gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Ответы на вопросы arrow Как молитва доходит до Бога? Ответы на вопросы открытых встреч
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.08.2008 г.

Как молитва доходит до Бога?

Ответы на вопросы открытых встреч

Картина Шардена
Молитва перед обедом. Жан Батист Симеон Шарден. 1744 г.
- Когда бежишь за трамваем, а он вот-вот двери закроет, бежишь и всем нутром желаешь, чтобы он дождался тебя, в этот момент молишься не «Отче наш», а просто напрягаешь все внутри себя, чтобы повлиять на то, на что физически ты уже не властен повлиять. Ты бежишь во весь опор, и зависит от тебя, успеешь ты или нет. Вернее - от того маленького бога, который внутри тебя, от маленькой части Бога, которая может тебе помочь, когда ты обращаешься к ней. В психологии ее называют установкой на успех: если ты веришь, что все получится - то оно получится! - закон психологии. «Если ты думаешь, что ты сможешь - ты сможешь. Если ты думаешь, что у тебя не получится - ты прав». Я считаю, что это и есть тот Бог, о котором говорил Иисус, поэтому Он мог гулять по воде. А когда целая церковь народа стоит на коленях и молится, в этот момент эти маленькие частички Бога, заключенные в каждом, начинают работать вместе. Сила - когда мы вместе. Зачем верить? Чтобы закрепить в себе «установку на успех», правильно?

Свящ. Георгий Кочетков: Трудно отвечать на подобные вопросы, поскольку это как две разные планеты - вера, Бог, Церковь с одной стороны, а с другой стороны - психология, которая поддерживает самовнушение: «Человек - по природе бог, который должен только мобилизовать свои силы, сконцентрироваться, поверить в себя, как на спортивной площадке, и тогда победа ему будет обеспечена». Не то что совсем нет никакой правды в психологии. Конечно, в человеке есть внутренние силы, силы душевные, имеет смысл и концентрация, и вера в себя, в свой успех. Все это может способствовать хорошим результатам, особенно когда человек, например, занимается тем же спортом, игрой. Но игра хороша для маленьких детей, когда они развивают свои способности, которые им дала природа, родители, общество, предки, космос и т.д. А вера в Бога - не игра. Для нас вера в Бога - это жизнь в любви, которая нами ощущается как драгоценнейший, важнейший дар. Это молитва, обращение к Источнику любви для того, чтобы быть с Ним в общении, чтобы набраться духовных сил и служить собою Богу и ближним. Поэтому, хотя небольшая доля правды есть в том образе, который запечатлён в вопросе, вся правда - не в этом. Вся правда - в воле Божьей, которая открывает нам то, чего человек по природе не знает и знать не может. Бог открывает нам Свою правду, даёт чувство справедливости и верный путь, который выводит нашу жизнь за рамки обыденности. Пусть же каждый человек познает этот путь, пусть каждый человек обрадуется не тому, что ему дано лишь природой, но тому, что способно даровать ему вечную Жизнь.

 

- Почему если говорить о Боге, не цитируя Библию, а рассуждая - то это уже преступление? Ведь за это Толстого от церкви отсекли.

О. Георгий: На мой взгляд, это скороспелое суждение. Толстого отлучили не за то, что он рассуждал о Боге. За это его можно только возблагодарить, потому что он был великим человеком. Его отлучили, а вернее было бы сказать - осудили его взгляды - за неудачи в этих рассуждениях. Там, где он был более дерзновенным, более свободным, более глубоким в своих рассуждениях о Боге, в них была большая доля правды. В его сомнениях было живое движение его души, и он часто находил верные ответы на вопросы. Но иногда, увы, сбивался. Он слишком поверил в себя, в свой природный разум. Он слишком недооценил силы благодати, силы откровения. Он слишком недооценил Христа, он в Нём видел лишь учителя нравственности - одного наряду со многими. А в этом есть большая неправда, недостаток подлинной правды. В этом-то вся и беда. Так что рассуждайте, но делайте это глубоко, искренне, целостно. И чтобы проверить себя - не сбились ли вы с истинного пути - отнеситесь внимательно к свидетельствам древних, к свидетельствам отцов, и, прежде всего, к самим источникам: к слову Христа, и апостолов, и пророков.

