«БУДЬ ТВЕРД И МУЖЕСТВЕН, И ПРИСТУПАЙ К ДЕЛУ», ИЛИ КАК ЖИТЬ В СВОБОДЕ Покров Пресвятой Богородицы. Икона. XVI в. Тема семинара Покровского братства родилась из простого вопрошания, продиктованного современной ситуацией: почему в церкви становится всё меньше мужчин, братьев? Обстоятельства жизни в советские времена как будто оправдывали такое положение дел, такое неравенство женского и мужского (как, впрочем, и любую иную неполноту церковной, да и не только церковной, жизни), но оправдано ли оно сейчас, когда для церкви и общества в целом стало открываться всё больше возможностей обретать долгожданную свободу?.. Можно, конечно, благодушно успокаивать себя и других, заявляя, что духовная жизнь пусть медленно, но возрождается. Однако мы имеем свидетельство многих людей о том, что духовное возрождение, начавшееся в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века, уже к середине 90-х стало сходить на нет. И одним из самых очевидных показателей этой тенденции стал центробежный процесс постепенного (всё с той же середины 90-х, как времени некоего реверсивного духовного излома) «выбывания» братьев из церковной, духовно-братской среды. Речь идёт, конечно, не о том, что имеет большой смысл заботиться о неком «гендерном» паритете в церкви, подобно тому как этот вопрос время от времени ставится в пространстве светского общества. Внутренняя интуиция подсказывает, что по отношению к мужеству, равно как и к другим важнейшим измерениям духовной жизни, по большому счёту «нет мужеского пола, ни женского» (Гал 3:28). Просто возрождение церковной жизни внутренне предполагает обретение нового качества, и прежде всего качества её полноты. Ведь церковь, по замечательному выражению Бердяева, есть «мир Божий, в ней светит солнце и растёт трава»; всё подлинное обретает в ней своё место, в том числе - и человеческое (не только человеческое) качество мужественности. Как глубоко мы забыли, что призвание всякого христианина в первую очередь - не в получении индивидуального утешения и комфорта, а в мужественном - личном и соборном - противостоянии всякому злу и небытию, обретении и утверждении духовной свободы! Здесь проблема мужества приобретает новые обертоны, выводящие её на уровень центральных, самых проблемных вопросов современности, вопросов антропологии и экклезиологии. Но, оказывается, мало просто сделать усилие обретения утраченной памяти; дух мужества необходимо и стяжать, как любой подлинный дух, «усильем воскресенья». Об этом и хотелось бы открыто и всерьёз поразмышлять на семинаре. Организаторами предлагаются следующие вопросы к обсуждению: 1. Христианское мужество и его подмены. Важным представляется обозначить проблему недостатка не только христианского мужества, но и мужества как такового. Мужество проявляется в пограничной ситуации, но мир (особенно современный) желает безопасности не столько физической (что естественно), сколько душевной и духовной. Забота о физической безопасности требует реальных действий и усилий, тогда как проблемы других видов безопасности часто решаются путем создания мнимых реальностей и фантазмов. Получается непрерывный поиск гарантий и «беспроблемности» там, где их быть не может. Такая ситуация отражается и в церковной жизни. Говоря о подменах христианского мужества, следует постараться чётко определить, чем оно отличается от других видов мужества. В этой связи встаёт вопрос: а уместно ли вообще говорить о разных видах мужества? Разговор о мужестве - это разговор о такой точке зрения и перспективе, из которой проявляются сущностные, экзистенциальные качества человека. Ситуация бросает вызов, ответ может быть только через мужество и в мужестве, но содержание самого ответа может быть разным. Христианское мужество может иметь свои особые черты. 2. Почему мужество не востребовано христианами, церковью и обществом сегодня? Все ли призваны к мужеству (так же, как и к свободе)? Применительно к церковной ситуации представляется оправданным говорить не столько о тотальной невостребованности, сколько о неполноте и избирательности действия и принятия мужества. Эти вопросы во многом имеют историческое происхождение. Например, мужество, требуемое для созидания личной (индивидуальной) духовной жизни, не умалялось, к нему охотно призывали и призывают (личная и индивидуальная аскетика), но во многих других сферах церковной жизни призыв к мужеству часто замолкал. Это, прежде всего, формы внешнего и внутреннего устроения соборной, межличностной жизни церкви, а также проблемы её взаимодействия с внешним миром (устройство приходов и общин, миссия и катехизация, гражданская ответственность и отношения с мирской властью и др.) 3. Чем расплачивается человек за отказ от мужества? Отказ от мужества - это отказ от человеческой ситуации, от потенции стать человеком в полной мере, т. е. от личности, которая есть «единство становящегося в данном». Личность осуществляется внутри человеческой ситуации, а не вне её. Личность как раз и есть преодоление - в мужестве - реальных противоречий человеческого существования. Отказ от мужества ведет к замещению подлинной, часто трагической, реальности жизни - построением псевдореальностей, чуждых Бога. Отказ от мужества - это отказ от возможности принять силу Божью, т.к. любое мужество есть проявление внутренней силы, либо человеческой, либо Божьей. 4. В чём заключаются дела мужества сегодня? Как к ним приступить - в повседневных реалиях нашей жизни? Максим ДЕМЕНТЬЕВ КИФА №13(51) август 2006 года |