gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
23.05.2008 г.

Известный ученый, возродивший палехскую миниатюру,  как оказалось, был выпускником духовной семинарии

20 мая 2008 г. в селе Палех Ивановской области прошла конференция «Бакушинские чтения».  Она проводилась в честь 125-летия со дня рождения выдающегося музейного педагога и искусствоведа Анатолия Васильевича Бакушинского. От Свято-Филаретовского православно-христианского института в конференции принял участие проф. кафедры философии и гум. дисциплин, уч. секретарь СФИ А.М. Копировский.

Село Палех с XVI в. известно своими иконописными традициями, а в советское время - живописью темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше, возникшей на основе иконописи. Но далеко не все знают, что появлением палехской миниатюры в большой степени Палех обязан своему земляку, известному ученому А.В. Бакушинскому. В 20-е годы XX века под его непосредственным руководством  велась работа по развитию современного искусства в бывших иконописных центрах - Палехе и окрестных селах Мстёре и Холуе. Будучи широко образованным историком и популяризатором искусства, А.В. Бакушинский приложил также немало усилий к тому, чтобы палехская миниатюра стала всемирно известной.

На первой конференции «Бакушинские чтения» (которую теперь решено сделать ежегодной) выступили руководители художественных мастерских Палеха, Холуя и Мстёры, местные художники,  а также представитель СФИ проф. А.М. Копировский, изучавший архив А.В. Бакушинского в Гос. Третьяковской галерее и воплотивший некоторые принципы его педагогики искусства в своих лекциях и экскурсиях.

В своем докладе «А.В. Бакушинский о художественных музеях» А.М. Копировский рассказал, что разносторонность творчества А.В. Бакушинского (который занимался и музейной педагогикой, и психологией творчества детей, и творчеством художника В.А. Серова и скульптора Н.А. Андреева, и художественной графикой, и возрождением и осмыслением народных промыслов) во многом была вдохновлена тем, что целью своей жизни он еще в юности поставил просвещение народа. А.М. Копировский обнаружил в архиве и обнародовал на конференции факт, о котором сам А.В. Бакушинский не писал ни в одной своей биографии из-за особенностей советского времени» - выдающийся искусствовед закончил Владимирскую духовную семинарию и хотел быть народным учителем (см. также публикацию А.М. Копировского в журнале «Миссионерское обозрение», № 1(147), 2008, январь, с.24 - 29). Впоследствии А.В. Бакушинский понял, что для этого нужно серьезное образование, и закончил 2 высших учебных заведения - Юрьевский (Тартуский) университет и педагогический институт им. П.Г. Шелапутина в Москве. Но в основе всей его работы было духовное начало.

Также А.М. Копировский представил архивный текст А.В. Бакушинского (1921 г.), посвященный необходимости изменения всего музейного дела. А.В. Бакушинский считал, что современные ему музеи -  это громадные комплексы, которые уничтожают главное в искусстве - его художественность, подавляют или ложно ориентируют зрителя, игнорируют его личность, и призывал максимально приблизить их деятельность к жизни, понимаемой им прежде всего как жизнь человеческого духа. По мнению докладчика, наследие Бакушинского, в чем-то опередившего  не только свое, но и наше время, еще во многом ждет своего открытия.

Яркие доклады представили также прямой потомок палехских иконописцев доцент Шуйского педагогического университета, к. технич. н. Павел Дубровский и один из старейших художников Палеха,  член Союза художников России Вадим Зотов.

После докладов, которые с большим интересом были выслушаны аудиторией (большинство которой составляли студенты Палехского училища), состоялось неформальное обсуждение затронутых в них проблем. К сожалению, будущее народных художественных промыслов представляется многим участникам конференции весьма проблематичным, несмотря на возродившееся иконописание, поскольку художественное и духовное содержание создаваемых произведений зачастую мало интересует даже самих художников.

Информационная служба СФИ
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!