gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.06.2005 г.

КОРАН И СУННА О ХРИСТЕ

 

Об основаниях христианско-мусульманского диалога

 

ImageТема христиано-мусульманского диалога относится к вопросам взаимодействия двух обществ. В последнее время эта проблема часто преподносится как проблема взаимоотношений христианского и исламского мира, но это не совсем так.  И Европа и Америка уже давно не являются христианскими, да и арабские страны назвать вполне исламскими невозможно. Конфликты, столкновения, террористические акты последнего времени, которые преподносятся как межрелигиозные, по сути таковыми не являются; это либо столкновение политических интересов, либо личных амбиций и страстей тех или иных лидеров. Вера же чаще всего является только ширмой для того, чтобы проводить в жизнь политические интересы представителя той или другой стороны. Как со стороны представителей Востока абсолютно бесчеловечные поступки выставляются как акты войны за веру (джихад), так и со стороны так называемого христианского мира вооружённое нападение на целую страну преподносилось как "крестовый поход".  Мы видим из опыта, что такой подход  не решает проблему, а только её усугубляет, приносит страдания и ожесточение. Поэтому, пользуясь тем, что и та и другая сторона апеллируют к вероучительным ценностям, мы можем, опираясь на них, строить сначала диалог, а  потом общение.

На одной из конференций С.С. Аверинцев в переписке со своей знакомой из протестантов в ответ на её претензии к православию, касающиеся почитания икон, священства и других таинств скрупулёзно перечислил возможные контраргументы, касающиеся этих предметов, а в конце добавил: "Как Вы думаете, сколько раз в истории повторяется подобный диалог?" Мне не хотелось бы повторять ответы на претензии мусульман к христианам, тем более, что здесь, как и в диалоге православных с протестантами, уже имеется достаточно хорошо проработанный материал.

Я не буду говорить также и о том, что ислам, как и иудаизм и христианство, является монотеистической религией авраамова древа. Я попытаюсь показать то, что  Коран и сунна (предание) говорит о Христе, Евангелии, Марии, о Судном дне и конце времён; знание этих аспектов позволило бы иметь хорошее основание для диалога и общения. Хотя и здесь я не буду первооткрывателем. Предложенные мною темы в отдельности имеются в статьях А.В. Журавского (см. журнал "Мир Библии"). Я лишь позволю себе представить их вместе и сделать некоторые обобщающие выводы.

Христос и Евангелие в Коране и сунне

Коран прямо говорит о чудесном зачатии младенца Иисуса после благовестия Джибрила (Гавриила). Сам Иисус считается не только пророком (наби) но и посланником (расул), что означает то, что Он не только возвещал правду Божью, но и принёс книгу (Инджил), которая, согласно Корану, была искажена людьми, и поэтому не является непосредственным Словом Божиим, каковым у мусульман считается Коран. Евангелие не считается чем-то принципиально новым, оно есть "свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ... наставление для богобоязненных".  Иисус прямо называется Мессией (аль Масих). Однако ислам в это слово не вкладывает того наполнения, какое в него вкладывают иудеи и христиане. Само это слово, скорее всего, было заимствовано из иудейского и христианского преданий без его богословского осмысления. И это понятно, т.к. ислам  прямо не признаёт наличия онтологической повреждённости человеческого естества вследствие грехопадения (первородного греха), а соответственно и необходимости искупления и Искупителя. Понятие онтологической греховности и необходимости покаяния (тауба) как исправления человеческой природы актуализировано в исламском мистицизме (тасаввуф (суфизм)).

Если говорить о мессианстве, то для мусульман Мессией, но более в иудейском понимании (как земным человеком, а не Богочеловеком) скорее будет Махди, о котором будет сказано позже.

 Коранический Иисус - второй Адам. Он, так же как и праотец человечества, сотворён непосредственным действием Божиим. Он, согласно преданию, является величайшим из праведников, которого Господь наделил силой воскрешать умерших и исцелять тяжелобольных. Выше него почитается только Мухаммад, как тот, через которого ниспослано самое последнее и наиболее полное откровение. Во время мистического полёта, когда Мухаммад, согласно преданию, таинственным образом был перенесён на небо, он общался с Авраамом, Моисеем и Иисусом; И именно Иисус, согласно хадису,  смог ответить Мухаммаду на его вопрос о последних временах. Иисус именуется словом Божьим, а также Его духом.