 

- Допустим, 1000 человек чего-то очень-очень хотят и молятся. Как молитва доходит до Бога? Как Он принимает решение, кому помочь, а кому - нет?

О. Георгий: Не понимаю, в чём проблема. Пусть молится тысяча человек или миллион, или миллиард. Разве для Бога, Который есть Дух, трудно воспринимать, видеть всех сразу, причём не только в их словесных молитвах, не только через внешние формы выражения, но через состояние сердца? Знаете, когда поёт хороший хор, а им руководит хороший дирижёр или регент, он слышит каждый голос, особенно если тот начинает петь не так или не то. Это диссонирует, это нарушает гармонию, это нарушает строй, лад, порядок внутренней жизни, это разрушает некое внутреннее единство, да и внешнее тоже. Поэтому не удивительно, что каждый такой руководитель, дирижёр, даже если соберётся 1000 человек, услышит фальшь и сразу покажет, что нужно поправить, исправить свою ошибку. Бог всегда слышит всех людей и судит нелицемерно, не по тому, кто имеет какую власть на земле или какой сан. Часто Бог лучше слышит тех, кто ближе к Нему. А это нередко люди бедные, простые, это часто люди без претензий, не отягощённые гордыней, а тем более злобой и иными тяжкими грехами. К сожалению, в наше время простые люди часто соревнуются с непростыми именно в грехе. Но раньше не было так. И надо надеяться, что люди начнут соревноваться в исполнении Божьей воли, Божьей правды, начнут соревноваться в том, кто быстрее достигнет той полноты жизни, которую предлагает нам Христос и Его Церковь.

 

- Я не хочу слушаться Бога, не могу принять послушание. Я могу согласиться слушать и слышать, но слушаться - ни за что! Может быть, потому что мой отец никогда мне не указывал, что делать, и слушаться не приходилось. Приходилось только слушать и вести себя соответственно. А Вы слушаетесь Бога-Отца?

О. Георгий: Конечно. Всякий благоразумный человек старается слушаться своего Отца. Но обратите внимание, в Вашем вопросе есть противоречие. То, что Вы называете «слушать» и «слышать», и есть на церковном языке послушание, а то, что Вы называете послушанием, я бы назвал, скорее, слепым подчинением. Богу не нужно слепого подчинения. Это рабское чувство, хотя, к слову сказать, иногда даже любовь раба лучше ненависти друга. Святые отцы говорили, что у людей есть три стадии любви - раба, наёмника и сына. Любовь раба - это любовь человека, который исполняет требования отца из страха. Наёмник исполняет их за награду, за мзду, за плату. Сын же исполняет волю отца, следует за ним только по любви. В любви нужно возрастать. Имейте любовь в себе, слушайтесь своего Отца - лучше всего как чада Божии, как сыновья и дочери Его; если не можете так, то как наёмники; если не можете даже как наёмники - то как рабы. Но знайте, это ещё будет несовершенная любовь. Стремитесь к совершенству.

 

- Как можно стараться не огорчить Бога? Можно привести реальный пример из жизни?

О. Георгий: Конечно, можно и нужно стараться не огорчать Бога. И хотя слово «огорчение» скорее из психологического, душевного ряда и не очень подходит к Богу, но всё-таки нам легко себе представить, что человек, который нас любит, которого мы любим или стараемся любить, может быть огорчён нами, если мы предадим любовь, если мы предадим доверие, если мы сегодня готовы общаться с ним, а завтра говорим: «Нет, нам это не нужно, у нас много дел», «у меня есть жена, дети, у меня есть работа, у меня есть личные интересы, у меня есть желание отдохнуть, и поэтому я общаться с тобой пока не буду». Так бывает, когда мы отказываемся от молитвы или от внутренней потребности поступать по совести. И тогда мы чувствуем опустошение, потому что, повернувшись к Богу спиной, мы оказываемся без общения с Ним. Тем самым мы огорчаем Бога, Он не может вступить с нами в общение, потому что не может насиловать нашу свободу. Это самое главное: Бог уважает нас и нашу свободу, потому что Он нас любит. Но если мы поступаем в противоречии со своим призванием, против этой любви, то мы остаёмся без Бога, мы Его огорчаем.

