gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.11.2008 г.

«...Живые камни, устрояйте из себя дом духовный»

Главы из доклада протоиерея Виктора Потапова на конференции «Православие в XXI веке» в г. Ири (штат Пенсильвания, США) 17-20 июня 2008 г.

Прот. Виктор ПотаповДревнее латинское изречение гласит: «одиночный христианин - не христианин». Нельзя быть христианином в отрыве от других верующих во Христа и вошедших в Его Церковь. По слову русского богослова Сергея Иосифовича Фуделя, «Церковь - это прекращение одиночества».

Христианство есть всегда общность, то есть Церковь. По-гречески слово Церковь - Экклесия, означает «собрание», «созывание». Это слово употреблено Самим Спасителем, основателем Церкви и вслед за Ним Его апостолами. В этом смысле существует несомненная преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Христиане со дня Святой Пятидесятницы ощущали себя как «новый Израиль», как народ, призванный и освященный Богом во Христе.

Новый Завет не знает этнических границ, его призыв обращен ко всем людям вне зависимости от их происхождения, языка и прежних верований и традиций. Они входят в Христову Церковь, и именно принадлежность к Церкви, а не просто принятие новозаветного учения, составляет основу их единства со Христом и друг с другом.

В основе нашей веры лежит призыв любви к Богу и к человеку. Откровение о возможности такой любви и призыв к ней суть безусловный лейтмотив всего евангельского благовестия. Искренняя любовь к Богу и готовность жить по Его заповедям есть трудный подвиг, на который эгоистические натуры не способны. Любовь к Богу, ощущение себя гражданином Царства Божьего исключает помысел о личном спасении только - христианин стремится не только к обновлению и спасению своей собственной души, но и своих ближних, и всего творения.

Как пишет С.И. Фудель, «...Церковь начинается там, где, по слову Христову, "двое или трое собраны во имя Его". Не там, где "один", потому что любовь начинается только там, где "двое или трое". "Двое или трое" - это первичная клетка любви, а Церковь начинается там, где преодолевается самость, обособленность, где начинается любовь».

Первичная структура Вселенской Церкви

Церковь Христова, обнимающая и небо, и землю, и прошедшее, и настоящее, и будущее, имеет на земле свое подобие - церковный приход. Можно сказать, что приход - это первичная структура Вселенской Церкви.

В послании к жителям малоазийского города Ефеса ап. Павел пишет о Спасителе: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно...», то есть соединивший то, что было разделено, разорвано надвое грехом. Соединение со Христом в Таинствах Церкви возвращает человеку первозданную цельность, делает его, по словам того же послания ап. к Ефесянам, «своим Богу».

Мы - «свои Богу», когда мы в Церкви, потому что Церковь Христова доныне совершает дело Божие в мире. Таким образом, Церковь, Тело Христово, тот живой организм, который один на земле сопротивляется нарастанию хаоса, зла, разделенности. Мы с вами - члены Тела Христова, его органы. Когда части целого организма работают слаженно, когда все органы тела помогают друг другу, тело живет. Если один орган вступает в противоречие с другими, обособляется, забывает о том, что его назначение - служить другим, тогда тело перестает быть телом и становится трупом.

Воцерковление

Большинство людей, приезжающих к нам из России или приходящих к Святому Православию из других вероисповеданий, не «рождаются» в Церкви, а приходят в нее уже в сознательном возрасте. Человек входит в новую, совершенно незнакомую для него еще церковную жизнь, жизнь чужую, которая, однако, обязательно должна стать своей. Воцерковление, врастание человека в организм Церкви, его вхождение в ее жизнь должно быть настолько глубоким, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью.

Воцерковление может проходить иногда быстро, иногда медленно, иногда легко, иногда с большими затруднениями. К сожалению, неминуемы на его пути и ошибки, и разочарования, и скорби. Избежать всего этого вполне нельзя. Но помочь человеку, пришедшему в Церковь, пока он твердо станет на ноги,- это входит в одну из главнейших и насущных задач каждого прихода и каждого его члена.

Реальность нашей церковной жизни такова, что большей частью мы можем предложить вступившим в Церковь всего две вещи: участие в богослужении и индивидуальную аскетическую жизнь, сводящуюся по большей части к правилам, запретам и долженствованиям. Очевидно, что церковная жизнь не ограничивается этими двумя пунктами. Церковность предполагает активную жизнь, охватывающую все сферы человеческого бытия. Эта жизнь устрояется по Евангельским началам и проникается благодатью Св. Духа - тогда только она удовлетворяет религиозному устроению человека, особенно в юном возрасте. Молодёжи более, чем кому-либо другому, нужно церковное дело, церковное общение.

