаниях был посвящен доклад преподавателя Свято-Филаретовского института Н.Д. Игнатович о Крестовоздвиженском православном трудовом братстве и его основателе Н.Н. Неплюеве.

На студенческой научной конференции Института теологии БГУ, которая проходила параллельно с преподавательской, основными темами выступлений студентов были различные теоретические и прикладные аспекты миссии, христианского просвещения и культуры.

Все участники конференции из различных вузов Беларуси и России отмечали, что конференция дала возможность встречи и общения, а также доброжелательного и острого обмена мнениями и результатами научной работы по разным вопросам прошлого и настоящего жизни церкви.

Информационная служба СФИ

В Нижнем Новгороде прошел семинар по предкрещальной катехизации

10 января в Нижегородской Духовной семинарии прошел семинар «Предкрещальная катехизация», организованный Отделом по делам молодежи и миссии Нижегородской епархии Русской Православной Церкви. В семинаре принимали участие около 80-ти человек - помощники благочинных по религиозному образованию, катехизаторы, преподаватели воскресных школ, выпускники и студенты катехизаторских курсов при Александро-Невском соборе г. Нижнего Новгорода. Работу семинара возглавил преподаватель Нижегородской Духовной семинарии священник Максим Антоненко - автор «Программы предкрещальной катехизации для храмов г. Нижнего Новгорода», с презентации которой началась работа семинара. На первом заседании - «Богословские и церковно-исторические аспекты предкрещальной катехизации» - о. Максим изложил собравшимся библейскую и святоотеческую парадигму катехизического служения, а также представил базовую литературу по богословию и истории катехизации. Второе заседание семинара - «Возможная модель катехизации в современных условиях» - было посвящено обсуждению актуальных церковно-практических проблем катехизического служения в современной Русской Церкви и обмену опытом проведения катехизации на приходах. Заключительное заседание семинара было посвящено проблемам катехизации родителей и восприемников при крещении младенцев. По общему мнению участников семинара, сегодня предкрещальная катехизация по-прежнему воспринимается большинством духовенства и церковнослужителей как исключение из правила и неудобное нововведение. Катехизаторы зачастую сталкиваются с непониманием как со стороны настоятелей приходов, так и самих крещающихся. До тех пор, пока сохраняется альтернатива - креститься после огласительных бесед или же выбрать другой храм, в котором крещение совершается без предварительной катехизации, - трудно рассчитывать на подлинное возрождение церковной жизни. Вместе с тем, проведение семинара позволило обнаружить отсутствие необходимых знаний о живой катехизической традиции Православия у самих катехизаторов, многие из которых ничего не знают о классической трехэтапной модели катехизации, а при проведении огласительных бесед все еще опираются на «Закон Божий» и катехизис свт. Филарета Московского. По словам о. Максима Антоненко, «сегодня возрождение катехизации невозможно в отрыве от возрождения общинной жизни, повышения уровня грамотности духовенства и привлечения мирян к церковному учительству, поскольку современное состояние приходских структур в принципе исключает серьезное отношение как к катехизации, так и к таинству крещения. Не надо уповать на указы и распоряжения "сверху" - они ничего не изменят вокруг нас, если не изменимся мы сами, наше отношение к Церкви, за которую каждый из нас даст ответ перед Богом».

«Что такое воцерковление в современной России»

