Без свидетельства о вере не может жить настоящий православный христианин Архиерейский собор - о проблемах миссии Из слова патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора: Церковь должна быть готова исполнить слово Христа: «Идите, научите все народы (...) соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Именно поэтому столь важным становится проповедь Церкви, обращенная к миру, стяжание всеми ее чадами духа апостольства и ревности свидетельства об Истине. Это требует высокого профессионального богословского и культурного уровня миссионерских, образовательных, катехизаторских, просветительских программ. И для осуществления этого у Церкви накоплен огромный человеческий и интеллектуальный потенциал: за минувшие годы в добром соработничестве клира и паствы, людей церковных и светских немало было сделано, Богу содействующу, для возрождения Православия в наших странах. Но самым главным в проповеди Слова Божия остаются наша вера, наше личное благочестие, наши дела. Именно это делает нас «солью земли» (Мф. 5, 13). 27 марта 2007 года Священным Синодом была принята Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Для ознакомления с документом и обсуждения проблемных вопросов современного миссионерства была создана рабочая группа. При ее участии состоялось представление концепции в ряде епархий нашей Церкви, а также на многочисленных форумах, проходивших на протяжении последнего года. Состоявшиеся дискуссии показали, что принятие Концепции миссионерской деятельности ответило чаяниям многих пастырей и мирян. Обобщение миссионерского опыта Церкви, определение перспектив развития нашей миссии позволит усилить миссионерскую работу на местах и расширить духовное влияние Церкви. Непосредственно с вопросами миссионерства соотносится тема противодействия сектантским движениям. Поскольку сектантство всегда есть искажение истины о Боге, мире и человеке, то подлинно эффективной формой борьбы с данным явлением может быть только проповедь «образца здравого учения... с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13). В некоторых епархиях созданы и успешно действуют информационные центры, помогающие, говоря словами апостола Павла, наставлять колеблющихся «в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1, 9). Отдельного внимания заслуживают вопросы миссии среди людей православных по крещению, но не имеющих достаточных знаний о вере и потому составляющих среду для распространения лжеучений. Проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с низкой церковной культурой, с отсутствием системы начального (огласительного) духовного образования на приходах, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, место которых занимают оккультные суррогаты «массовой культуры» и псевдоправославные вымыслы. Не только пастыри, но и миряне призваны помнить, что свидетельство миру о Христе - это забота каждого. Без свидетельства о вере не может жить настоящий православный христианин. Будем же нести людям евангельское благовестие! Будем и поддерживать миссионерские труды - кто добрым словом, кто заботой, кто материальными средствами. Ведь именно от того, услышат ли люди слово Божие, зависит будущее Церкви. Христос и Самарянка (Иоанн 4: 4 - 27). Миниатюра из Евангелия, XIII в. Пергамент. Иверский (Иверон) монастырь, Афон (Греция). Результаты работы тематической группы «Православное свидетельство и современность» 25 июня 2008 года в рамках Архиерейского собора заседала рабочая группа «Православное свидетельство и современность». Работа группы проходила под председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. С докладом о деятельности Синодальной богословской комиссии в межсоборный период выступил её председатель, Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Первоочередной задачей Богословской комиссии является изучение стоящих перед Церковью и её Священноначалием актуальных богословских вопросов. В частности, за истекший период Комиссия рассмотрела ряд вопросов, связанных с учением Православной Церкви о Евхаристии, начала исследование проблематики учения о первенстве в Православной Церкви. Существенным направлением деятельности Комиссии является проведение богословских конференций и семинаров, а также конференций и встреч, смежных с представителями светской гуманитарной науки. Крупнейшими событиями стали Международные богословские конференции, проведенные в 2005 и 2007 году. В заключение своего доклада митрополит Филарет подчеркнул необходимость серьезной богословской работы, повышения уровня богословской культуры в нашей Церкви для развития православного свидетельства в современном обществе, в котором уровень образования, объем доступной информации и роль интеллекта постоянно растут. Рабочая группа одобрила деятельность Синодальной богословской комиссии, выразив благодарность её председателю и членам. В ходе обмена мнениями ряд епархиальных архиереев призвали к более широкому распространению материалов Комиссии и проводимых ею Международных богословских конференций. Кроме того, члены рабочей группы высказали пожелание, чтобы на Международные богословские конференции приглашались официальные представители Поместных Православных Церквей, что придаст конференциям значение межцерковных форумов. С докладом о миссионерском служении выступил председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, отметивший, что главным событием в развитии миссионерского служения в межсоборный период стала разработка, принятие и реализация «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Роль