Выставка «Свободное творчество сестры Иоанны Рейтлингер» открылась 16 мая в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» Выставка «Свободное творчество сестры Иоанны Рейтлингер» открылась 16 мая в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье». В экспозиции представлены рисунки, эскизы, открытки, живописные и иконописные работы с. Иоанны, фотографии, письма, публикации о ней, страницы ее дневника, а также ее роспись храма св. Иоанна воина в Медоне, спасенная и вывезенная Никитой Струве перед окончательным разрушением церкви. Открыл вечер, посвященный сестре Иоанне (Юлии Николаевне Рейтлингер; 1898-1988), директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» Виктор Москвин, вкратце рассказавший о работе по собиранию и изучению ее наследия, в частности, об издании альбома. Он поблагодарил Никиту Струве, спасшего роспись храма в Медоне. Хранитель изобразительного фонда Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», куратор выставки Наталья Белевцева, проводившая вечер, напомнила о первом событии, связанном с именем сестры Иоанны, - выставке ее икон в 2000 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. О Юлии Николаевне Рейтлингер поделилась воспоминаниями иконописец, супруга профессора Н. Струве Мария Струве, знавшая художницу с детства и бывшая ее ученицей по иконописи. Она отметила в Рейтлингер «невероятную внутреннюю свободу»: при том, что она знала все каноны, «ее подход к иконописи был свободный и богословский». «Часто иконописцы увлекаются своей техникой, у нее этого не было», -- сказала Мария Струве, отметив, что с. Иоанна «ничего не боялась, каждая ее икона была единственной, она относилась к иконописи как к творчеству». При этом она жила при о. Сергии Булгакове, в атмосфере «самого высокого и свободного богословия», и в ней соединилось все, что нужно для замечательного иконописца. «Правила иконописи не должны занимать первое место, от этого надо освобождаться, - считает Мария Струве. - Иконы IV века, Х века и XVIII века - все совершенно разные, а теперь происходит замораживание. Нужно читать богословские книги, нужно ввести икону в церковную жизнь». «Я пропиталась чувством, что икона в каждый момент должна быть актуальной, а не напоминать о стиле какого-либо века», - сказала далее М. Струве. Профессор Никита Струве, также знавший с. Иоанну с детства, отметил, что она «была человеком моцартского типа, соединяя в себе легкость, прозрачность и стремление к чему-то главному». По мнению Н. Струве, сестре Иоанне повезло в том, что у нее было много друзей, таких, как м. Мария (Скобцова), она общалась с о. Сергием Булгаковым; но при этом она не получила признания при жизни как иконописец. «Были люди, которые ее ценили, о. Сергий также «питался» от ее икон, она училась сакральному искусству у художника Мориса Дени, но она страдала от того, что в широком кругу ее творчество было недостаточно ценимо», -- сказал Н. Струве. Наталья Белевцева напомнила о тяжелых и трагических моментах в жизни с. Иоанны, - глухота с детства, смерть сестер, а также слепота, постигшая ее в престарелом возрасте. На вечере выступили люди, знавшие с. Иоанну в более позднее время, -- Наталья Большакова, Алексей Никольский, Екатерина Французова, Ольга Ерохина. Участники вечера рассказали о переписке с. Иоанны с о. Александром Менем, о ее жизни в Ташкенте и в Москве. Магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский поделился своим отношением к творчеству Юлии Николаевны Рейтлингер. По его мнению, пришло время, когда, с одной стороны, можно продолжать о ней говорить, знакомить с ней, и в то же время нужно более глубоко анализировать ее творчество. Она не случайно много времени провела в мастерской Мориса Дени, она сразу ушла от традиции стилизационной, потому что чувствовала, что это не то, отметил А. Копировский. «Соотнесение ее с традицией живописной важно не только для иконописцев, но и для художников, -- сказал искусствовед. -- Ее значение для живописи больше, чем просто возрождение иконописной традиции». С другой стороны, отметил он, для иконописцев это выход, потому что -- «мертвечина нарастает, как ни парадоксально, вместе с улучшением техники». Важным А. Копировский считает изучение творчества о. Сергия Булгакова и творчества с. Иоанны, а также изучение дневников с. Иоанны. Как говорится в пресс-релизе Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер) родилась и провела детство в Петербурге. В 1918 г. в Крыму познакомилась с о. Сергием Булгаковым, и эта встреча определила ее дальнейшую жизнь. В 1921 г. она переехала из Крыма в Варшаву, затем - в Прагу и Париж, где активно занималась иконой: получала консультации у старообрядческих мастеров, посещала курсы религиозного искусства в мастерской Мориса Дени. Поиски нового языка «творческой иконы» сблизили ее с кругом русских религиозных мыслителей: Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева, Георгия Федотова, Василия Зеньковского, Владимира Ильина и, наконец, матерью Марией (Скобцовой). Тяготея к работе с большими пространствами, художница получила возможность расписать храм Иоанна Воина в Медоне, а в 1947 г. - часовню Братства св. Сергия и Албания в Лондоне. Много работала в Париже: написала иконостас для храма-гаража общежития м. Марии на ул. Лурмель, триптих для храма того же Братства Сергия и Албания, множество икон. В 1935 г. Ю. Рейтлингер была пострижена митрополитом Евлогием (Георгиевским) в рясофор и избрала в качестве послушания «свободное творчество». Умирая у нее на руках, о. Сергий Булгаков благословил ее вернуться в Россию (1944 г.) Оказавшись в СССР в 1955 г., сестра Иоанна была распределена на жительство в Ташкент. Приезжая летом в Москву, познакомилась с о. Александром Менем, и в последние 15 лет ее жизни он стал ее духовным отцом. По его просьбе написала множество икон, которые тайком пересылала его духовным детям. Умерла сестра Иоанна «в окончательной схиме: глухая и слепая, молясь до последней секунды». Что касается медонских росписей, то они пережили войну, юрисдикционные распри, пожары, подтопления. В 1960 - 1980 гг. церковь оставалась без присмотра, став прибежищем бомжей, спаливших ценнейший иконостас. Перед окончательным разрушением храма в начале 1990-х Никита Струве с помощником спасли роспись, отодрав ее от стен, и перевезли на хранение в монжеронский замок. В 1996 г. с участием «Центра помощи русским беженцам во Франции» удалось частично отреставрировать и закрепить росписи на щитах. Но на полную реставрацию денег не хватило. Как только появилась возможность, в 2003 г., Никита Струве перевез фрески в Россию, разместив их в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» в надежде, что отыщутся средства для сохранения этого уникального ансамбля. Альбом «Художественное наследие сестры Иоанны (Ю.Н. Рейтлингер) был выпущен издательствами «Русский путь» и YMCA-Press в 2006 году. Елена БАЖИНА Источник (URL): http://www.blagovest-info.ru
|