Борис Фаликов. «Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда» М.: РГГУ, 2007, 265 с. - тир. 300 экз. Борис Фаликов хорошо известен читающей публике как тонкий аналитик, обозреватель интернет-издания "Газета.Ру". Известен он и как культуролог, ведущий одной из полос в газете "Культура". О том, что он замечательный преподаватель, религиовед, сотрудник РГГУ и Свято-Филаретовского института знают немногие. Но именно в этом качестве он предстает в монографии, которая является своеобразным конспектом спецкурса, посвященного новым религиозным движениям (НРД). В непринужденной манере, привлекая самые разнообразные источники, автор рассказывает о религиозных экспериментаторах и созданных ими образованиях. Еще каких-нибудь 15-20 лет назад среднестатистический россиянин и мало или вообще не слышал о кришнаитах, мунитах, саентологах, неоязычниках, последователях NEWAGE и ТМ (трансцендентальной медитации). Сегодня они стали частью российской реальности. То на Кузнецком мосту услышишь барабаны поклонников Кришны, то пассажир в электричке вдруг предложит познакомиться с учением преподобного Муна, то увидишь, как где-нибудь за городом водят свои хороводы язычники. А то еще придет соседка и расскажет, что ее сын участвует в каком-то культе. Новые верования возникали во все времена. Достаточно почитать Франца Кюмона о том, как восточные культы заполонили Римскую империю, чтобы убедиться в том, что "ничто не ново под луною". Б. Фаликов приводит любопытную цитату из классического труда Ф. Кюмона "Восточные религии в римском язычестве", увидевшего свет в начале XX столетия: "Предположим, что в современной Европе верующие бы покинули христианские храмы, чтобы припасть к стопам Аллаха или Брахмы, следовать наставлениям Конфуция или Будды, соглашаться с максимами синто; представим себе огромную мешанину из всех народов мира, в гуще которой арабские муллы, китайские ученые, японские бонзы, тибетские ламы и индусские пандиты одновременно проповедовали бы фатализм и предопределение, культ предков и обожествленного правителя, пессимизм и освобождение через уничтожение. Эта картина, которая, возможно, станет реальностью в будущем, дает нам достаточно точное представление о том религиозном хаосе, в котором барахтался древний мир Константина". Удивительное по точности описание религиозной картины наших дней! В российском обществе сегодня существует влиятельная группа "антикультистов" во главе с Александром Дворкиным, которая занимается развенчанием и даже шельмованием "тоталитарных сект". Борис Фаликов, напротив, стремится понять нетрадиционные религии, рассмотреть динамику их развития, путь НРД из области контркультуры в мейнстрим. При этом нельзя сказать, что он испытывает особые симпатии к адептам новых культов: горящие глаза и оголтелость которых его определенно пугают. Не случайно в работе можно встретить резкие цитаты в адрес НРД. Например, автор приводит высказывание судьи Поля Брекенриджа о саентологах: "Организация носит шизофренический и параноидальный характер, и эта странная комбинация, судя по всему, отражает характер ее основателя". Но все-таки Фаликов старается стать на позицию объективного исследователя, и именно с этой позиции оценивать жесты и фигуры поведения сторонников новых верований. Свое исследование Фаликов начинает с мадам Блаватской, чьи книги в советские времена имели широкое хождение в самиздате. Шаг за шагом прослеживает он путь этой небесталанной женщины, создавшей оккультное учение в неовосточной упаковке и увлекшей за собой немало интеллектуалов. В следующей главке появляется фигура другого антропософа - Рудольфа Штайнера. И появляется она на фоне интеллектуальных исканий Николая Бердяева. Оккультное и притягивало, и отталкивало замечательного русского философа. Одно время он даже полагал, что оккультные силы помогут творческому преображению живой природы. Но уже к 1916 году у Бердяева сложился вполне определенный взгляд на антропософию: современные оккультные учения не понимают и не принимают Христа, не ведут к преображению мира и фактически не выходят за рамки плоского рационализма. В последующих главках Фаликов пишет о Георгии Гурджиеве и Роне Хаббарде, о Свами Бхактиведанте и Дэвиде Линче. Объектом его исследований становятся Кришнаиты, представители трансцендентальной медитации и "Врат рая". Не обходит Фаликов стороной и новые российские культы: отдельные главки посвящены русским неоязычникам, "Богородичному центру", "Белому братству". В книге немало любопытных подробностей и интеллектуальных поворотов. Скажем, размышляя о неоязычестве, Фаликов пишет о приключении мифов, которые (как произошло это в случае с "Властелином колец" Толкиена) обрели онтологическую завершенность. По мнению Фаликова, сегодня в мире происходят два встречных процесса: с одной стороны, секуляризация - оттеснение религии на периферию общественных процессов, превращение ее в частное дело индивида. С другой - попытки сакрализации природы, искусства, человеческих отношений. НРД, замечает исследователь, способны заполнить душевную пустоту, дать успокоение и умиротворенность, но они редко приводят к истине. "Их удачи связаны с тем, что иногда им удавалось приоткрыть таинственную дверцу в неведомое, неудачи - с тем, что погружение на глубину они подменяли поиском разнообразия", - констатирует он. Любопытно, что Фаликов связывает с НРД и фундаменталистские течения внутри традиционных религий. И в этом есть свой резон. Ведь религиозный опыт фундаменталистов обусловлен невероятным сужением умственных горизонтов. Или просто религиозной подменой: на шумных встречах православных контрмиссионеров вовсю бушуют мирские страсти. И это, замечает Фаликов, со всей очевидностью показывает, что перед нами такая же имитация глубины, как и бесплодные поиски NEWAGE. В заключении отметим филологический аппарат издания. Монография снабжена подробными примечаниями и списком литературы на шесть страниц. К сожалению, отсутствует именной указатель, просто необходимый при издании работ такого уровня. Борис КОЛЫМАГИН, "Портал-Credo.Ru" |