миссии Церкви сегодня, - сказал архиепископ Иоанн, заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе. Весьма важная проблема миссионерской деятельности - противодействие деструктивным религиозным культам. Среди важных методов миссионерской деятельности - организация региональных центров православной миссии, совершение миссионерских экспедиций в отдаленных епархиях, созыв епархиальных миссионерских съездов. Особо в докладе была подчеркнута та роль, которая в деле миссии должна принадлежать приходам. Приходская миссионерская деятельность может осуществляться в катехизаторской сфере, в свидетельстве о Христе делами милосердия, в созидании подлинно церковно-общинного, евхаристического духа. Важнейшую роль здесь играет личный пример клириков. В докладе также была развита идея миссионерского богослужения, специфика которого может состоять в чтении Священного Писания на местных языках, а также в включении в богослужение комментариев к последнему в положенных для проповеди богослужебных моментах. Указав в завершение своего доклада на некоторые перспективы развития миссионерства на ближайшее время, председатель Миссионерского отдела заключил: «Возрождение полноценной церковной жизни и миссионерского делания возможно только лишь в соборном братском духе и укорененности в церковном предании». В ходе дискуссии было высказано пожелание тесного сотрудничества Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, равно как и других Синодальных отделов, с соответствующими отделами Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Самоуправляемых Церквей. Прозвучало предложение выработать памятку для миссионеров, работающих в епархиях. Обсуждался ряд тем, связанных с актуальными вопросами миссионерской деятельности. Последней на рабочей группе обсуждалась тема «Внутрицерковное единство и вызовы современности». В докладе митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия было указано на необходимость объединения паствы вокруг пастырей и архипастырей перед лицом соблазнов современного мира, которому присуще пренебрежение нормами, лежащими в основе учения Церкви. Консолидация паствы требует преодоления духовного невежества, к сожалению, ещё присущего части паствы и клира. В этом важная роль принадлежит духовным школам; митрополит Сергий напомнил о необходимости соблюдения определений Архиерейских соборов 2000 и 2004 года о рукоположении в священный сан лишь лиц, имеющих семинарское или аналогичное высшее богословское образование. Сплочение церковного народа также осуществляется через эффективную деятельность епархиальных структур и отделов, основными свойствами которых должны являться мобильность, коммуникабельность и близость к народу. Из обсуждения на брифинге для прессы 26 июня 2008 г. (расшифровка аудиозаписи) Вопрос сайта «Православие и мир»: каковы результаты обсуждения миссионерской концепции на рабочей группе собора, в частности, обсуждалась ли проблема миссионерской литургии? К каким выводам пришли? Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: Ваш вопрос - о проблеме миссионерского богослужения. Проблемы нет, потому что «убояшася страха идеже не бе страх». Многие никогда даже и не читали до конца, что предлагается, - сразу высказали свое мнение. Предлагалось же для тех, кто воцерковляется, объяснять перед началом Божественной литургии - что будет, после чтения Евангелия и на запричастном стихе, т.е. в то время, когда это и положено - вместо проповеди пояснять ход богослужения. Многие не дочитали чин до конца и обратились с обращениями, письмами и т.д. Это типично для такого советского, я бы сказал, мышления, когда, не дочитав до конца, люди начинают высказывать свои суждения. К сожалению, это так. Мы с пониманием относимся к этим проблемам, не рассчитывая, что сразу все станут об этом говорить верно. Речь также шла о том, как доступнее сделать богослужение за счет того, чтобы нашим прихожанам раздавать памятные листки, где также рассказывалось бы о службе, не меняя языка богослужения - это очень важный момент, никто не рассматривал этого, но предлагалось вместе с чтением на церковнославянском языке читать на русском языке - для понимания всего лишь навсего. Больше никакие коррективы Миссионерский отдел не предполагал. В том, что касается обвинений, которые мы обильно выслушали в отношении Великого канона Андрея Критского, текст которого является калькой с греческого языка, то мы просто обстоятельства времени поменяли местами. Остался тот же церковнославянский язык, но текст стал более понятен. Мы знаем такие примеры, когда в тексте есть и греческое слово, и церковнославянское. И, не читая текста, СМИ сообщили, что это русифицированный текст. Кто-то недопонял и сказал, что это чтение на русском языке и так пошло, на всех сайтах запечатлено. Я всем говорю: возьмите текст и почитайте. Но никто не читает. Есть постановление Поместного собора 1917-18 гг. о нестроениях. Там обсуждалась тема церковного большевизма, когда многие попытались обвинить архиереев в колоссальной реформе и обратились к властям за помощью мол, некоторые реформы готовят. Мы живем в мире разных мнений. Если что-то показалось человеку - что ж поделаешь. Далее говорилось и о том, что в плане развития миссии хорошо было бы каждый приход сделать миссионерским, для этого нужна приветливость, дежурства священников, необходимо включать мирян в эту деятельность, а то многие не знают, куда приложить силы. И многие миряне выступают с разнообразными резкими заявлениями оттого, что не нашли себя. КИФА №9(83) июль 2008 года |