 

- Когда люди писали в Библии, что мира не было и его сотворил Бог, они могли иметь в виду только суетный мир земной, а не галактики и звезды. Я не представляю, что ничего не было. На мой взгляд, весь этот космический хлам (звезды, планеты, кометы, вирусы) с его пульсацией, схлопыванием и распылением - были, есть и будут, как и Бог.

О. Георгий: Странное желание поставить себя выше Бога, странное желание представить себе то, что в принципе непредставимо. Думаю, что следует об этом подумать, следует внимательнее прочесть библейский рассказ о сотворении мира. Он не рассчитан на то, чтобы что-то себе представлять, он рассчитан на то, чтобы проникнуть в тайну - в тайну великого плодоношения божественной любви, когда Бог создаёт, творит иное, чем Он Сам, - мир тварный - только потому, что Он есть Любовь, только потому, что в Нём есть творческое начало и Он Сам - Творец. Проникнитесь этой тайной, тогда Вы увидите, что и в мире, в космосе есть не один хлам, и что в Вашей жизни не всё так плохо, как, может быть, Вам сейчас кажется.

 

- Почему не работает закон справедливости и богатые наглые «уроды» не мучаются, не страдают, не умирают - потому что внутри у них все в порядке с личной совестью? Значит, нельзя говорить, что совесть - голос Божий в человеке?

О. Георгий: Странно, Вы описываете ситуацию бессовестности и говорите, что в ней с совестью «всё в порядке». Я думаю, что это вывод с недостаточным основанием. К тому же имейте в виду, что люди бессовестные тоже мучаются, они несут в себе наказание за свою бессовестность, они несут в себе наказание за неудачу своей жизни. Часто такие люди погибают, болеют, пребывают в страшном унынии. Даже гордыня первым плодом своим имеет уныние. От чего, как кажется, человек уходит, к тому же он и приходит. Так что будьте внимательнее к жизни и её урокам, будьте внимательнее к людям, относитесь к ним с большей любовью, если хотите, с жалостью - даже к грешникам, даже к богатым, даже к тем, кого Вы сейчас, как Вам может показаться, не имеете оснований любить. Но без этой любви Вы не познаете жизни, Вы сами окажетесь среди тех, кого Вы, хоть и в кавычках, слава Богу, но всё-таки назвали уродами.

 

- Если жить по совести, религия не нужна. Живя по совести, ты будешь счастливым. А в нашем православии быть счастливым как-то нехорошо - страдать ведь надо. Почему?

О. Георгий: Вы очень хорошо сказали, что если жить по совести во всём, то религия не нужна. Правда, Вы немного поспешили сделать из этого вывод о том, что сразу будешь счастливым. Смотря в каком смысле. Если счастье понимать как безмятежие, как примирённость с Богом, как внутренний источник любви, радости, мира, то Вы будете правы. Но если счастье понимать (а мне кажется, Вы понимаете именно так) как некое благополучие в жизни, беспрепятственность в исполнении своих намерений, то, уверяю Вас, такого счастья Вы на земле не обретёте, особенно если будете жить по совести, если будете не столько религиозным, сколько верующим человеком - благодатным, исполненным любви, свободы, истины и духа. Посмотрите, не случилось ли здесь с Вами некоего внутреннего сбоя. И если да, то исправьте свою ошибку. Ведь жизнь по совести в мире, который лежит во зле, всегда приводит человека к страданию. На христианском языке это называется - крест. Да, надо отвергнуться себя, как сказал Христос, и взять на себя свой крест и следовать за Ним. Вот это самое главное, хотя и самое трудное, в христианстве. И не следует упрекать за это ни православие, ни христианство в целом, ни Самого Христа.

КИФА №10(84) август 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!