«Евангелие не меняется, это мы начинаем лучше понимать его» В 20-х числах сентября 2008 г. небольшая группа братьев и сестёр Преображенского содружества малых православных братств во главе с духовным попечителем свящ. Георгием Кочетковым посетила столицу Италии Рим. Эта поездка была совершена по приглашению католической общины св. Эгидия (communita di San Egidio), известной во всём христианском мире благодаря своему обширному и разнообразному социальному служению. Особое значение поездке придавало то обстоятельство, что нынешний год для общины юбилейный, в феврале ей исполнилось 40 лет. Общину св. Эгидия и Преображенское братство связывают давние отношения. Ещё в начале 90-х гг. прошлого века Адриано Рокуччи, руководитель российского направления деятельности общины и её нынешний генеральный секретарь, прочитал интервью с о. Георгием Кочетковым, духовным попечителем братства, в одном из толстых литературных журналов. Интервью его заинтересовало, и он решил лично познакомиться с этим священником и пришёл в храм Сретения Владимирской иконы Божьей Матери тогда ещё бывшего Сретенского монастыря на Большой Лубянке, где в то время служил о. Георгий. Завязалось знакомство, которое привело в дальнейшем к плодотворному сотрудничеству, в частности, в области христианской культуры. Поездка, состоявшаяся в этом году, имела конкретную практическую цель: познакомиться с опытом общины в сфере социального служения - но не столько с опытом внешней организации дела, сколько с внутренним опытом послушания Богу, которое члены общины несомненно проявляют в своём деятельном милосердии. Ведь такое милосердие требует от них значительных и постоянных затрат личного времени, сил и средств. А, как известно, современные люди, - что в Европе, что в России, - с большой неохотой идут на подобные траты, касающиеся их личного удобства, спокойствия и комфорта. При этом надо учесть, что почти все члены общины - миряне, работающие люди, имеющие свои семьи и соответствующие домашние обязанности. Вся грандиозная деятельность общины совершается, как говорится, в «свободное от работы время». Из десятков тысяч человек, входящих в общину, лишь несколько десятков постоянно трудятся в общине на необходимой в таких случаях административной работе. Все остальные - обычные волонтёры. В чём источник вдохновения в служении бедным? Что же сообщает этим многим людям такое необычное в наше время вдохновение - придя с работы, оставить домашний уют, семью, вечерний покой - и отправиться, например, на городские вокзалы раздавать заранее приготовленные другими членами общины бутерброды и другую еду римским бездомным (по-нашему - бомжам)? Или провести вечер и ночь, ухаживая за стариками в собственном семейном доме для стариков? Это не какая-то причуда изнемогших от однообразной, спокойной и благополучной жизни европейцев. Тем более что Италия - одна из самых неблагополучных в Евросоюзе стран с точки зрения социальных проблем. Итальянцы при высокой общеевропейской стоимости жизни имеют в среднем очень скромный доход. Так что это стремление к личной практической благотворительности не может быть объяснено исходя из социально-экономических и иных «слишком человеческих» факторов. Центральным здесь, наверное, является то, что сами эджидийцы называют - «пережить Евангелие». Евангелие относится ко всем, и, следовательно, оно может и должно быть «сообщено» всякому. В этом его уникальный императив и всеобщность, сообщающие целостность всем сторонам христианской жизни, личной и общей, общественной. Если Евангелие может быть обращено к благополучно живущим людям, составляющим как бы основное ядро современного общества - то точно так же оно обращено к его (общества) маргиналам: нищим, бездомным, эмигрантам, национальным меньшинствам, инвалидам, старикам. Им всем, всем этим «неудобным» для общества категориям людей также должно быть сообщено Евангелие. «Бедные, старики, инвалиды - это наши друзья» Столовая для бедных Но прежде чем делиться с таким человеком благой вестью, надо установить с ним человеческие отношения, отношения дружбы, помогающие ему вернуть часто утерянное в неблагополучных обстоятельствах жизни человеческое достоинство. Поэтому, например, столовые с бесплатными обедами, устраиваемыми общиной несколько раз в неделю, выглядят опрятно и чисто. В них спокойно могут придти (и реально приходят) также те, кто в настоящий момент испытывают финансовые трудности и хотели бы немного сэкономить на бесплатном хорошем и сытном обеде. Все такие посетители могут быть спокойны: им окажут достойный приём, никто не будет явно или косвенно указывать на их социальный статус. В общине подчёркивается, что оказание