О Святом Духе

Коран много раз упоминает о Духе Святом, но коранический Святой Дух - не ипостась Св.Троицы. Складывается ощущение, что Мухаммад не осмысляет того, что это сочетание слов обозначает. Ниже мы увидим, что когда в Коране говорится о Св. Троице, вместо Духа Святого там упоминается Мариам. Мухаммад или просто ретранслировал христианское предание, или без богословского анализа передавал то, что так или иначе услышал; Святым Духом именуется Джибрил, когда он послан на благовестие, Святым Духом Всевышний укрепляет Иисуса и Мариам, когда младенец заговорил в колыбели во свидетельство родственникам, утверждавшим, что Мариам - блудница. В других местах также говорится о том, что Господь укреплял Иисуса Духом Святым.

Мария в Коране

Мария (Марьям) особо почитаема среди всех женщин, упоминаемых в Коране. Только её имя звучит в Коране, остальные женщины в Коране безымянны. Даже имя Евы в Коране не звучит,  её имя - Хавва - появляется лишь позднее в предании. В Коране она лишь жена Адама. Коран говорит о  рождении Мариам по данному её матерью обету; она, как и в Евангелии, особым образом посвящена Богу. Как мы уже говорили, в Коране упоминается и о Благовещении, и о чудесном зачатии её сына, и о том, что весть об этом событии изрекается  словесно. Марьям именуется избранной, очищенной, возвышенной Богом над всеми женщинами миров. Иисус в Коране именуется Сын Марии. В 5-й суре Корана, когда христианство осуждается как многобожие, о Марии говорится как о третьем лице  Св. Троицы.

Конец времён и Судный день в Коране и хадисах

О последних временах Коран говорит во-первых, что это время Посещения (Божьего), так как Господь - господин судного дня. Коран говорит и о воскресении из мёртвых во плоти. Например: "И говорит человек: "Разве, когда я умру, я буду изведен живым?  Разве не вспомнит человек, что Мы сотворили его раньше, а был он ничем?" Особенное же значение в конце времён придаётся именно Иисусу. Он - знамение Часа. Или, согласно хадису Муслима:

"Посланник Божий сказал: "Что будет с вами, когда Сын Марии явится к вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда Сын Марии явится и поведет вас?"  Хасан ал-Басри ссылался на хадис, согласно которому Мухаммад сказал иудеям: "Иисус не умер и он вернется к вам в день воскресения".  Ислам фактически утверждает второе пришествие Иисуса, хотя и не во славе.

Как мы уже говорили выше, именно Иисус ответил на вопрошание Мухаммада о Часе во время его мистического путешествия на небеса. Согласно Корану Иисус не умер на кресте, вместо него был распят другой человек. В конце же времён именно Иисус должен будет объединить всех верующих в единую общину.

Согласно толкованию аята 4;159, Иисус в конце времён выступит свидетелем против иудеев, что те не приняли его, а также против христиан, что они обожествили его. И свидетелем против тех и других, что не приняли Мухаммада.

 Согласно преданию, между могилами Абу Бакра и Умара есть место, где будет похоронен Иса, сын Марьям, после того, как он выполнит свою миссию после второго пришествия, согласно хадису Хинди:

"О посланник Божий, сказала 'А'иша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной рядом с тобой". Он ответил: "Как я могу распорядиться местом, где будет только моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара, и будет могила Иисуса, сына Марии".

Иисус придёт во втором пришествии, победит ад-Даджжала и установит на земле мир и справедливость на 40 лет. Согласно хадису  Ибн Маджи: "...И напомнив о приходе ложного мессии, он [Иисус] добавил: "Я сойду с небес  и я его убью. Люди будут возвращаться к себе, когда народы Гога и Магога  ринутся со всех сторон и устремятся им навстречу, жадно поглощая воду и все опустошая на своем пути. Люди возопят к Богу - и я призову Его. Бог уничтожит этих чудовищ и земля наполнится смрадом от их гниения. И люди вновь возопят к Богу - и я призову Его. Бог ниспошлет дожди с небес, которые унесут их трупы и смоют их в море. Потом горы будут опрокинуты и земля станет гладкой, как небесный свод. Мне открыли, что когда все это случится, Час для людей неотвратимо приблизится, подобно женщине на сносях, родители которой не знают, когда она разрешится".