Отрадно наблюдать, как в приходе складываются между людьми добрые, искренние отношения. И столь же горько наблюдать, как со временем они нередко разрушаются, а то и просто перерастают в какое-то взаимное отчуждение, непонимание и даже неприязнь.

Наш долг - быть выше каких бы то ни было несходств и разногласий в мелочах, мы призваны покрывать немощи тех, кто рядом с нами, покрывать их любовью, и, по слову ап. Павла, - «носить тяготы друг друга и таким образом исполнять закон Христов».

Катехизация

Катехизация - изустное наставление в христианской вере обращающихся к Церкви и принадлежащих к ней - обязательно должна проводиться в рамках приходской жизни. Она должна осуществляться в проповедях с амвона, в приходской школе, в открытых и частных беседах, на специальных курсах.

Современное богослужение мало доступно воцерковляющемуся человеку, труднопонимаемый язык и закрытость Евхаристических молитв затрудняют его осознанное участие в богослужении. В самой богослужебной жизни прихода нередко отсутствует акцент именно на Евхаристии. Это приводит к тому, что евхаристическое сознание наших прихожан не формируется, их живое участие в литургической жизни, понимание глубины и красоты нашего богослужения подменяется вычитыванием всевозможных правил; тем самым духовная жизнь постепенно атрофируется или вырождается в законничество и фарисейство.

Главная задача катехизации - воспитание любви к Богу и людям, благоговения перед Церковью и её Таинствами. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога. Плодами катехизации являются обретение православного мировоззрения и воцерковление, то есть сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии. Помимо внушения осознанного участия в Евхаристии, важнейшей составляющей катехизации является научение нравственности, духовной жизни, молитве и делам любви к ближним, ибо, по слову ап. Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

В докладе протоиерея Николая Карыпова, прочитанном им на 13-м Съезде Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, перечисляются некоторые конкретные меры для более эффективной катехизации нашего церковного народа:

«а) Подготовка людей к крещению. Это должно относиться не только к взрослым, кто должен пройти подготовку в течение 6-12 месяцев или больше, но также должно включать по крайней мере 2-3 подготовительные сессии с родителями и крестными крещаемых детей.

б) Подготовка молодых людей к венчанию: объяснять, что такое христианский брак, что такое любовь. Да, да - людям сейчас нужно это объяснять, а то число разводов будет расти.

в) Помогать людям во время их скорби после потери близких, объясняя причину и необходимость молитвы за умерших.

г) Организация системы посещений духовенством и мирянами престарелых и больных людей.

е) Организация хорошего качества библиотеки духовных книг, журналов, видео- и аудиокассет и компактных дисков. Мы можем и должны наладить систему небольших публикаций, производить запись видео- и аудиоматериалов поучительного и познавательного характера.»

Все вышеизложенные предложения о. Николая без особого труда могли бы быть осуществлены в большинстве наших приходов.

Проблема языка

Наши приходы будут процветать только в том случае, если мы, русское их ядро, вдохновленные евангельским повелением, будем делиться бесценным сокровищем нашего Православия с теми, кто жаждет его. Если мы откажемся это делать, Господь может отнять у нас то, что имеем.

Старшее поколение эмиграции вымирает, молодое ассимилируется. Для нашей молодежи, как и для большей части новоприезжих прихожан, церковнославянский язык не понятен.

Литургический язык Русской Церкви дивный, благодатный, благозвучный, но для многих он стоит преградой к полному воцерковлению.

Вспомним Святую Пятидесятницу. После чуда сошествия Святого Духа на апостолов ученики Христовы сразу понесли дар благодати Святого Духа людям: выйдя к народу, они начали проповедовать Благую Весть, Евангелие Христово на языках, понятных всем окружавшим их.

Господь хотел, чтобы Его учение было понятным. Потому Святой Дух и дал ученикам дар языков, чтобы их можно было понимать. Таким образом, дар Святого Духа, для апостолов ставший даром миссии и проповеди, для людей стал даром понимания.

Понятность евангельской проповеди стала основой апостольской миссии и осталась таковой на всем протяжении истории Православного Христианства. Это так хорошо усвоили и поставили во главу угла своего миссионерского служения такие светильники Российской Православной Церкви, как св. Стефан Пермский, св. Иннокентий Московский, преп. Герман Аляскинский, св. Тихон Московский, св. Николай Японский, св. Иоанн Шанхайский и многие другие.

В наших храмах раздаются умилительные звуки наших песнопений, произносятся проповеди, читаются тексты Священного Писания. И далеко не всегда это богатство богослужебного, богословского, проповеднического материала существенно отражается на образе нашей жизни.