помощи должно сопровождаться установлением открытых человеческих отношений, на что так трудно подчас пойти людям, выпавшим из спокойного социального пространства. Официанты (которыми являются члены общины и многочисленные добровольные помощники, среди которых на тот момент были и мы) общаются со всеми посетителями приветливо, стараются обращаться к ним по имени. Это благотворно сказывается на посетителях, в обычном случае никогда не ожидающих от благополучных людей (или государственных и социальных структур, занимающихся их проблемами) уважительного, просто человеческого отношения к себе. Мы, хорошо представляющие российские реалии, неоднократно спрашивали у членов общины: неужели такая доступность и реальная ценность их помощи бедным не рождает тёмных исключений, не приводит к нахлебничеству со стороны бесчисленных любителей «халявы»? Эти случаи бывают, отвечали нам, но именно как исключение. Считается, что если человек обратился за помощью, то значит, он действительно всерьёз нуждается. В европейском контексте всё ещё сильно сознание важности сохранения своего достоинства; человек старается не опускаться, пока это позволяют обстоятельства. Редки примеры атрофии воли, когда, оступившись, человек начинает безвольно катиться под откос, не пытаясь хоть как-то вернуться к достойному существованию, и поэтому лишь лукаво ища лёгкой помощи или наживы от других. Вот как раз на это - на возвращение человеческого достоинства вольно или невольно лишившегося (или лишённого) его человеку - и обращена в первую очередь каритативная деятельность общины св. Эгидия. Целью не является даже христианское миссионерство в узком смысле слова: эджидийцы не скрывают и не замалчивают, что они христиане и что оказывают помощь другим по велению христианской совести, - но и не занимаются прозелитизмом, не «покупают» веру и свободу других людей за бесплатный бутерброд. Социальное (каритативное) служение является в общине самым, может быть, широко известным и в обществе, и в церкви делом общины, её визитной карточкой. Однако внутренняя жизнь общины богаче только своей внешней социальной активности. Об этом важно сказать несколько слов. Евангелие - «для всех» Важнейшей духовной интуицией, пережитой в начале основателями общины, тогда ещё совсем молодыми людьми, было горячее желание жить вместе по Евангелию. Другим важнейшим мотивом было понимание того, что Евангелие - для всех, оно универсально, оно может быть распространено на все стороны жизни. Именно эти интуиции, в другое время и в другом историческом контексте получившие название «оцерковление жизни», и явились важнейшим источником энергии, которая превратила группку никому не известных молодых людей в одно из самых активных христианских движений современности. Стремление к единству жизни вызвало желание к общей молитве - и до сих пор единая молитва является, по слову Алессандро Зуккари, одного из руководителей общины, «сердцем» её жизни. Всё вырастает из общей молитвы. Другим мотивом, как было уже указано, явилось осознание того, что «Евангелие - для всех». Для всех - это по-настоящему для всех, т.е. даже для тех, с кем нам по-человечески не очень приятно или удобно разделять сопричастность Евангелию, общую жизнь. «Для всех» - это также и для всех сторон жизни каждого, и личной, и общественной. Община распространяет свой интерес на самые разнообразные сферы церковной и общественной, в том числе и политической, жизни. Например, на уровне первых лиц мировой политики известна и признана миротворческая деятельность общины. Ей удалось непосредственно участвовать в урегулировании нескольких серьёзных локальных конфликтов в мире. Община признана, но жизнь её по-прежнему полна трудностей Неудивительно, что подобная широта интересов вызывает недовольство у многих, в том числе в католической церкви (напомним: община св. Эгидия - движение, официально признанное и поддерживаемое самим папой Римским). Очень многим хочется ограничить «полезную деятельность» общины каким-нибудь одним узким направлением. Скажем, община прекрасно справляется с помощью эмигрантам, или старикам, или инвалидам - итальянское правительство так и хотело бы оставить за ней эти функции (тем более что правительство само не очень справляется с этой социальной задачей - что, собственно, положено ему «по должности»). Но инициативы в других областях, например, открытое обличение социальных проблем в стране, уже могут вызывать глухое раздражение. То же самое происходит и в самой католической церкви. Если при каком-либо приходе образуется отделение общины, то иерархия начинает смотреть косо на общину, подозревая её в том, что она уводит от них людей или создаёт «параллельные структуры». Почитание новомучеников Одним из важнейших направлений деятельности общины является сохранение памяти о христианских мучениках ХХ века. В этой заботе ярко проявляется ключевой принцип жизни общины: их интересует всё, что так или иначе актуализирует глобальное, вселенское измерение христианства в современном мире. Действительно, гонения на христианство и христиан в ХХ веке по своему размаху и жестокости явились беспрецедентными в истории. Конечно, трагическое первенство по числу мучеников и исповедников здесь принадлежит Русской церкви. Это, безусловно, признано всеми на Западе. Недаром на известной иконе собора христианских мучеников ХХ века, написанной членом общины Ренатой Шаки, в центре изображён св. патриарх Тихон (Беллавин). Такой масштаб мученичества не может оставить в покое христианскую совесть. Что-то чрезвычайно важное было открыто в наше время о мире и о человеке, если после полуторатысячелетней истории христианской эйкумены стала возможной такая её внезапная и полная апостасия. И мимо этого события пройти никак нельзя, нельзя его считать просто «яко не бывшим». Другой важнейшей стороной тех же самых трагических событий является значение, которое всегда придавалось мученическому свидетельству во все времена христианства. Ведь по слову Тертуллиана, кровь мучеников - это семя Церкви. Новомученики и исповедники открыли какую-то совершенно новую страницу христианского опыта, чрезвычайно актуальную именно сейчас, в эпоху, начавшуюся по завершении долгого «константиновского» периода истории. И перенять этот опыт - первейшая задача и обязанность христиан. Забота о памяти новомучеников в общине св. Эгидия многогранна. Издаются исторические исследования, посвящённые этому вопросу, собираются и публикуются свидетельства и документы той эпохи. Члены общины стараются сделать так, чтобы даже материальные предметы способствовали пробуждению памяти. Например, в древнейшем храме Сан-Бартоломео в Риме (одном из центральных храмов общины) в каждой капелле (т.е. часовне, приделе) на престоле находятся личные вещи, принадлежавшие конкретным людям, пострадавшим за свою веру. Капеллы и называются по эпохам или регионам гонений: «капелла мучеников от коммунизма», «капелла мучеников от нацизма», «капелла мучеников Африки», «капелла мучеников Латинской Америки». В капелле мучеников от коммунизма находятся дискос и чётки о. Александра Меня; в капелле мучеников от нацизма - письма лютеран, замученных в нацистских концлагерях; в капелле мучеников Африки - личная библия одного из братьев общины, убитого в одной из африканских стран за отказ пропустить через таможню некачественные лекарства... Именно в богослужебном пространстве эти «музейные» вещи обретают какое-то новое значение, становятся как бы частицами мощей - зримо свидетельствующими о силе веры «даже до смерти». Усвоение опыта новомучеников и исповедников важно ещё и тем, что именно на этом основании возможно действенное обновление путей по восстановлению христианского единства. Глубоко символично, что забота членов общины распространяется на почитание мучеников всех христианских конфессий. Итоги Важнейшим итогом этой поездки явилось то, что члены Преображенского содружества по-новому взглянули на своё собственное призвание, на ту скромную деятельность по церковному и общественному возрождению, которая ведётся их небольшими силами. Эта деятельность питается из того же источника веры, стоит на основании, которое они встретили в общине Сант-Эджидио: веры в Евангелие «для всех»; веры в общую жизнь во Христе; отказ от всякого насилия, интеллектуального или физического, но при бескомпромиссном противостоянии любому злу (и в обществе, и в церкви). Также в основании собирания во Христе лежит общая молитва, она также находится в самом центре общинно-братской жизни. Вот только принцип служения бедным получает в наших постсоветских условиях несколько иное, отличное от общеевропейского, звучание. За время советского режима в России людьми тотально овладела - не материальная, а духовная - нищета, которая гораздо страшнее просто внешней нищеты. Вот на преодоление этой - духовной - нищеты в первую очередь направлена деятельность Содружества: деятельность по христианской миссии и катехизации, по духовному и культурному просвещению. Ибо без приложения общих усилий в этом направлении трудно рассчитывать, что к нашему народу сможет вернуться его человеческое достоинство, которое поможет ему снова стать по-настоящему великим народом, хвалящимся не только «конями и колесницами», природными ресурсами, военной мощью и отзвуками былой человеческой славы. Максим ДЕМЕНТЬЕВ КИФА №14(88) ноябрь 2008 года |