Махди

Образ Махди неразрывно связан с шиизмом: образами Али, Скрытого имама, ХII имама, который до Времени скрыт, но будет явлен в Судный день, чтобы восстановить правду. Если суннизм отрицает идею мученичества праведника (ведь именно это является решающим аргументом против того, что Иисус (праведник) был позорно распят - Господь не может допустить позорной смерти праведника), то шииты первоначально связывали образ Махди с потомками Али, а следовательно и Мухаммада. Сунниты же, согласно хадису: "Нет Махди, кроме Иисуса, сына Марии," по преимуществу придерживаются того, что Махди - это именно Иисус. Согласно Ша'рани: "Когда Иисус придет в конце времен, он подтвердит закон Мухаммада и восстановит его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по закону иному, нежели его. Он - последний закон и его пророк - печать пророков. Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей Знание. Когда Иисус сойдет, он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего сошествия - все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более пригодного, чем он". Т.е. Иисусу отводится место того, кто придя в то время, когда оскудеет вера, восстановит её.

Я  намеренно заострил внимание на тех позициях ислама, которые показывают его общность и в некотором смысле единство с нашей верой. Но ведь есть и другая сторона. Это, как мы отчасти и говорили, и наименование христиан многобожниками, и отрицание факта воскресения Христа (а ведь это центр нашей веры), и та вражда и неприязнь, которая если прямо и не предписана законом, то зачастую распространяется устно.

Но, как мы видим, когда речь идёт о конце времён, эсхатоне, на одно из первых мест (в качестве того, кто восстановит справедливость на земле, и объединит всех верующих воедино) ставится именно Христос. Напомню, что, согласно Корану, только Господь знает, кто является истинно верным Ему (ханиф), вне зависимости от его вероисповедания. (Так Авраам был подлинным ханифом  т.к. был верен Богу.) Поэтому мы видим, что многие мусульмане, ожидая Христа в качестве Мессии или Махди, вольно или невольно говорят о том событии, которое мы, христиане ожидаем как второе пришествие. И даже если к этому времени христиане и мусульмане не сумеют прийти к согласию, хотя бы по тем  вопросам, которые касаются разночтения в текстах Писаний - Корана, ветхозаветных и новозаветных откровений (а это, судя по всему маловероятно - слишком много установлено таких внешних и внутренних барьеров, преодоление которых без особой милости свыше не представляется возможным), они имеют возможность в конце времён обрести единство через личность Христа, вне зависимости от того, в качестве кого они Его воспримут - Сына Божия или того, кто "идёт правильным путём", или одного из пророков Божиих.

Частных  свидетельств диалога и общения история христиан и мусульман имеет множество. Это и общение мусульман с сирийским и египетским монашеством, это и Испания во времена раннего средневековья, и Османская империя, где между представителями ислама и христианами вольно или невольно происходило общение. Каковое, кстати, наиболее плодотворно было среди тех направлений или ветвей этих двух религий, где имелся поиск непосредственного богообщения, живого свидетельства веры, боговидения и боговедения. Для ислама это в первую очередь мистицизм (тасаввуф, суфизм), который дал исламу богатые молитвенные и мистические практики и благодаря которому в исламе появился культ и почитание святости  (вилайя), развивались философия, музыка, живопись и поэзия. Для такого общения  личные качества, набор правил, или устав того или иного движения (будь то в исламе или христианстве) играют и играли решающую роль, позволяли взаимопроникновение. И это очень важное направление, в котором можно и необходимо действовать. Однако не менее важно общение на всех уровнях, начиная от простого интереса к тому, кто верит не так, как ты, и кончая готовностью пойти на жертву за тех, которым так же как и нам в той или иной мере открыты тайны божественного устроения этого мира и жизнь будущего века.

Давид-Амир САДУР

КИФА №6(33) июнь 2005 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!