Сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов 26 марта 2008 года в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных Поместных Православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. * * * Участие представителей Московского Патриархата в работе Смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года «О положении Православной Церкви в Эстонии», п. 3 которого гласит: Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от так называемой "Автономной Эстонской Православной Церкви" Константинопольского Патриархата. Причина такого решения изложена в том же определении: Архиерейский Собор не считает возможным положительно ответить на предложение Священноначалия Константинопольской Православной Церкви о признании Русской Православной Церковью канонического статуса автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, поскольку признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии (п. 1). Такая оценка канонического статуса «ЭАПЦ» разделяется и рядом других Поместных Православных Церквей. Более того, Московский Патриархат не располагает официальными данными, подтверждающими, что какие-либо Поместные Церкви признают «ЭАПЦ» в статусе автономной Церкви. До настоящего времени Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата в лице своих приходов пользуется многими храмами и вспомогательными сооружениями при них лишь на правах аренды, в то время как церковная структура константинопольской юрисдикции получила от государства в собственность и храмы, и все виды недвижимого имущества, включая доходные дома и земельные участки, притом - принадлежавшие до советской национализации и тем приходам, которые входят в состав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Сохраняющиеся не по вине Московского Патриархата препятствия на пути к осуществлению равноправия православных верующих в Эстонии означают, что Цюрихские договоренности 1996 года доныне остаются нереализованными, в связи с чем между двумя Патриархатами так и не были начаты переговоры по вопросу о каноническом урегулировании положения Православия в Эстонии. Таким образом, канонический статус существующей там церковной организации, находящейся в ведении Константинопольского Патриархата, остается спорным вопросом, по которому имеются разные точки зрения у различных Поместных Православных Церквей. * * *
Для продолжения православно-католического диалога при участии Русской Православной Церкви в настоящее время существуют следующие возможности: 1. В диалоге могут участвовать, как это было и ранее, только те Церкви, автокефальный или автономный статус которых пользуется общеправославным признанием. В таком случае участие «ЭАПЦ» неприемлемо. 2. В диалоге могли бы участвовать все автокефальные или автономные Церкви, признанные в качестве таковых хотя бы некоторыми из Поместных Церквей. При этом должно быть оговорено, что их участие в диалоге не означает признания всеми остальными участниками их канонического статуса. В этом случае можно пригласить к участию в диалоге и Православную Церковь в Америке, и Японскую Православную Церковь, и признаваемую Константинопольским Патриархатом «ЭАПЦ». В этом случае необходимо рассмотреть и вопрос об участии самоуправляющихся Церквей в составе Московского Патриархата. Это Украинская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата. 3. Возможен и компромиссный вариант, предусматривающий участие в диалоге представителей Церквей, статус которых не имеет общего признания полноты Православия, в составе делегации своих материнских Церквей. Таким образом, представитель церковной организации Константинопольского Патриархата в Эстонии мог бы участвовать в работе комиссии в составе делегации Константинопольского Патриархата, представители Православной Церкви в Америке, Японской Православной Церкви и других - в составе делегации Московского Патриархата. В настоящее время в результате односторонних действий Константинопольского Патриархата сложилось положение, при котором самая многочисленная в мире Поместная Православная Церковь не может принимать участие в общеправославно-католическом диалоге. В отношении документов, выработанных Смешанной международной комиссией без участия представителей Русской Православной Церкви, следует разъяснить, что Московский Патриархат не рассматривает таковые документы как имеющие для него сколько-нибудь обязывающее значение. Известно, что и в среде других Православных Поместных Церквей возникают серьезные озабоченности, касающиеся хода православно-католического диалога по экклезиологическим вопросам. Так, «определенная настороженность» в этом отношении была выражена в послании Священного Синода Элладской Церкви митрополиту Пергамскому Иоанну от 8 октября 2007 года. В настоящее время единственной причиной вынужденного неучастия представителей Московского Патриархата в процессе общеправославно-католического диалога стало одностороннее решение Константинопольской Православной Церкви. Полностью сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата опубликовано на официальном сайте Московского Патриархата |