17 декабря на кафедре философии МГИМО состоялась дискуссионная встреча «Протопр. Александр Шмеман и возрождение России», приуроченная к 25-летию со дня кончины о. Александра. Для обсуждения был предложен вопрос о том, что такое воцерковление в современной России. Кроме студентов и преподавателей МГИМО в дискуссии приняли участие церковные деятели - священнослужители и миряне, студенты других ВУЗов, светских и духовных, в т.ч. студенты Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Многие докладчики делились воспоминаниями о том, что значила для каждого из них встреча с о. Александром через его книги и через изданные несколько лет назад его «Дневники». Особенно ярким это впечатление было для тех, кто впервые познакомился с его произведениями еще в советское время. По словам доктора исторических наук, профессора, генерального директора Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО А.Б. Зубова, вошедшего в церковь, по его словам, «после оглашения в конце 80-х годов», в обстановке повсеместной лжи и вынужденного лицемерия, когда все поневоле думали одно, говорили другое, а делали третье, книги о. Александра поражали своей правдивостью, духовной и интеллектуальной глубиной. В этом проф. Зубов видит особенность всего русского богословия за рубежом. Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре, также сказал о том, что о. Александр Шмеман восхищал его своей способностью доводить любую мысль до конца. Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Никольского храма в с. Макарово отметил, что впечатление удивительной честности о. Александра подтвердилось и после издания его «Дневников», где он также откровенно пишет и о печальных и противоречивых сторонах своей жизни. Сергей Чапнин, главный редактор газеты «Церковный Вестник», говорил также об опыте радостной детской веры, который живо присутствует в произведениях Шмемана. Архимандрит Закхей (Вуд), настоятель храма Св. Екатерины, подворья Православной церкви Америки в Москве, учившийся в Свято-Владимирской семинарии уже после кончины о. Александра, но общавшийся с теми, кто знал его лично, рассказал о том, что о. Александру Шмеману «нравилось, когда его считали радикалом. Он любил провоцировать споры и даже какие-то острые реакции, потому что верил, что в таких дискуссиях может быть найдена истина».

Доцент кафедры философии МГИМО В.В. Печатников, недавно окончивший Свято-Владимрскую семинарию, сообщил о том, как наследие о. Александра Шмемана воспринимается в современной Америке, с какими проблемами сталкиваются те, кто пытается продолжать его дело. Несмотря на продолжающийся рост православной церкви в Соединенных Штатах, дерзновенный план о. Александра по приведению Америки к православию не был исполнен, что привело его последователей к некоторому разочарованию. Более того, даже в среде тех, кто сознательно приходит к Православию (а таких в Православной церкви Америки большинство), существует проблема раздвоенности: еженедельное посещение богослужений не спасает людей от тяжелейших грехов. Причина такой неудачи состоит в отсутствии общин, которые могли бы поддержать духовное возрождение, а также в отсутствии пастырской педагогики.

Тема подмен в воцерковлении современных христиан прозвучала в двух докладах студентов МГИМО и в выступлении игум. Петра (Мещеринова). Обсуждая заявленную тему, участники затронули широкий круг вопросов, связанных с пастырством и младостарчеством, проблемами богослужения и ритуализма, «религиозности», а также ряд других вопросов, которых так или иначе касался в своих трудах и дневниках о. Александр.

Информационная служба СФИ

Катехизаторское училище открылось в Екатеринбургской епархии

28 ноября 2008 г. состоялось торжественное открытие православного училища для катехизаторов Екатеринбургской епархии им. свт. Кирилла Иерусалимского. Основной целью деятельности училища является ознакомление слушателей с церковным и научным взглядом на духовно-нравственную сторону жизни человека, а также с опытом миссионерской и социальной работы, по сути - подготовка профессиональных катехизаторов, способных проводить оглашение на конкретном приходе, сообщает портал «Парус».

Вышло в свет исследование об истории Псковской Православной Миссии в годы Великой Отечественной войны

Общество любителей церковной истории и Издательство Крутицкого Патриаршего подворья при Синодальном отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви выпустили в свет книгу современного историка, выпускника СФИ К.П. Обозного «История Псковской Православной Миссии. 1941-1944 гг.». Книга вышла в рамках осуществляемой Обществом совместно с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата программы поддержки молодых ученых в серии «Материалы по истории Церкви» (книга 40).

В исследовании К.П. Обозного подробно рассмотрены все стороны деятельности Псковской Миссии, созданной на Северо-Западе России в период немецкой оккупации в 1941 году, а именно ее состав, структура и каноническое положение, ее богослужебная, катехизаторская, хозяйственная деятельность, ее дела милосердия и благотворительности. Особое внимание автор уделяет работе Миссии с детьми и молодежью, созданию богословских курсов в Вильно, возрождению церковно-приходской жизни. Помимо этого автор подробно рассматривает отношение немецких оккупационных властей к работе Миссии, а также отношение к деятельности миссии со стороны советских партизан и местных жителей.

Отдельная глава монографии посвящена «внутренним и внешним проблемам» в деятельности Миссии, а именно вопросу о церковной дисциплине и принципах церковного устройства Миссии и самого Прибалтийского Экзархата, которые в целом совпадали с порядком церковного управления в Московской Патриархии того времени. При этом автор особо отмечает жесткую централизацию в управлении Миссии и даже указывает на некоторое ограничение начал соборности, вызванное как особенностями военного времени, так и личными воззрениями руководителя Экзархата - митрополита Сергия (Воскресенского). Последняя глава исследования посвящена эвакуации Миссии в Прибалтику, деятельности т. н. «внутренней миссии» в Латвии и Литве, а также судьбам православных пастырей-миссионеров после оставления немцами Северо-запада России и Прибалтики.

