ДИАЛОГ С «ДРУГИМ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
На примере межрелигиозного, межконфессионального диалога и диалога церкви и культуры
Тему круглого стола Благовещенского братства помогло найти известное стихотворение Сергея Сергеевича Аверинцева:
«Другие - это ад»; так правду Ада
Ад исповедовал.
Ум, пойми: в другом,
во всяком, кто другой, во всяком, кто
не я, меня вcтречает непреложно
Единый и Единственный - услышь,
Израиль! - и отходит непреложно
к Его единству, и превыше всех
обособлений, разделений - то,
что отдано другому: хлеб - и камень,
любовь - и нелюбовь. И пусть их тьмы
неисчислимые и толпы этих
других; и пусть земному чувству близость
есть теснота и мука тесноты, -
Себя отречься Он не может: другу -
и Друг, и Дружество; для нелюбви -
воистину Другой. Любовь сама -
неотразимый, нестерпимый огнь,
томящий преисподнюю. Затвор
блаженной неразлучности - Геенне
есть теснота и мука тесноты.
Другой - иль Друг;
любой - или Любимый;
враг - или Бог. Не может Бог не быть,
и всё в огне Его любви, и огнь
один для всех; но Аду Бог есть Ад.
Благовещение. Икона. Константинополь, конец XIV в.
Необходимость диалога с «другим» нам подсказала сама жизнь: во-первых, текущий год оказался на удивление богатым самыми различными встречами, миссионерскими беседами с ищущей молодёжью, с представителями других христианских конфессий, иных вероисповеданий - и этот опыт показал, как трудно просто и прямо говорить с другими людьми о своей и их вере. Во-вторых, сводка нынешних военных действий с Ближнего востока каждый текущий день кричит нам, христианам, о том, что мы не можем быть рабами своей безучастности и отчужденности от «другого».
Нет нужды говорить о том, насколько актуален межрелигиозный (исламо-христианский и иудео-христианский) диалог в наши дни. Он стал проблемой сугубо практической, имеющей много измерений - политическое, социальное, экономическое, и, самое деликатное, религиозное. Реально этот диалог возможен не между религиями, а между верующими различных религий, имеющих сознательную ориентацию на взаимопонимание, готовых к свободному общению, стремящихся понимать другого таким, какой он есть и каким он видит себя сам, учась, при этом, понимать и себя самого лучше и глубже. Пока мы боимся вступать в диалог, мы не свободны духовно, мы не свидетельствуем миру о том, что «личность человеческая должна быть в свободном общении, в свободной общности, в коммюнотарности, основанной на свободе и любви» (Н.А. Бердяев. О рабстве и свободе человека // Опыт парадоксальной этики.- М., 2003.- с.465).
В теме диалога с «другим» мы планируем продолжить те обсуждения, которые уже велись на двух международных конференциях 2003 и 2004 годов под названием «Вера, диалог, общение», сделав в нынешнем году акцент на понимании диалога как свидетельства свободного и ответственного усилия, совершаемого навстречу кому-то иному. Основным предметом обсуждения будут темы межрелигиозного диалога, а также некоторый конкретный культурный и литературный материал, позволяющий глубже понять выбранную тему.
В круглом столе примут участие представители разных религий и разных христианских конфессий, известные специалисты в области межрелигиозных отношений, литераторы, члены Благовещенского братства.
Давид-Амир САДУР
Валерия ВОЛКОВА
Маргарита БЕЛОТЕЛОВА