«Религиозное образование в светской школе возможно только на внеконфессиональной основе» - считает зав. кафедрой религиозной педагогики Ф.Н. Козырев 18 июня в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялась лекция петербургского ученого, заведующего кафедрой религиозной педагогики РХГА (единственной в стране) д. пед. н. Ф.Н. Козырева для учителей московских школ. СФИ пригласил его для прочтения краткого спецкурса студентам факультета религиоведения по религиозному образованию в светской школе, а открытая лекция для школьных педагогов стала к ним хорошим дополнением. Ф.Н. Козырев, Генеральный секретарь Ассоциации по преподаванию религии и богословия в Центральной и Восточной Европе, хорошо знает западный опыт. Сам термин «религиозная педагогика» еще столь непривычен для нашего общества, да и на Западе ее стали выделять как отдельную науку только 20-30 лет назад, хотя его употреблял уже В.В. Зеньковский. Появление религиозной педагогики связано с появлением неконфессионального религиозного образования, которые многие российские специалисты отрицают как невозможное. Однако 20-летний европейский опыт говорит о другом. Интересно, что сама идея религиозного образования выросла в Европе на христианской почве, а не из синкретизма или экуменизма. Наши европейские коллеги спорят не о том, надо или не надо говорить о религии в школе - здесь вердикт однозначен: надо! - а о том, как это делать.
Самой главной дидактической проблемой Федор Николаевич назвал даже не обучение детей, пришедших из семей разных религиозных традиций, а обучение по единой программе детей верующих и неверующих. По мнению педагога, это невозможно, т.к. при любом подходе нельзя игнорировать тот факт, что религия - это прежде всего духовный опыт, и его восприятие всегда очень сильно эмоционально и личностно окрашено. Поэтому наиболее перспективным ему кажется английский подход, который завоевывает все больше сторонников: надо учиться не в религии (катехизация, научение вере - дело религиозных общин), не просто о религии (объективированное религиоведение более уместно в вузе для специалистов), а ребенку следует учиться у религии. Учиться тому религиозному способу познания и переживания окружающего мира и человека в нем, которое, наряду с научным и художественным способом, сделает его жизнь, несомненно, богаче, глубже, светлее. Преподавать религию в школе, по мнению докладчика, должен квалифицированный педагог, имеющий достаточно большую степень свободы, чтобы приглашать на уроки представителей разных религиозных традиций при полной личной ответственности за результат.
Вопросов было много, собравшиеся учителя, как перед этим и студенты релфака, долго не отпускали Федора Николаевича, т.к. рассказ о живом опыте и проблемах преподавания религии в школах, об истории поисков мировой педагогической мысли способов их решений отвечал на самые острые запросы сегодняшнего дня. Все однозначно подтвердили, что такие встречи нужны, учителя хотят размышлять над этими проблемами вместе друг с другом и с учеными, которые позволят ввести разговор в более широкий парадигмальный контекст.
Декан факультета религиоведения СФИ М.В. Шилкина пригласила всех участников встречи к сотрудничеству с факультетом, который совместно с педагогическими институтами РАО разрабатывает сейчас целую программу подготовки учителей к преподаванию религии в школе. Информационная служба СФИ |