Большой интерес представляет документальное приложение к книге. Оно содержит множество важных документов Миссии, а также интересные материалы подконтрольной немцам периодической печати того времени, материалы из архивов бывшего КГБ. В приложении мы находим, например, информацию о работе совещания архиереев Прибалтийского Экзархата, состоявшегося в сентябре 1942 года, участники которого высказали свое суждение по поводу т. н. патриотических заявлений Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) военного времени. Здесь же помещен ответ митрополита Сергия (Воскресенского) на заявление митрополита Сергия (Страгородского) по поводу положения Церкви на оккупированных территориях, документы Рижского архиерейского совещания 1944 года и др. материалы.

Достоинством книги является использование автором многих ранее неизвестных исследователям исторических источников, в частности, материалов архивов бывшего Комитета государственной безопасности Латвийской ССР, архива Управления ФСБ по Псковской области, а также архивов Пскова, Санкт-Петербурга и Латвии. Среди источников - скрупулезно собранные воспоминания участников Псковской Миссии, с некоторыми из которых автору посчастливилось общаться лично.

В приложении к книге помещены редкие фотографии, большинство из которых было обнаружено автором в частных или государственных архивах и ранее не публиковалось.

Псковская православная Миссия, закончившая свою деятельность более 60 лет тому назад, оставила о себе благодарную память. Благодаря исследованию К.П. Обозного из прошлого воскресают образы подвижников-миссионеров, ранее объявлявшихся в нашей стране изменниками Родины и даже врагами Церкви, пошедшими в «услужение» нацистам. На самом деле именно эти церковные труженики, не жалевшие сил для духовного возрождения России, были настоящими патриотами своего Отечества и подлинными подвижниками Церкви. Отрадно, что наступили, наконец, времена, о которых мечтал член Псковской Миссии священник Алексий Ионов, который писал: «Не сомневаюсь, что деятельность Православной Миссии в свое время будет отмечена и на страницах будущей истории Русской Церкви».

Синодальный отдел по делам молодежи/Патриархия.ru

Митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Серафим совершил массовое крещение зулусов

Массовое крещение южноафриканцев из племен Зулу, Цване и Суту совершено через день после праздника свт. Николая Чудотворца в Тембиси, пригороде столицы ЮАР Йоханнесбурга, - сообщила информационная служба Сербской православной церкви.

Крещение 42 южноафриканцев прошло в школе св. Атанасия, где сербские монахи уже несколько лет преподают Закон Божий. Таинство совершил митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Серафим в сослужении священства и дьяконов Йоханнесбургской митрополии. Как указывается в сообщении пресс-службы Сербской церкви, африканцы в течение года готовились к принятию православной веры и учились основам Православия у отца Стивена, дьякона Александрийской Патриархии, и отца Пантелеимона, старейшины сербского храма в Йоханнесбурге.

В школе в Тембиси проповедует и служит и отец Йоханес - православный священник из племени зулусов, рукоположенный митрополитом Серафимом. Кумовьями на крещении стали местные сербы и греки, дьяконы, а также хозяйка школы Святого Атанасия Берта Моцване.

Седмица.ру

К 2016 г. Библия будет выпущена в аудиоверсии на двух тысячах языков народов мира

К 2016 году появятся на свет тексты Священного Писания, которые можно будет прослушать в аудиоверсии на двух тысячах языков. Об этом сообщил германский Сайт католических новостей.

В настоящее время тексты Библии можно прослушать на 333 языках.

Переводом и изданием библейских текстов в версии «аудио» занимается американское миссионерское общество «Faith Comes by Hearing» (FCBH, «Вера приходит через слышание»).

Название и цель миссионерского общества «FCBH» восходят к стихам из Послания к римлянам святого апостола Павла: «...Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10, 17). Продукция этого общества, выпускаемая в виде дисков СD, рассчитана прежде всего на людей, не владеющих грамотой или чтением на своем родном языке.

Седмица.ру

КИФА №1(91) январь 2009 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!