Почему? Потому что мы слушаем, но не слышим. Мы даже принимаем все, что слышим, интеллектуально, эмоционально, эстетически, но не даем слушаемому проникнуть в глубину нашего сердца. Мы даже не всегда любим «понятное», нам кажется, что все священное должно быть «мистическим», а потому непонятным. Мы не даем возможности Слову (Христос-Логос-Слово) войти в нас, пройти через наш разум и зажечь наше сердце. Другими словами, мы пренебрегаем другим даром Пятидесятницы: даром слышания. Слушать и слышать - две разные вещи. Дар языков был дан апостолам, а через них и всей Церкви не для того, чтобы люди могли их слушать, а для того, чтобы они слышали их учение, Христову весть, которую они несли миру, которую продолжает нести миру наша Церковь. Слышание налагает совсем другие обязательства, чем слушание. Слушаемое можно легко забыть. Услышанное остается не только в памяти, оно должно коснуться сердца. И если оно наполнено той силой, которую ему дал Христос, оно должно потрясти сердце, открыть внутреннее зрение, как это случилось с апостолом Павлом на пути в Дамаск.

Всем нам надо услышать Слово Божие и дать ему преобразить жизнь и разрешить возникшую в наших приходах языковую проблему. По моему глубокому убеждению, во всех приходах русского рассеяния, наряду с церковнославянским на богослужениях должны звучать языки данной страны. В приходах Северной Америки, Великобритании и Австралии - английский язык, в Южной Америке - испанский или португальский, во Франции - французский и так далее. Благо, что за все годы нашего рассеяния самоотверженные чада Русской Православной Церкви Заграницей трудились и продолжают трудиться над переводами богослужебных текстов.

* * *

Приходы Русской Православной Церкви Заграницей объединяют разных людей - разных по национальности, темпераменту, жизненному опыту и душевному устроению. Но то, что объединяет нас, гораздо больше всего того, что могло бы разъединять. Объединяет нас Христос, любовь Которого достигает каждого человека, не гнушается никем, не отвращается ни от кого.

Мы должны постоянно помнить, что к каждому приходящему в наши приходские храмы мы обязаны отнестись со всяким вниманием и любовью, быть к ним открыты, благожелательны, приветливы. Каждый переступающий порог храма - потенциальный член Церкви. Не приведи Господь отвернуться от кого-либо, огорчить или отвергнуть кого-либо.

Мы составляем Церковь воинствующую, подобную кораблю, в котором сообща спасаемся от грозящей душе непогоды беспокойного житейского моря. Надо внушать нашим людям, что они не пассивные пассажиры на этом корабле, а члены его экипажа, которые каждую минуту борются, чтобы достигнуть спокойствия вечной жизни.

Само собой разумеется, если бы приходская жизнь в нашей Церкви стояла на подобающей высоте, если бы члены прихода чувствовали себя живыми и деятельными членами церковной общины, если бы все были воодушевлены желанием поработать для общего дела Божия, если бы все сознавали всю важность церковного единения и тесного взаимообщения, - тогда приходская жизнь била бы ключом. Тогда процветала бы и приходская благотворительность, и церковное хозяйство; нравственно-просветительные задачи в приходе выполнялись бы с надлежащим усердием. Тогда и пастыри Церкви получали бы всестороннюю поддержку и дух пастырской ревности, сопутствуемый всеобщим сочувствием и поддержкой, воскрылил бы служителей алтаря Господня к высшим подвигам служения.

От возрождения приходской жизни зависит благосостояние полноты нашей Церкви. До большевистского переворота 1917 г. лучшие умы в России в крепких православных приходах видели надежное средство к защите от натиска безбожного разложения. Этот вопрос широко обсуждался на Всероссийском Соборе 1917-18 гг., который, увы, так и не смог претворить в жизнь реформу приходской жизни...

Большевики тоже понимали потенциально возрождающую силу первичной структуры Церкви и посему столь яростно ополчились против приходов. Когда безбожники осознали, что физически уничтожить Церковь не удастся, они коварно перешли к попыткам внутренне разложить Церковь, навязав ей всякие «лояльности» и заменили приходы пресловутыми так называемыми «двадцатками», состоявшими в основном из сексотов или просто коррумпированных товарищей.

* * *

Нужно возродить в нашем соборном сознании - в сознании пастырей и пасомых - высокую идею церковной общины и прихода. Нужно проникнуться мыслью, что для борьбы со злом внутренним и внешним необходимо тесное объединение, чтобы прихожане почувствовали потребность вместе спасаться, совместно бороться со злом и строить жизнь дружной приходской семьи, которая бы одним духом дышала, одним сердцем любила, одними духовными очами смотрела на жизнь и сплоченно отзывалась на то, что происходит вокруг.

Фото Алексея Толчинского

КИФА №14(88) ноябрь 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!