ЕСТЬ ЛИ ДЕТЯМ МЕСТО В ЦЕРКВИ?
Размышления об обновлении детской и молодежной работыНаше Движение доросло до решения вопроса о положении детей и молодёжи в братствах, упёрлось в него. Неслучайно по времени это совпало с разговором о главной внутренней задаче Движения. Перед нами снова встал вопрос о внутреннем единстве и качественном росте всего Содружества. Если проблема разрешится, то всё Содружество окажется на следующей ступени своего воцерковления. Это легко согласуется со стремлением к восстановлению полноты церковной жизни. Это новый шаг к собиранию своей жизни со Христом и во Христе, это предание новой (в значительной степени мирской, родовой) части жизни в руки Божьи, это следующий шаг к освящению себя. И эту проблему я бы назвал так: поиск и нахождение места детям и молодёжи внутри наших сердец, наших общин и братств. Решение этой проблемы не означает решения всех остальных детско-молодёжных проблем нашей жизни, не гарантирует автоматического воцерковления детей и молодёжи, но даёт им возможность войти в наш путь. Без решения этого вопроса никакие реформы детско-молодёжной работы нам не помогут. Суть того, что нам хочется получить в характере взаимоотношений между взрослыми и детьми, - как я понял, - удачно выразила Елена Цезаревна Чуковская: "Одержимость трудом взрослых - заражает и детей, подает им жизненный пример не в виде нотаций, а в виде личного примера поведения. Ребенок - это не избалованный центр жизни родителей, а помощник, с которого много спрашивается". Такие отношения возможны не только внутри семей по плоти, но и внутри духовных семей. То, что мы не могли решить эту проблему раньше, мне кажется, - совершенно нормально. У нас были другие проблемы, другие задачи, дефицит духовных сил. Острота сегодняшней проблемы говорит не о слабости, а о силе Движения. Движение набрало силу и поэтому стремится охватывать, освящать и преображать новые области жизни. Ни в коем случае нельзя винить тех, кто занимался детьми все предыдущие годы. Руководители этих групп искренно делали всё, что могли, взяв на себя ответственность за детей перед родителями, своей совестью, Богом, Содружеством. Но перед Движением (за редчайшим исключением) такой ответственности почти никто не брал, так как Движение и детско-молодёжные программы были на почтительном расстоянии друг от друга. Теперь иначе. Если раньше духовные и социальные подходы могли смешиваться, то теперь это невозможно. Если раньше руководители шли от потребностей детей и их родителей (реже - общин и братств), то теперь нужно идти от харизмы Движения, которую нужно в себя вмещать, но вмещать сердечно, целожизненно, а не идейно, не идеологически. А это значит, что вслед за переменой подходов неизбежно последует и смена руководителей (может быть не стопроцентная, дай-то Бог!). Ведь невозможно обязать людей, которые не вмещают харизмы Движения, чтобы они были проводниками Движения в жизнь детей и молодёжи. Конечно, перемена подхода станет судом для многих детских и юношеских групп: им нужно будет умереть и воскреснуть. Всё что было приобщено ко Христу, то воскреснет, а что нет, - то нет. Весь положительный опыт, который был накоплен в этих группах, безусловно, будет впоследствии востребован, но только после того как произойдёт хирургическая операция и плодоносная ветвь привьётся к неплодоносному дереву. Прежние руководители, если им хватит смирения, тоже будет востребованы в качестве помощников. Сейчас, мне кажется, нужно искать в малых братствах людей, причастных харизме Движения, чтобы им можно было передать заботу о детях. Парадигма, пример решения этой проблемы обозначен в 6-й главе Деяний апостолов. "В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у еллинистов (у родителей) на евреев (служащих членов братств) за то, что вдовы (дети) их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании. Тогда Двенадцать, созвав собрание всех учеников (всех ответственных членов малых братств), сказали: не приличествует нам, оставив слово Божие (и служение обновлению церкви), обслуживать столы (заботиться о детях). Отберите же, братья, из своей среды семь мужей (духовно-зрелых людей), имеющих доброе свидетельство, полных Духа и мудрости. Им поручим эту службу. Мы же будем постоянно пребывать в молитве и служении слова. И угодно было предложение всему собранию (важно добиться соборного, общебратского решения этого вопроса). И они избрали <...>. Их поставили перед апостолами. И те, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и сильно умножалось число учеников в Иерусалиме, и очень много священников подчинялось вере". Если получится решить нашу проблему таким, то есть духовным, церковным образом, то это обогатит жизнь не только нашего Содружества, но и всей церкви. Это неизбежно внесёт свой вклад в восстановление полноты церковной жизни. Конечно, забота о детях - это частный случай восстановления подлинно-диаконического служения в Содружестве (а заодно и во всей Русской церкви, ведь обычно считается, что для диаконического служения достаточно быть социально-озабоченным, про полноту Духа и мудрости никто не вспоминает). Так нужно было бы нам поступать и в отношении заботы о пожилых, больных и т.д. Но нам сейчас всего не охватить. Ещё решение детско-молодёжной проблемы поможет нам понять ситуацию в братствах. Мы увидим - помнят ли члены наших братств о необходимости различать духи, есть ли опыт различения духовного и социального подходов к разрешению проблем? Если мы об этом помним плохо, то у нас будет возможность об этом поговорить и сделать соответствующие шаги. Программа действий мне видится такой. Во-первых, нужно поставить эту проблему перед всем Содружеством, и показать, что она касается не только тех членов братств, у которых есть маленькие дети. Её решение коснётся всех и каждого. Из-за неё может измениться ландшафт братской жизни ("горы могут превратиться в долины, долины - в горы"). Кто преодолеет эту проблему изнутри, тот окажется впереди, кто посчитает, что ему здесь нечего делать, тот отстанет ещё больше. Во-вторых, нужно осознать и показать как положение детей и молодёжи внутри наших братств будет сочетаться с харизмой всего Движения. В-третьих, нужно увидеть и выделить тех людей, которые готовы нести ответственность за детей и молодёжь перед Богом и Движением и готовы помогать в этом родителям и другим членам братств. Ставить все эти вопросы можно уже сейчас, а обсуждать их на общей встрече на Преображение. Решение этой проблемы может упереться в другие проблемы. Например, в трудовую деятельность братств. Если мы хотим, чтобы дети были нашими помощниками, то нужно ответить на вопрос - в чём именно? На каком участке служения обновлению церкви нам уже требуется их помощь? Если мы хотим, чтобы у детей было место внутри братств, то нужно ответить на вопрос: какое место каждый из нас занимает в братской жизни? Многим взрослым трудно быть вместе с детьми и молодёжью, а дети легко находят общий язык между собой. Наверное, можно вспомнить, что все мы дети Отца Небесного. И поэтому нужно двигаться вперёд, к Отцу во Христе через Дар Святого Духа. Такое направление нашей жизни должно нас привести к собственному обновлению ("как у орла обновится юность твоя"). В противном случае даже молодые люди, попадая в орбиту наших братств, будут стареть и стилизоваться. Я верю, что сама харизма церковного обновления будет способствовать обретению нами евангельской детскости и юности (без инфантильности и ювенальности). Я верю, что изнутри Движения забьют источники нашего обновления, которые привлекут к нам детей и молодёжь. А для начала можно подумать над словами Господа: "воистину говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, то не войдёте в Царство Небесное". Свящ. Иоанн ПРИВАЛОВ КИФА №6(33) июнь 2005 года |