Архиерейскому Собору РПЦ МП Псковской епархии Священника Павла Адельгейм ОБРАЩЕНИЕ Ваше святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Обращаюсь с покорнейшей просьбой не утверждать «Временное положение о церковном судопроизводстве для епархиальных судов», поскольку его положения нарушают принципы правосудия, принятые Вселенскими канонами, правилами св. отцов (Ап. 73 - 75; Втор.6; Четв.21; Ант. 14; Карф. 8, 12, 16, 28, 29, 70, 90; 143, 144; 145, 147; Кирилл 1; Феоф. 6) и в международной правовой практике. Кроме того, учреждение церковного суда противоречит Конституции РФ (Конституция РФ. Ст.118, п. 2,3) и Федеральному закону«о судебной системе РФ» Ст.1 и 4, п.1)».
Даже если называют суд «церковным», за ним сохраняется основная задача - осуществлять правосудие. Правосудия требует Бог в Ветхом и Новом Завете. «Не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин 7:24). На Страшном Суде Господь отождествляет Себя с меньшими братьями: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40). Неправосудное осуждение народа Божия будет новым осуждением Христа Спасителя.
Правосудие наказывает виновного и оправдывает невиновного. «Положение» имеет обратный смысл - нарушает сущность правосудия, лишая подсудимого всех прав:
1. Право знать в чём обвиняют подсудимого (нет обвинительного заключения; не бывает конкретно сформулированного обвинения).
2. НЕТ презумпции невиновности.
3. НЕТ права на отвод суда.
4. НЕТ права на квалифицированную защиту.
5. НЕТ права знакомиться с протоколами судебных заседаний и приносить замечания на протокол. 6. Закрытое разбирательство дел в епархиальном суде (Положение, ст. 4). 7. Епископ совмещает функции судьи, обвинителя и заинтересованной стороны.
8. НЕТ права обжаловать решение суда.
9. НЕТ кассационных инстанций, заявленных Уставом. 10. Судьи зависимы, и не могут поступать по канонам и совести. Этот список можно продолжить, но сказанного достаточно для оценки неправосудности. Церковный суд является судом Линча. Перечисленные нормы находятся в прямом противоречии со Вселенскими канонами, определившими основы правосудия в церковной традиции. При фактическом производстве дел суд не выполняет требований, предписанных Положением:
1. Отсутствуют процессуальные документы установленного «Положением» образца: вызов в суд, протокол судебного заседания и решение суда.
2. Обвиняемого не приглашают в суд, решение выносят заочно.
3. Вместо Решения суда осуждённый получает «уведомление о решении», или «выписку из решения». Незаконные документы окончательно решают судьбу клирика и обжалованию не подлежат.
4. Судьи зачастую юридически и канонически безграмотны.
При этом Устав РПЦ запрещает «обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд» (Устав РПЦ 2000, гл.1, 9) ?!! (В нарушение Конституции РФ ст.47).
Принципы неправосудия нарушают правовые основы судопроизводства, выявляя тенденцию суда не к установлению истины, а к осуждению обвиняемых. За прошедшие 4 года накопилось достаточно фактов неправосудия и даже фальсификации судебного процесса. Ни вторая инстанция (пока не существующая), ни Синод не разобрались с судебными преступлениями, приведшими за прошедшие годы к осуждению невиновных и награждению правонарушителей. Теперь этот суд Линча будет утверждён в качестве постоянно действующей гильотины к унижению достоинства РПЦ.
Моё письмо не содержит многочисленных фактов. Если они потребуются, материал подготовлен. 22 июня 2008 г. Псковской епархии священник Павел АДЕЛЬГЕЙМ |